Полуавтоматический элеватор Э-18/50

16.09.2020

Разработанный СКВ ВПО «Союзгеотехника» полуавтоматический элеватор Э-18/50 грузоподъемность 18 т предназначен для проведения спуско-подъемных операций с колонной бурильных труб диаметром 50 мм муфтово-замкового соединения на скважинах глубиной до 1500 м.

Спуско-подъемные операции осуществляются без применения наголовников к бурильным трубам. Трубы захватываются элеватором за кольцевую проточку на муфте бурильного замка, расположенной на верхнем конце бурильной свечи.

Основными деталями элеватора Э-18/50 являются (рис. 26): серьга с отражателем 1, корпус 9, кулачки 10, копир 2, створки 8, пружина 7.

Сварная серьга шарнирно соединяется с корпусом, который имеет центральное отверстие диаметром 70 мм, обеспечивающее прохождение через него бурильных замков и муфт диаметром 65 мм и боковой вырез (зев) шириной 55 мм под трубы диаметром 60 мм. В корпусе также размешаются детали захватно-копирующего механизма и запорного устройства, обеспечивающие свободный подъем элеватора по бурильной свече и захват свечи за кольцевую проточку на муфте верхнего бурового замка.

Створки 8 входят в запорное устройство и могут устанавливаться в двух положениях — рабочем и нерабочем, поворачивая оси 14 на 180°.

Створки, находящиеся в рабочем положении, частично перекрывают зев корпуса элеватора. При этом от приложенного извне усилия они поворачиваются на осях и углубляются в пазы корпуса, а после снятия усилия — возвращаются в исходное положение. В нерабочем положении створки полностью углублены в пазы корпуса и удерживаются в этом положении пружинами.

В нижней части корпуса на валиках жестко закреплены кулачки 10 и хвостовики 11. В верхней части корпуса шарнирно закреплен копир 2, который при помощи тяги 4, траверсы 5 и штифтов 12 присоединен к хвостовикам 11. Пружина сжатия 6 всегда стремится переместить траверсу 5, тягу 4 и копир 2 в нижнее положение, при этом хвостовики 11, поворачивая валики, устанавливают кулачки 10 в рабочее положение, при котором опорные торцы кулачков выступают внутрь проходного отверстия корпуса элеватора.

Траверсу 5 устанавливают в корпус элеватора через паз, перекрываемый крышкой 13. Крышка прикреплена к корпусу четырьмя винтами.

Нормальная работа элеватора обеспечивается только в комплекте со специальной вилкой подкладной (рис. 27), опорный бурт которой приподнят над ее корпусом.

Спуско-подъемные операции с применением элеватора Э-18/50 производятся буровой вахтой в составе двух человек. Перед спуском труб в скважину створки устанавливают в рабочее положение. Помощник бурильщика при помощи крюка перемещает нижний конец свечи к краю подсвечника и надевает на нес корпус элеватора. Створки пропускают свечу и, возвращаясь в исходное рабочее положение под воздействием пружин, фиксируют элеватор на свече.
Полуавтоматический элеватор Э-18/50

При надевании элеватора копир отводится свечей в верхнее положение, вследствие чего кулачки, поворачиваясь па валиках, углубляются в пазы корпуса. После этого лебедкой стайка элеватор поднимается вверх по свече. Копир элеватора скользит по наружной поверхности бурильной трубы, а кулачки, углубленные в пазы корпуса, не препятствуют его перемещению. При достижении элеватором конца свечи копир соскальзывает с верхнего торца муфты бурового замка и опускается вниз под действием пружины, одновременно поворачиваются валики с кулачками и рабочие кромки кулачков выходят из пазов корпуса элеватора и подхватывают свечу под буртики кольцевой канавки на муфте бурового замка. Захват кулачками свечи под торец муфты или под торец прорезей для подкладной вилки конструкцией элеватора исключается.

Бурильную свечу, захваченную элеватором, поднимают при помощи лебедки над подсвечником, переносят к устью скважины и спускают на свечу, подвешенную на подкладной вилке труборазворота. Производят навинчивание и спуск колонны в скважину. После подвешивания колонны на подкладной вилке элеватор опускают вниз до упора. Помощник бурильщика рукояткой цепи отводит копир в верхнее положение углубляя при этом кулачки в пазы корпуса, и, поднимая элеватор вверх лебедкой станка, освобождает его от свечи

Перед подъемом труб из скважины створки элеватора устанавливают в нерабочее положение. Затем элеватор сверху опускают на муфту бурового замка, подвешенного на подкладной вилке труборазворота. Кулачки элеватора сначала, поворачиваясь, расходятся в стороны, пропуская тело муфты замка, а затем западают в кольцевую проточку на муфте (при этом слышится характерный щелчок) и занимают рабочее положение, после чего производят подъем бурильной колонны. После отвинчивания извлеченной из скважины свечи помощник бурильщика ориентирует зев корпуса элеватора в сторону подсвечника. После установки свечи на подсвечник элеватор, продолжая двигаться вниз, благодаря отражателю отклоняется от свечи и опускается к устью скважины.

Перед пуском элеватора в эксплуатацию необходимо убедиться, что при движении по свече кулачки элеватора не подхватят свечу за промежуточные муфты. Для этого элеватор наводят на свечу и внешним осмотром проверяют месторасположение кулачков. Если обнаружится, что кулачки выступают за контуры проходного отверстия корпуса, то элеватор без соответствующей регулировки пускать в эксплуатацию нельзя.

Регулировку кулачков производят следующим образом. Тягу отсоединяют от рычага 3 (см. рис. 26) и поворачивают ее по часовой стрелке на 180°, т. е., ввинчивая тягу, траверса 5 поднимается и производит поворот кулачка 10 от оси элеватора. После этого тягу соединяют с рычагом и проверяют положение кулачков. Если кулачки все еще выступают за контуры проходного отверстия корпуса, вышеописанные операции следует повторить.

В процессе эксплуатации бывают случаи, когда элеватор начинает «проскакивать», т. е. при подъеме элеватора по свече кулачки не успевают выйти из пазов и подхватить свечу за кольцевую проточку на муфте. Причины могут быть разные.

Наиболее вероятными из них являются:

1. Загрязнение копирпо-подхватной системы — устраняется регулярной (после каждого спуско-подъема колонны) чисткой элеватора.

2. Ослабление пружины 6. Необходимо пружину заменить новой.

3 Кулачки слишком далеко отходят от контура проходного отверстия. В этом случае тягу следует повернуть против часовой стрелки на 180° или более, но при этом необходимо следить, чтобы кулачки не выступали из корпуса элеватора внутрь проходного отверстия.

К наиболее часто выходящим из строя деталям относятся хвостовики 11 (см. рис. 26). Опыт эксплуатации элеваторов показывает, что при выходе из строя одного из хвостовиков необходимо заменять сразу оба хвостовика. А изготавливать хвостовики в механических мастерских следует попарно, т. е. две пластины скрепить вместе струпциной п производить механическую обработку как одну деталь. Совместно изготовленные хвостовики скрепляются проволокой и в таком виде должны поступать на сборку. Практика показывает, что при наложении друг на друга любых хвостовиков, изготовленных не -совместно, отверстия под штифт 12 и под валик кулачка не совмещаются. После установки в элеватор таких хвостовиков, верхние торцы кулачков никогда не будут находиться в одной плоскости, а вследствие этого будет нагружаться только один кулачок, что вызовет деформацию тяги и хвостовика.

Серийный выпуск элеватора Э-18/50 осуществляется с 1973 г. В комплект поставки элеватора включаются две специальные вилки подкладные, а также запасные части и принадлежности. Стоимость комплекта — 357 руб. Замки с кольцевой проточкой поставляются заводами-изготовителями по особому заказу потребителей.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru © 2020
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на сайт обязательна