Мачта МНБ-650

16.09.2020

Буровая мачта МНБ-650 разработана Оренбургским геологическим управлением.

Мачта предназначена для подъема, спуска и поддержания на весу колонны бурильных и обсадных труб при бурении вертикальных и наклонных геологоразведочных скважин алмазными коронками глубиной до 800—900 м и твердосплавными коронками до глубины 650 м.

Металлическая А-образная мачта МНБ-650 (рис. 50) — это конструкция, состоящая из двух сходящихся у кронблока стрел, каждая из которых собирается из двух труб (6 и 11 — левая стрела. 10 и 16 — правая стрела) разных диаметров (219 и 245 мм), и представляющая собой телескопическую пару. Каждая стрела имеет узел телескопического соединения, предназначенный для жесткого фиксирования с одновременным центрированием труб. Правая стрела в верхней части жестко соединена с рамой кронблока, левая стрела соединена шарнирно. Нижние части стрел мачты шарнирами опираются на две серьги 4 и 21, сваренные из труб, которые, в свою очередь, через шарнирные узлы и 22 опираются на две опоры 2 и 23, жестко смонтированные на сварном металлическом основании 1. Для поддержания пакета бурильных свечей применяется замкнутый О-образный свечеприемник 8, который является связью между стрелами, увеличивающей общую жесткость мачты.

Подъем спаренных стрел мачты при переводе ее в рабочее положение и опускание стрел при переводе ее в транспортное положение производятся через систему блоков и две А-образные стрелы 18 и 20 при помощи трактора с тяговым усилием на крюке не менее 5 тс. |

При бурении наклонных скважин применяется гибкая направляющая, позволяющая при спуско-подъемных операциях использовать полуавтоматические элеваторы. Степень натяжения направляющей осуществляется натяжным устройством, представляющим собой винтовую пару с рукояткой и роликом, который устанавливается так, чтобы натянутый направляющий канат был параллелен оси скважины.

Для увеличения устойчивости мачты применяются четыре тросовых растяжки 12. Натяжение растяжек регулируется стяжными муфтами. При бурении вертикальных скважин, а также при подъеме и опускании стрел мачты шарниры наклона мачты 3 и 22 стопорятся двумя фиксаторами. Во избежание сдвига основания при подъеме и опускании стрел мачты трактором на жесткий буксир основания устанавливается сошник.

Буровая мачта МНБ-650 комплектуется утепленным буровым корпусом, в котором размещается все необходимое буровое оборудование. Перед монтажом буровой мачты планируется площадка на новой точке и мачта устанавливается по азимуту скважины.

Для приведения буровой мачты МНБ-650 из транспортного положения в рабочее освобождается хомут 75, закрепляющий спаренные и сложенные по длине стрелы мачты в серповидном седле опоры стрел, ослабляются шлицевые гайки узла телескопического соединения стрел (на 2,5—3 нитки по резьбе), устанавливается рычажно-захватное приспособление (если оно было снято) и выдвигается верхняя часть стрел с кронблоком до срабатывания упором и двух собачек, предохраняющих от полного выдвижения верхней части стрел. Под раму кронблока подводится опора, нижний конец которой опирается на автомобильный домкрат. С помощью домкрата и опоры кронблок поднимается на 20 мм с целью выбирания провисания стрелы мачты. После этого «собачка» на рычажно-захватном приспособлении перебрасывается и производится обратная подача верхней части стрел (до контактирования торцов верхних труб с упорами). На верхней и нижней горизонтально расположенных стрелах фиксирующие кольца по скошенным пазам надвигяются на упоры и поджимаются натяжными винтами. Отпущенные шлицевые гайки закрепляются натяжными винтами, поджимаются фиксирующие кольца, которые затем законтриваются. К верхней части стрелы мачты монтируются два кронштейна, к которым прикрепляются две секции тоннельной лестницы. На буксир саней-основания устанавливается сошник, опускаемый затем в проделанное углубление в грунте Проверяется надежность крепления канатов, правильность выполненной оснастки для подъема стрел мачты. После этого конец каната надежно прикрепляется к трактору (с тяговым усилием па крюке не менее 5 тс).

Плавным движением трактора (без рывков) на первой скорости поднимаются спаренные стрелы мачты до положения когда оси стрел образуют угол около 6° к вертикали. В этом положении мачта расчаливается растяжками.

Пальцами диаметром 18 мм раскрепляются стрелы между собой (во избежание падения пальцы должны быть закреплены на цепочках к стреле). Левая стрела отводится влево и двумя пальцами скрепляется с левой- серьгой. Свечеприемник прикрепляется двумя хомутами к правой стреле, и производится талевая оснастка.

Наклон мачты МНБ-650 на заданный угол бурения создают два винтовых домкрата 7, для чего расшплинтовываются и выбиваются нижние пальцы у фиксаторов, нижние части фиксаторов выводятся из проушин, оттягиваются нижние части подкосов-домкратов и свинчиваются с винтов. После этого ослабляются две растяжки со стороны, противоположной стороне наклона, навинчиваются домкраты на винты и одновременно устанавливается и натягивается направляющая.

Для приведения мачты в транспортное положение свечеприемник освобождается от бурильных свечей, мачта выводится в вертикальное положение при помощи подкосов-домкратов с обязательной страховкой растяжками. При помощи двух фиксаторов мачта закрепляется в вертикальном положении. Свечеприемник освобождается от правой стрелы и опускается вниз, проверяется оснастка полиспаста стрелы подъема, выводится канат и надежно прикрепляется к трактору. Движением трактора на одной из низших передач канат натягивается и надежно затормаживается. Затем дверцы люка бурового корпуса открываются, освобождается соединение нижней части левой стрелы и плавно опускается нижняя часть стрелы до вертикального положения при поддержке заранее закрепленной веревкой. Используя привязанную веревку, подводится левая стрела к правой и закрепляется двумя пальцами.

Домкраты устанавливаются в положение, при котором исключено задевание ими за люк при опускании стрел, освобождаются растяжки от якорей и плавным движением трактора (тяговое усилие на крюке должно быть не менее 5 тс) в сторону мачты на низшей передаче стрелы опускаются до горизонтального положения. После этого снимаются две секции тоннельной лестницы с верхней части правой стрелы, ослабляются две шлицевые гайки (на 2,5—3 нитки по резьбе) и освобождаются шесть упоров (по три на каждой стреле). При помощи рычажно-захватного приспособления до отказа вдвигаются верхние части стрел в нижние и затягиваются шлицевыми гайками.

На небольшие расстояния (до 300 м) в условиях ровной местности (отсутствие боковых уклонов свыше 3°) мачта может перевозиться без опускания стрел. Стрелы должны быть установлены в вертикальное положение и закреплены двумя фиксаторами. При этом обязательна страховка двумя тракторами за растяжки (страхующие тракторы должны находиться от мачты на расстоянии не менее 30 м).

Перевозка мачты на расстояние до 4 км допускается с опущенными в горизонтальное положение стрелами без снятия двух верхних секций лестниц и без складывания стрел подлине. При этом необходимо снижать скорость движения до минимума на неровностях почвы, вызывающих колебания стрелы.

При перевозке на расстояние более 4 км (на санях и на трайлере) мачту необходимо полностью привести в транспортное положение. При ограничении высоты (наличие линий электропередач и др.) стрелы подъема 18 и 20 опускаются.
Мачта МНБ-650


Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru © 2020
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на сайт обязательна