Снаряд колонковый со съемным керноприемником и ловителем KCCK-76


Колонковый снаряд со съемным керноприемником (рис. 68) представляет собой разновидность двойной колонковой трубы. Основным его отличием является преобразование узла внутренней трубы с целью ее извлечения без подъема колонковой трубы.

Колонковый снаряд включает съемный керноприемник и детали, формирующие наружный корпус.

В наружный корпус входят колонковая труба 28, к нижнему концу которой присоединяются расширитель 30 и алмазная коронка 34. Во внутренней расточке колонковой трубы установлен бронзовый центратор 29, предназначенный для стабилизации съемного керноприемника.

К верхнему концу колонковой трубы присоединяются переходники 10 и 7, между которыми установлена опора 9 для подвески съемного керноприемника. Наружный корпус соединяется колонной бурильных труб через центратор 4. Наружная поверхность центратора упрочнена электродами, а его нижний торец имеет выступ.

В съемный керноприемиик входят механизм блокирования узел подвески, приемная труба и кернорватель.

Механизм блокирования состоит из головки 1, гильзы 2 штифта 3, защелок 6, связанных с пружиной кручения 5, корпуса 8.

В узел подвески входят шпиндель 11 с регулировочной гайкой 12, манжеты 14 и шайбы 13, упорный подшипник 15 с кожухом 16, опора подвески 17 с переходником подвески 26, подшипник 18, пружина 19, шайба 20, гайка 23, подшипник 21, кольцо 22, гайки 24 и масленки 25.

Переходник подвески соединяется с приемной трубой 27, к нижнему концу которой присоединяется кернорнователь, состоящий из корпуса 33, рвательного кольца 32 и стопорного кольца 31.

В собранном состоянии колонкового снаряда съемный керноприемник подвешен буртиками корпуса 8 на опоре 9 таким образом, что между торцом кернорвателя и внутренней конусной поверхностью алмазной коронки остается линейный зазор. Величина зазора регулируется ввинчиванием или вывинчиванием шпинделя 11 из корпуса 7. Рекомендуемая величина зазора — 2 мм. Установленный зазор фиксируется гайкой 12, которая предохраняет корпус и шпиндель от разворачивания в процессе бурения.

Механизм блокирования предохраняет съемный керноприемник от вытеснения из наружного корпуса в колонну бурильных труб при действии осевого усилия снизу. Это обеспечивается упором защелок 6 в нижний торец центратора 4. Свободный ход съемного керноприемника до упора защелок в нижний торец центратора устанавливается при изготовлении и составляет 2—4 мм.

В процессе бурения крутящий момент передается с наружного корпуса через выступ центратора 4 на защелки 6, корпус 8 и шпиндель 11.

Силы трения между керном и приемной трубой достаточно для того, чтобы последняя, а также переходник подвески 26 и опора подвески 17 не вращались.

Промывочная жидкость проходит в кольцевом зазоре между наружным корпусом и съемным керноприемником, обходя опору 9 через систему отверстий корпуса 8.

При заполнении приемной трубы керном или при произвольном заклинивании керна наружный корпус перемещается вниз относительно неподвижной приемной трубы. При этом на резиновые манжеты 13 через упорный подшипник 15 передается осевое усилие, которое приводит к распиранию манжет и перекрытию межтрубного зазора. На поверхность поступает сигнал — повышенное давление на манометре насоса.

Радиальная деформация манжет ограничивается свободным предельным ходом невращающихся деталей съемного керноприемника и подшипника 15 с кожухом 16 относительно шпинделя 11.

Наличие свободного хода — зазор между подшипником 21 и внутренним торцом переходника подвески 26 устанавливается при изготовлении и составляет 5 мм.

При заклинивании керна, которое осуществляется отрывом колонкового снаряда от забоя, опора 9 тянет вверх шпиндель 11, который сжимает пружину 19, так как переходник подвески 26 и приемная труба 27 неподвижны благодаря силе трения в паре кернователь — керн. При этом зазор между торцом керпорвателя и алмазной коронкой полностью выбирается. Таким образом, усилие, необходимое на срыв керна, передается через наружный корпус, что предохраняет резьбы переходника подвески и приемной трубы от поломок.

Съемный керноприемник извлекают из наружного корпуса колонкового снаряда ловителем (рис. 69). Ловитель состоит из канатного замка 1 с канатной втулкой 2, в которую зачаливается канат лебедки ЛГ-2000. Канатный замок соединяется с утяжелителем 3, на нижний конец которого навинчивается труба 5 с втулкой 8. Внутри трубы 5 размещен шток 6, на верхнем конце которого навинчены гайки 4, а нижний конец соединен штифтом 9 с втулкой 10. Втулка 10 соединяется с корпусом ловителя 16, в пазы которого вставлены на штифте 13, 14 лапы 15 с пружиной 12. На корпусе ловителя фиксируется освобождающаяся труба 7 винтом 11.

При нормальной циркуляции промывочной жидкости ловитель опускается в колонну бурильных труб без освобождающей трубы 7 и винта 11. В транспортном положении шток 6 выдвинут из трубы 5 и подвешен на верхнем торце втулки 8 гайками 4.

При внезапном торможении корпуса ловителя 16 утяжелитель 3 перемещается вниз по штоку 6 и ударяет втулкой 8 по втулке 10, проталкивая ловитель вниз.

При входе в колонковый снаряд лапы 15 выходят из корпуса ловителя 16 и, захватив головку съемного керноприемника, возвращаются в прежнее положение под действием пружины. 12. Захват съемной трубы показан на рис. 70.

При натяжке троса с лебедки ЛГ-2000 гильза перемещается вверх относительно корпуса 2 и наружного корпуса колонкового снаряда своими нижними скосами выводит защелки из контакта с торцом центратора 4.

Съемный керноприемник готов к транспортировке на поверхность.

В случае невозможности извлечения съемного керноприемника по каким-либо причинам, для отцепления ловителя на канат надевается освобождающая труба и сбрасывается в колонну бурильных труб. При дохождении до корпуса ловителя внутренний конус освобождающейся трубы обхватывает лапы 6 и, сжимая пружину 7, выводит их из зацепления с головкой съемного керноприемника 5.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru ©
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!