Основные экономические показатели открытых горных работ

07.11.2020

За рубежом производительности труда в горнодобывающей промышленности уделяется особое внимание в целях сохранения конкурентоспособности компаний как на внутренних, так и на внешних рынках.

Из рис. 20 видно, что производительность труда в меднорудной промышленности США 1 по сравнению с другими отраслями промышленности США 2, Канады 3, ФРГ 4 и Японии 5 является самой низкой. Ее годовой прирост составляет 3,2%, в то время как для всей горнодобывающей промышленности США эта величина достигает 3,4%, а для других стран соответственно 4,7; 5,8; 12,9%.

Весьма неблагоприятно складываются тенденции в меднорудной промышленности с открытым способом добычи в отношении заработной платы (рис. 21,а). Так, если для горнодобывающей промышленности США ежегодный рост заработной платы составляет 3,2%, то для открытой добычи медной руды — 5,7 %.


При анализе производительности труда на открытых горных работах нетрудно заметить (рис. 21, б, в, г,), что производительность бурения увеличивается во времени (4,2% в год) за счет увеличения мощности станков и улучшения качества буровых коронок к шарошек, производительность экскаваторной погрузки 5,7% в год — за счет увеличения емкости ковша, производительность автосамосвалов (всего 2,8% в год) — за счет увеличения их грузоподъемности и более полного использования во времени. Сравнительно низкий рост производительности автотранспорта объясняется систематическим увеличением расстояния транспортирования и величины уклонов, причем положение с каждым годом ухудшается в связи с ростом глубины открытых горных работ.

По всем основным процессам с учетом эксплуатации, ремонта и управления производительность труда на меднорудных карьерах растет ежегодно на 2,6% (рис. 21,д), что явно недостаточно по сравнению с ежегодным приростом заработной платы, равным 5,7%.

Зависимость производительности труда рудничного рабочего от капитальных вложений показана на рис. 21,е. На рис. 22,а показана зависимость производительности труда рабочего по горной массе от времени эксплуатации меднорудных карьеров. Производительность тру1да в карьерах, которые начади эксплуатироваться в 70-х годах, почти в 2,5 раза выше, чем в карьерах, которые начали эксплуатировать до 1950 г. Значительное увеличение производительности труда на новых карьерах произошло за счет применения экскаваторов с ковшами емкостью до 20 м3 и самосвалов грузоподъемностью 100—200 т и более.

Производительность труда в карьерах зависит от участия служащих и технического персонала в руководстве предприятием. Существует предположение, что чем выше удельный вес инженерно-технического персонала в среде сдельно оплачиваемых рабочих, тем выше производительность труда (рис. 22,б).

Зарубежные специалисты считают, что для увеличения производительности труда необходимо создание новых технологических схем ведения горных работ и высокопроизводительной техники. В результате систематического осуществления такой политики они добились того, что производительность труда значительно возросла. Так, с 1935 г. до 1970 г. производительность труда в меднорудной промышленности увеличилась с 25,2 до 52,8 т/чел-смен, т. е. на 109,5%, а в железорудной промышленности с 28,8 до 90,0 т/чел-смен, или на 212,5%. Таким образом, среднегодовой прирост доставил соответственно 3,128 и 6,071%. На отдельных предприятиях производительность труда увеличилась еще больше (табл. 15, 16).

Повышение производительности труда за счет создания новых высокопроизводительных типов карьерного оборудования, увеличения использования его во времени, а также создания и внедрения новых технологических схем позволило улучшить экономические показатели на открытых горных работах.

Ниже приведены затраты (в долл.) на добычу 1 м2 полезного ископаемого при разных способах разработки.

Таким образом, затраты нa добычу 1 м3 руды открытым способом почти в 5 раз меньше затрат на добычу руды подземным. При существующих затратах на удаление 1 м3 породы экономически целесообразным является коэффициент вскрыши, равный пяти для металлических месторождений, и коэффициент вскрыши, равный 60, для угольных месторождений.

При увеличении производственной мощности карьеров удельные производственные затраты уменьшились. В отдельных случаях они достигли 19 центов на 1 т полезного ископаемого.

В табл. 17 приведены производственные расходы на технологические процессы для различных групп карьеров. Наименьшие затраты характерны для крупных карьеров с породами средней крепости. К таким карьерам относится большинство меднорудных. Максимальная себестоимость 1 т руды получена па карьерах небольшой производственной мощности, оснащенных маломощным оборудованием и характеризующихся условиями, неблагоприятными для транспортирования руды. К таким относятся карьеры, разрабатывающие месторождение бокситов.



Затраты на разработку 1 т горной массы на меднорудных карьерах изменяются от 20,3 до 45,1 цента. Коэффициент вскрыши при этом изменяется от 0,57 до 5,0 т/т (табл. 18 и 19). Для железорудных карьеров аналогичные величины составляют 31—79 центов и 0,1—4,0 м3/т (табл. 20).

Как видно из приведенных данных, основная доля эксплуатационных затрат приходится па транспортирование и дробление горной массы. Эти затраты изменяются в широком диапазоне в зависимости от типа разрабатываемых пород, затрат на материалы и электроэнергию, а также от трудоемкости работ.

В среднем 31,65% себестоимости 1 т медной руды и 39,65% себестоимости 1 т железной руды приходятся на заработную плату рабочим, горному надзору и инженерному персоналу. Оставшиеся соответственно 68,35 и 60,35% себестоимости добычи составляют затраты на материалы, вспомогательные работы, электроэнергию и амортизацию.

В табл. 21 приведены сведения по капитальным затратам на меднорудных и железорудных карьерах. Из таблицы видно, что основная доля затрат приходится на оборудование карьеров и фабрик, а также на удаление капитальной вскрыши.


Следует отметить, что большинство предпринимателей не желает выдавать или даже обсуждать какие-либо стоимостные величины. Поэтому не всегда эти данные являются строго сопоставимыми и часть из них намеренно изменена в сообщениях отдельных компаний.

Однако учитывая то, что при анализе экономических показателей было использовано большое число данных, опубликованные общие стоимостные величины являются вполне достоверными и отражают истинное положение дел.

Изменение затрат на бурение в широких пределах объясняется большим диапазоном сопротивления сжатию и абразивности разрабатываемых пород. Затраты на бурение скважин в таконитах намного превышают затраты на буровые работы на большинстве меднорудных карьеров. При бурении скважин диаметром 305 мм в сланце, слабом песчанике и т. п. стоимость долота составляет около 8,2 цента на 1 м скважины. Заработная плата при этом равна 19,7 цента/м. При бурении скважин в железных рудах стоимость долота составляет 197 центов/м, а заработная плата — 85,3 цента/м. Около 60% затрат на бурение скважин составляют затраты на замену или ремонт долот, вспомогательные работы, электроэнергию, топливо и смазочные материалы. Затраты на бурение скважин в карьерах составляют 1,6—5 центов на 1 т и в среднем равны 4,2 цента на 1 т.

Различная крепость разрабатываемых пород, наличие в них трещин, плоскостей ослабления и других нарушений сплошности массива являются причиной того, что затраты на взрывные работы изменяются в широких пределах.

Затраты на погрузочные работы изменяются незначительно, так как в последние годы на добычных работах используются экскаваторы с ковшами большой емкости.

Ниже приводятся средние значения себестоимости погрузочных работ по элементам затрат (в %):

Большое разнообразие затрат на транспортные работы в карьерах объясняется изменением расстояния доставки, профиля транспортных путей, местоположения карьерной дробилки и доступности внешних отвалов. Кроме того, затраты на транспортирование горной массы зависят от грузоподъемности автосамосвалов, их надежности и использования во времени и течение смены.

Анализ работы автосамосвалов грузоподъемностью 80—120 т на рудных карьерах показывает, что себестоимость транспортирования по элементам затрат в процентном отношении распределяется следующим образом:

Затраты на заработную плату и страховое пособие в отличие от затрат на топливо и смазочные материалы изменяются в широких пределах. Срок службы шин значительно зависит от местных климатических условий, профиля покрытия дорог, кусковатости и абразивности транспортируемых пород, организации обслуживания транспортных машин. В основном затраты на транспортирование составляют 5,5—13,2 цента/т при преобладающем значении 9,9 цента/т, исключая все капитальные и непроизводительные затраты.

Доля железнодорожного транспорта в общих транспортных расходах на открытых разработках не превышает 7%. На карьерах с большой производственной мощностью, значительными расстояниями транспортирования, небольшими уклонами трассы путей железнодорожный транспорт является все еще самым дешевым видом транспорта. Кроме того, в отдельных случаях, особенно на таконитовых карьерах, отбитая порода вызывает сильный износ покрышек автосамосвалов, что приводит к увеличению эксплуатационных затрат. Железнодорожный транспорт в этом случае оказывается более экономичным.

Удельные эксплуатационные затраты на карьерный транспорт изменяются от 3,3 до 18 центов/т при преобладающем значении 13 центов/т, поскольку в большинстве случаев расстояния транспортирования грузов большие. Около 40% этих затрат приходится на заработную плату и страховые пособия, остальная часть распределяется следующим образом:

Общее руководство карьером осуществляет управляющий совместно с подчиненными ему лицами. Из табл. 22 видно, что в целом в карьерах занято небольшое число работающих. При этом удельный вес инженерно-технических работников изменяется в широких пределах и составляет в среднем 17%. На шести карьерах имеют процент инженерно-технических работников выше среднего. Карьер Анвил находится за Полярным кругом, поэтому на нем работает большое число работников этой категории, В других случаях это обстоятельство объясняется размерами самого предприятия: в рассматриваемой группе карьеры Бренда, Феникс, Лорнекс, Белл-Коппер и Весфроб относятся к крупным с суточной производственной мощностью до 35 тыс. т по руде и до 120 тыс. т по горной массе.

На восьми карьерах используют труд электриков и механиков, относящихся к другому структурному подразделению; но выполняющих работы в карьерах. При условии их подчиненности аппарату управления карьеров удельный вес последнего значительно снижается и составляет в среднем 9,6%. На одного; инженерно-технического работника приходится до 10 рабочих.

Улучшение основных экономических показателей работы зарубежных карьеров происходило главным образом за счет роста рабочих параметров основного горнотранспортного оборудования: диаметр долота буровых шарошечных станков увеличился до 381—411 мм; емкость ковша механической лопаты — до 20 м3 и грузоподъемность автосамосвалов — до 170—200 т.

Кроме того, строительство новых объектов с большими капитальными вложениями, предусматривающими применение новых механизированных и автоматизированных линий на всех звеньях технологической цепи, также способствует росту производительности труда (2,8%).

Наконец, повышению производительности труда и снижению-себестоимости значительно способствует высокий коэффициент использования горнотранспортного оборудования, достигаемый путем улучшения организации его основной и ремонтно-вспомогательной работы.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru © 2020
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на сайт обязательна