Особенности технологических процессов при асфальтобетонных работах

07.06.2016

Ведущее место на дорогах Белоруссии занимают асфальтобетонные покрытия. Они прочны и долговечны, легко ремонтируются. У них высокие технико-эксплуатационные показатели. Их износ не должен превышать 1,0-1,6 мм/год даже при тяжелом и интенсивном движении. В зависимости от типа основания и требований движения они имеют несколько слоев, отличающихся прочностью. Самым прочным является верхний рабочий слой покрытия, который контактирует с колесами автотранспортных средств. Кроме того, он должен иметь высокие показатели износостойкости, ровности и водонепроницаемости.
Строительство (устройство) дорожной одежды включает следующие мероприятия:
— строительство земляного полотна;
— строительство основания;
— строительство покрытый.

Строительство земляного полотна - это комплекс земляных работ по подготовке, планировке и уплотнению земляного полотна. Непосредственно в зоне будущей автомобильной дороги выполняют следующие операции:
1) очистку полосы отвода (для строительства дороги) от кустарника, камней и растительного грунта - с помощью машин для подготовительных работ (кусторезов, рыхлителей, корчевателей);
2) планировку поверхности земляного полотна (с предварительным возведением насыпи или устройством корыта) - с помощью землеройнотранспортных машин (бульдозеров, скреперов, автогрейдеров);
3) уплотнение поверхности земляного полотна (на завершающей стадии -гладкими металлическими и пневматическими вальцами катков).
Строительство основания - это комплекс работ по устройству нижних слоев дорожной одежды. К ним относятся:
1) планировка верха дорожного полотна - с помощью автогрейдеров;
2) распределение дорожно-строительных материалов по поверхности полотна - с помощью распределителей (для щебня и гравия), а также с помощью бульдозеров и автогрейдеров (для песчано-гравийных смесей);
3) уплотнение материалов - с помощью катков с гладкими вальцами.
Основание может состоять из нескольких слоев. Каждый из них необходимо спланировать, распределить по нему дорожно-строительный материал и уплотнить, после чего произвести заключительную планировку.
Строительство покрытий является завершающим этапом строительства дорожной одежды. Асфальтобетонные (АБ) покрытия устраивают на автомобильных дорогах I-IV категорий, на улицах и аэродромах. Асфальтобетонные покрытия формируют из горячих, теплых и холодных асфальтобе^ тонных смесей. Они могут быть одно- и многослойными. Требования к асфальтобетонным смесям и асфальтобетонам на их основе регламентированы стандартом СТБ 1033-96 "Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон".
Технологический процесс устройства АБ покрытий из горячих и теплых смесей включает операции:
1) подготовку основания:
а) очистку основания от пыли и грязи - с помощью поливочно-моечных машин;
б) механическую очистку сухого основания - с помощью подметальноуборочных машин;
в) обработку сухого основания битумной эмульсией или жидким битумом - при помощи автогудронаторов;
2) транспортирование горячей АБ смеси для нижнего слоя - с использованием автосамосвалов;
3) укладку и уплотнение смеси - с помощью асфальтоукладчиков (АУ) и катков с гладкими вальцами;
4) транспортирование смеси для верхнего слоя;
5) укладку и уплотнение смеси в верхнем слое;
6) отделочные работы (исправление отдельных дефектов, выравнивание кромок обрубкой, подсыпка и укрепление обочин).
Подготовительные операции должны обеспечить прочное сцепление покрытия с основанием, что является одним из важных условий достижения заданной долговечности покрытий.
Транспортирование смеси к месту работы осуществляют автомобилями-самосвалами (после обязательной проверки на заводе качества и температуры смеси). Температура смеси при укладке должна быть: для горячих - не менее 120 °С, для теплых - не менее 70-110 °С, для холодных - температура воздуха, но не ниже 10 °С.
Укладку смеси на сухое основание осуществляют с помощью АУ. Для качественной укладки покрытия без образования нежелательных продольных швов используют два и более АУ или один АУ, если его ширина равна ширине обрабатываемого участка дороги. Если ширина дороги больше ширины АУ, укладку ведут на смежных полосах двумя (и более) машинами так, чтобы расстояние между ними по длине дороги Составляло не менее 10-30 м. Если работает один АУ, ширина которого меньше ширины дороги, то укладку осуществляют поочередно на каждой полосе участками, длина которых зависит от атмосферных условий. При остывании кромки уложенного слоя ее предварительно подогревают линейными обогревателями инфракрасного излучения для обеспечения прочности сцепления на границе смежных участков смеси.
После укладки смеси производят ее уплотнение. Как правило, уплотнительная техника (гладковальцовые катки) следует за АУ на расстоянии 8-10 м. Для уплотнения смеси в зависимости от ее структуры и состава используют катки статического действия с металлическими вальцами; вибрационные катки и катки на пневматических шинах. Укатку начинают легкими катками от края полосы к ее середине с перекрытием следа на 20-30 см. Число проходов зависит от типа смеси, вязкости битума и толщины слоя, а также от типа катка. В состав уплотняющего звена входят один легкий и два-три тяжелых катка на каждый АУ. Рабочая скорость зависит от стадии уплотнения и типа катка. На начальной стадии скорость не должна превышать 2 км/ч, затем после она постепенно увеличивается, достигая 3-5 км/ч для статических и 5-8 км/ч для пневмоколесных катков.