Асфальтоукладчики

07.06.2016

Асфальтоукладчики - это машины (или приспособления) непрерывного действия, предназначенные для равномерного распределения асфальтобетонных или черных смесей по дорожному основанию.
Самоходный АУ состоит из двух основных частей: тягача, обеспечивающего передвижение АУ, прием в бункер и распределение по дорожному основанию АБ смеси, и рабочих органов в виде выглаживающих и уплотняющих механизмов, связанных шарнирно с тягачом.
АУ классифицируют по следующим основным признакам:
1) по принципу перемещения - самоходные и прицепные машины, а также навесные приспособления;
2) по ходовому оборудованию - гусеничные, пневмоколесные и комбинированные;
3) по производительности (т/ч):
- легкие - до 25;
- средние - 25...150;
- тяжелые- 150...300;
- сверхтяжелые - более 300;
4) по типоразмеру их разделяют на группы в зависимости от ширины полосы укладки (мм):
I - 3000х100;
II - 5000х200;
III - 8000х300;
IV - 12000х300;
5) по типу приемного устройства - бункерные (с активной и пассивной подачей смеси к рабочим органам) и безбункерные;
6) по характеру воздействия на АБ смесь - с уплотняющим рабочим органом и без него;
7) по степени уплотнения АБ смеси - с предварительным и с высоким уплотнением;
8) по степени автоматизации - полуавтоматические и автоматизированные;
9) по комплектации - с базовым комплектом рабочих органов и с набором дополнительного оборудования для различных укладочных технологий и материалов.
Силовыми установками самоходных АУ являются серийно выпускаемые четырех- и шестицилиндровые дизельные двигатели. Повышенный запас их мощности позволяет регулировать рабочие и транспортные скорости АУ, а также совмещать многие рабочие и вспомогательные операции. Управление работой современных дизельных двигателей в основном автоматизировано. Это позволяет с максимальной эффективностью использовать мощность двигателей за счет согласованной работы независимых агрегатов и распределения мощности с учетом реальной нагрузки на агрегаты.
Прицепные и навесные АУ и приспособления (с использованием тягового или толкающего усилия автосамосвала или его веса) применяют в основном для ремонтных работ.
Ходовые системы АУ имеют свои особенности. Гусеничный ход обладает такими достоинствами, как малая чувствительность к неровностям дорожного основания, небольшое давление на основание и значительные тяговые усилия. Его предпочитают использовать при укладке холодных и крупнозернистых смесей, а также на АУ большой производительности, занятых на крупных объектах или в пересеченной местности. Гусеничные движители обеспечивают хорошую устойчивость и высокую точность укладки смеси независимо от дорожных условий, в том числе на подъемах и склонах. Однако у них низкая транспортная скорость (до 5 км/ч), что затрудняет их перемещение с объекта на объект. Металлические гусеничные траки имеют, как правило, гладкую поверхность. В ряде случаев траки покрывают упругим материалом, например, резиновыми или полимерными плитами (башмаками, подушками) или же используют резиновые гусеницы. Эти мероприятия существенно снижают износ элементов ходовой системы и уменьшают риск повреждения покрытий. Подавляющее большинство АУ имеет двухгусеничную ходовую систему, однако имеются модели тяжелых АУ с четырьмя ведущими гусеницами.
Пневмоколесные АУ обладают высокой транспортабельностью, но чувствительны к неровностям основания. Колесные движители более пригодны для АУ малой и средней производительности, которые эксплуатируются в городских условиях при частом перебазировании с объекта на объект. Их транспортная скорость составляет 20 км/ч и более. При этом рабочие скорости у колесных и гусеничных машин примерно одинаковы. Нередко для работы на слабых грунтах тяжелые пневмоколесные АУ снабжают резиновыми гусеницами, которые монтируют на двух-трех колесах с каждой стороны.
Комбинированные АУ обладают преимуществами колесного и гусеничного хода: в рабочем положении используют гусеницы, в транспортном -пневмоколеса. Однако комбинированный ход имеет весьма сложную конструкцию и увеличенную материалоемкость.
На рисунке 4.1 представлена конструктивная схема колесного АУ (модели ДС-191.506). Его опорной базой является ходовая система, которая включает четыре задних ведущих пневмоколеса 17, 18, установленные на двух мостах, и четыре сдвоенных управляемых передних колеса 1, 4 (со сплошными шинами), установленные на балансирных тележках.
Асфальтоукладчики

Диаметр передних управляемых колес значительно (примерно в два раза) меньше, чем задних ведущих колес. Передние колеса одного борта закреплены на концах балансирной тележки 2, середина которой шарнирно соединена с рамой машины, что обеспечивает равномерное распределение давления на передние колеса. Дизельный двигатель приводит ходовую систему через регулируемый гидронасос, гидромотор, механическую коробку перемены передач и цепную передачу. Рабочее оборудование включает бункер 3 для смеси с управляемыми боковыми стенками 11,13 и скребковым питателем, а также винтовые распределительные шнеки, трамбующий вибробрус и выглаживающую плиту 16. Основные рабочие органы имеют гидравлический привод. АУ снабжают системой автоматического контроля количества укладываемой смеси в шнековой камере.
На рисунке 4.2 представлена конструктивная схема АУ с гусеничным ходовым оборудованием. Все механизмы и агрегаты установлены на нижней 11 и верхней 5 рамах, которые представляют собой цельносварные металлоконструкции, соединенные стойками. Нижняя рама 11 шарнирно связана с двумя гусеничными тележками; на ней установлено рабочее оборудование, в том числе бункер 10, скребковые питатели 20, распределительные шнеки 15, трамбующий брус 14 и выглаживающая плита 13. Как правило, выглаживающая плита является второй опорой машины (первая - гусеницы). На верхней раме 5 расположены силовая установка 19, трансмиссия 17, гидросистема 9, пульт управления 3, 6 и другие агрегаты.
Асфальтоукладчики

Как было отмечено, имеются бункерные и безбункерные АУ. Бункерные АУ могут быть с активной и пассивной подачей АБ смеси к рабочим органам. Активную подачу материала осуществляют с помощью транспортеров-питателей, которые позволяют регулировать производительность в широком диапазоне. Безбункерные устройства просты в исполнении, но не могут обеспечить точной дозировки смеси на полосе, поскольку материал поступает непосредственно на обрабатываемое основание дороги. Их обычно используют на АУ небольшой производительности.
На рисунке 4.3 представлена принципиальная схема рабочих органов бункерного самоходного АУ. Основными элементами рабочих органов являются распределительный шнек, уплотняющий брус, выглаживающая плита, а также отражательный щит, элементы управления толщиной и профилем наносимого покрытия, несущие конструкции (рамы, тяговые брусья и др.). Технологический процесс укладки АБ смеси с помощью АУ с бункерным приемным устройством включает следующие операции:
- приемка смеси в бункер 3 из самосвала;
- подача смеси из бункера 3 к распределительным шнекам 5 при помощи пластинчатого (скребкового) питателя 4 через регулируемую щель между заслонкой и питателем;
- распределение смеси шнеками 5 по ширине укладываемой полосы;
- разравнивание и уплотнение смеси с помощью бруса 2;
- отделка поверхности покрытия с помощью выглаживающей плиты 7.
Асфальтоукладчики

Смесь поступает из автосамосвала в бункер. Далее с помощью скребкового питателя она через регулируемую щель попадает на шнек, распределяющий массу смеси равномерно по всей ширине. Управление размерами щели производят с помощью шиберных или секторных заслонок. Размер щели обусловливает дозу смеси и толщину слоя материала на питателе. После этого смесь частично или полностью уплотняют трамбующим брусом и выравнивают выглаживающей плитой. Затем при необходимости окончательное уплотнение смеси производят самоходными катками.
Бункер АУ предназначен для приема смеси из кузова автосамосвала и обеспечения непрерывной работы АУ с заданной производительностью. Во избежание его повреждений при контакте с автосамосвалом он снабжен упорной поворотной балкой (в виде металлического бруса), шарнирно закрепленной на раме АУ. К балке спереди крепятся предохранительные упорные ролики, расположенные по осям задних колес автосамосвала, с помощью которых АУ толкает перед собой разгружающийся самосвал. Бункер имеет две боковые, переднюю и заднюю стенки, а также днище. Боковые стенки являются складывающимися с гидроцилиндрами управления их положением, что обеспечивает изменение вместимости бункера и облегчает его очистку.
На дне бункера расположены два скребковых конвейера-питателя, которые с помощью погруженных в смесь скребков перемещают ее по днищу бункера в шнековую камеру, находящуюся между задней стенкой АУ и навесным рабочим органом. Смесь проходит через окна в задней стенке бункера и через туннели скребковых питателей в корпусе машины, которые проложены под силовой установкой и рабочей площадкой машиниста. Скребки каждого питателя крепят к двум тяговым цепям. Как правило, питатели расположены горизонтально, однако в некоторых конструкциях питателям придают обратный уклон, чтобы избежать уплотнения смеси перед распределительными шнеками. При этом питатели не только перемещают смесь по горизонтали, но и приподнимают ее. Количество смеси, выносимой питателями, регулируют шиберные (или другие) заслонки, которые изменяют высоту зазоров в задней стенке бункера. Однако в большинстве современных АУ количество смеси регулируют за счет изменения скорости питателей.
Рабочие органы конструктивно разделены на две одинаковые части, шарнирно связанные между собой. Такая система позволяет изменять взаимное расположение этих частей, устанавливая требуемый профиль. Рабочие органы имеют плавающую подвеску и с помощью тяговых брусьев шарнирно прикреплены к раме АУ.
Распределительный шнек состоит из двух секций с левой и правой навивками, которые имеют независимый привод каждой секции. Их общая длина соответствует ширине укладываемой полосы. На большинстве АУ устанавливают общий привод секции (левой или правой) шнека и соответствующей (левой или правой) секции конвейера-питателя. Каждый такой привод состоит из регулируемого поршневого насоса, гидромотора, редуктора и цепной передачи. При этом подачу питателей и распределительных шнеков можно регулировать как вручную, так и автоматически с помощью специальной системы регулирования. В автоматическом режиме фактические величины подачи питателей и шнеков определяют размещенными над ними двумя лопастными щупами, которые выполняют роль датчиков. Любое изменение их положения преобразуется потенциометрами в импульс управления работой питателей и шнеков. По сигналам датчиков с помощью гидроцилиндров, работающих в автоматическом режиме, производят подъем - опускание шиберных заслонок, что соответственно увеличивает или уменьшает подачу смеси конвейерами-питателями в зону рабочих органов. В современных конструкциях для повышения точности оценки запаса смеси его измеряют с помощью ультразвуковых датчиков. Для обеспечения равномерного распределения смеси высоту установки шнеков можно регулировать с помощью гидроцилиндров в зависимости от толщины укладываемого слоя.
После шнека смесь попадает под уплотняющий брус и выглаживающую плиту.
Уплотняющий (трамбующий) брус предназначен для предварительного профилирования слоя уложенной шнеками смеси и ее уплотнения. Брус имеет раму и профилирующий нож, прикрепленный к нижней части рамы. Эта рама соединена шарнирами с шатунами эксцентрикового вала. Вал получает вращение от гидромотора через ременную передачу и сообщает его с заданным эксцентриситетом шатунам, которые, в свою очередь, обеспечивают возвратно-поступательные вертикальные движения трамбующему брусу. Гидропривод обеспечивает возможность бесступенчатого регулирования частоты колебаний трамбующего бруса. Конструктивно брус состоит из двух шарнирно связанных половин, каждая из которых снабжена отражательным щитом. Щит служит для перемещения призмы волочения смеси, находящейся перед рабочим органом, а также для предохранения бруса от налипания смеси (его располагают под углом к направлению движения).
Выглаживающая плита также состоит из двух шарнирно-сочлененных половин с механизмом регулирования поперечного профиля и толщины покрытия, которые образуют жесткую конструкцию. Плита имеет раму, к которой снизу крепят подошву плиты. Подошва имеет гладкую поверхность и обеспечивает выглаживание верхнего слоя укладываемой смеси. К раме на консоли крепят настил, по которому перемещается обслуживающий персонал. Большинство моделей АУ оборудованы системой подогрева плиты, трамбующих брусьев и прессующих планок. Для этих целей используют эпектронагрев или нагрев от сжигания сжиженного газа или жидкого топлива. Плиту располагают перпендикулярно направлению движения под, некоторым углом атаки, чтобы задняя кромка плиты находилась ниже передней. Давление плиты на смесь составляет 0,1-0,2 МПа, которого вполне достаточно для создания необходимого профиля покрытия (плоского горизонтального, односкатного или двухскатного). По характеру работы плиты различают системы с плитами статического и вибрационного воздействия.
В современных АУ применяют систему рабочих органов брус - плита двух типов.
Первый тип, описанный выше, предназначен для предварительного уплотнения и состоит из одного бруса и одной плиты. По взаимному расположению бруса и плиты различают разделенные и неразделенные системы (в современных АУ используют разделенные).
Второй тип предназначен для высокого уплотнения и включает агрегаты предварительного и дополнительного уплотнения, содержащие несколько уплотняющих брусьев и выглаживающих плит. По характеру колебаний различают качающиеся брусья (колеблются в горизонтальной плоскости в направлении, перпендикулярном направлению движения АУ) и трамбующие брусья (колеблк)тся в вертикальной плоскости), которые получили наибольшее распространение.
В системе второго типа агрегат предварительного уплотнения состоит из трамбующего бруса и виброплиты. Брус трамбует смесь с помощью эксцентрикового привода с фиксированной амплитудой (4 или 8 мм) и частотой колебаний, которая регулируется бесступенчато до 1800 ударов в минуту. Выглаживающая виброплита колеблется также в вертикальной плоскости (с частотой 68 Гц и амплитудой колебаний в интервале от 0 до 5 мм) посредством импульсного гидравлического привода.
Агрегат дополнительного уплотнения представляет собой два трамбующих бруса (другое название — планки) и вторую выглаживающую виброплиту. Первая трамбующая планка обеспечивает уплотнение покрытия под давлением от 5 до 15 МПа. Вторая планка усиливает и стабилизирует достигнутый эффект уплотнения. Давление прессования планок реализуется с помощью гидроцилиндров, обеспечивающих импульсное давление на покрытие с частотой от 35 до 70 Гц (посредством изменения частоты вращения вала гидромотора, связанного с поворотным золотником). Агрегат дополнительного уплотнения увеличивает плотность слоя на 8-9 %, что равнозначно четырехкратному проходу катка массой 4 т.
Окончательное выглаживание поверхности покрытия производят с помощью второй виброплиты, которая имеет меньшую площадь поверхности и меньший вес, чем первая виброплита. Плита как бы плавает на уплотненном покрытии. Изменение толщины покрытия осуществляют путем изменения угла наклона к горизонту трамбующего бруса и первой виброплиты.
На рисунке 4.4 показан рабочий орган высокого уплотнения, который включает трамбующий брус предварительного уплотнения 4, основной трамбующий брус 5, а также выглаживающую виброплиту 8. Как видно из рисунка, трамбующий брус имеет сменный нож (из износостойкой стали), нижняя кромка которого имеет специальный профиль, позволяющий лучше уплотнять укладываемую смесь. АУ с оборудованием высокого уплотнения может эксплуатироваться (в зависимости от решаемых задач) как в режиме предварительного уплотнения, так и в режиме высокого уплотнения.
Асфальтоукладчики

Управление положением и работой основных рабочих органов осуществляют с помощью гидравлической системы. Гидросистема служит для привода вибраторов уплотняющих рабочих органов, управления гидромуфтами и гидроцилиндрами подъема боковых стенок бункера, а также для управления гидроцилиндрами автоматики.
Большинство современных АУ имеют распределительную и уплотняющую системы переменной ширины. Как правило, АУ оснащают набором сменных рабочих органов, который включает рабочее оборудование стандартной ширины (рисунок 4.5, а), телескопические раздвижные уширители с гидроприводом (рисунок 4.5, б), а также приставные, механически присоединяемые (модульные) уширители (рисунок 4.5, е). В зависимости от типоразмера машины они позволяют укладывать слои АБ покрытия шириной от 0,5 до 16 м. Стандартные рабочие органы применяют в основном для устройства магистралей и городских улиц, где требуются высокая точность профиля и равномерное уплотнение АБ смеси по всей ширине полосы. Их рабочую ширину можно увеличивать различными способами:
1) дискретно, т.е. ступенчато - с помощью приставных съемных уширителей 5, 6 (см. рисунок 4.5, в);
2) бесступенчато - с помощью раздвижных телескопических уширителей 4 (см. рисунок 4.5, б);
3) совместным использованием приставных и раздвижных уширителей (см. рисунок 4.5, г).
Асфальтоукладчики

При необходимости ступенчатого увеличения ширины обрабатываемой полосы дорожного основания на рабочие органы (распределительные шнеки, брусья и др.) наращивают дополнительные (приставные) съемные секции, которые болтами прикрепляют к основным секциям.
Бесступенчатое увеличение ширины с помощью телескопических раздвижных рабочих органов позволяет проводить переналадку по ширине без остановки процесса укладки, что очень эффективно при формировании дорожного покрытия с изменяющейся шириной. Кроме того, телескопические уширители обеспечивают более высокое качество укладки смеси по сравнению с приставными уширителями. Механизм выдвижения бруса или плиты имеет гидравлический привод и состоит из двухступенчатой выдвижной телескопической трубы с устройством для ее фиксации от поворота. Более предпочтительным является также использование телескопических распределительных шнеков с гидравлическим приводом их выдвижения.
В таблице 4.1 представлены сведения о типоразмерном ряде гусеничных АУ фирмы «Vogele». Данные по ширине характеризуют базовую и максимальную ширину рабочих органов. Как видно из таблицы, базовая ширина стандартных рабочих органов значительно меньше (всего 1,1 м - для миниукладчика Super 600 и 3,0 м - для широкозахватной модели Super 2500), чем максимальная ширина укладки, которая достигается с помощью дополнительных уширителей. Дизельные двигатели с жидкостным охлаждением обеспечивают необходимые тяговые усилия при эксплуатации в самых жестких условиях. Постоянная скорость движения при укладке смеси поддерживается с помощью электронной системы управления работой двигателя. Гусеничная ходовая система с удлиненными гусеницами имеет хорошую устойчивость и высокую точность укладки на подъемах и склонах, а также при плохих дорожных условиях. Рабочие органы высокого уплотнения при использовании оригинального генератора импульсов давления рабочей жидкости обеспечивают уплотнение слоя, достигающее 98 % от нормативных показателей без укатки. Конструктивные особенности данных машин позволяют применять передовые технологии дорожного строительства, обеспечивающие сохранение окружающей среды за счет снижения шума и вибрации, а также загрязнения атмосферы выбросами углекислого газа.
Асфальтоукладчики

АУ снабжают автоматическими следящими системами, обеспечивающими ровность покрытия по сигналам датчиков продольного и поперечного профилей. В машинах, производимых в Союзном государстве РФ и РБ, используют автоматическую систему «Стабилослой», Например, «Стабилослой-20» обеспечивает стабилизацию положения выглаживающей плиты относительно заданных ориентиров и соблюдение заданных продольного и поперечного профилей слоя покрытия. На рисунке 4.6 представлена принципиальная схема расположения датчиков системы «Стабилослой-20». В этой системе посредством датчиков сравнивается реальное положение рабочего органа АУ с тем его положением, которое необходимо для поддержания заданных параметров продольного и поперечного профилей, а также толщины слоя покрытия. По сигналу рассогласования исполнительное золотниковое устройство 1 с помощью гидроцилиндров 5 изменяет положение рабочих органов до исчезновения сигнала. Необходимое положение рабочих органов задается с помощью копира. Копиром может служить поверхность покрытия соседней полосы, луч лазера или направляющий трос, как на схеме рисунка 4.6. Сигналы от датчиков (6, 8 и 4) поступают к электромагнитам 1 золотниковых распределителей, которые управляют гидроцилиндрами точек подвески тяговых брусьев. Подъемный механизм 3 используют для установки датчика продольного профиля по высоте при настройке системы автоматики. Этот датчик предназначен для автоматического выдерживания заданного продольного профиля.
Помимо этих систем, автоматизированы многие операции по управлению машиной, в том числе:
- контроль толщины укладываемого слоя;
- постоянство скорости и направления движения машины;
- регулирование количества смеси в шнековой камере;
- поддержание требуемых величин параметров (температуры и давления на слой) выглаживающей плиты;
- контроль параметров двигателя, ходовой системы и гидрооборудования.
В качестве примера современной системы управления можно привести центральную панель управления, которую устанавливают на АУ фирмы «Volvo». С ее помощью выполняются следующие функции;
- выбор и управление параметрами рабочих органов (конвейеров, шнеков, брусьев и плит) машины и технологических режимов укладки;
- регулирование частоты вращения коленчатого вала;
- управление положением боковин бункера и передней заслонки;
- переключение режимов (автоматического и ручного) работы шнеков и конвейеров;
- реверс лент конвейеров (для устранения их загрязнения смесью);
- холостой ход привода рабочих органов (для чистки конвейеров, шнеков, брусьев или прогрева их приводов);
- разгрузка рабочих органов;
- контроль за работой двигателя и рабочих органов (на основании параметрической информации, выведенной на дисплей).
Ходовая система современных АУ гидрофицирована, в частности гидропривод гусеничного хода (с двумя гусеницами) включает регулируемые поршневые насосы для питания двух поршневых регулируемых (как правило, двухскоростных) гидромоторов - по одному на каждую гусеницу. Раздельный привод гусениц обеспечивает высокую маневренность АУ и позволяет поддерживать постоянными его тяговые характеристики. Привод включает гидронасос, гидромотор, зубчатый редуктор и двухступенчатую планетарную передачу. Гусеничные ленты оборудуют резиновыми или полимерными башмаками (плитами).
Асфальтоукладчики

Значительная часть выпускаемых АУ имеют резиновый гусеничный ход из-за преимуществ резиновых гусениц в транспортной скорости и затратах на обслуживание по сравнению с традиционными гусеницами. Резиновые гусеницы обеспечивают устойчивое и бесшумное перемещение АУ со скоростью до 10-11 км/ч. Имеются сведения, что почти половину современных АУ, которые выпускают ведущие производители (фирмы «Blaw-Knox», «Caterpillar», «Cedarapids», «Vogele»), представляют машины с резиновыми гусеницами. На рисунке 4.7 представлена конструктивная схема АУ на резиногусеничном ходу.
Асфальтоукладчики

Пневмоколесные АУ способны перемещаться с одной строительной площадки на другую самостоятельно, не прибегая к дорогостоящей перевозке трейлерами. Им разрешено передвигаться по дорогам общественного пользования, на которых они могут развивать скорость до 20 км/ч. Привод хода включает регулируемый поршневой насос, поршневой гидромотор, механически управляемую коробку переключения передач и ведущий мост. В свою очередь, вращение на ведущие колеса с моста передают цепные передачи. В зависимости от типоразмера пневмоколесные АУ могут иметь двух-, трех- или четырехосное шасси с полным или неполным приводом. Удлинение колесной базы, применение качающейся подвески направляющих колес, а также использование полноприводных ходовых систем обеспечивает высокое качество укладки колесными АУ, не уступающее гусеничным Машинам.
Например, система полного привода АУ фирмы «Volvo» включает антипробуксовочное устройство с функцией изменения крутящего момента для привода передних колес в зависимости от нагрузки, дифференциал заднего моста с электронным управлением, систему гидроцилиндров для регулирования положения обеих пар передних колес по высоте. При этом конструкция привода хода обеспечивает три рабочих режима - укладки, транспортировки и маневрирования, которые соответствуют реальным условиям эксплуатации.
В заднеприводных машинах необходимое тяговое усилие обеспечивается за счет задних (на одной или двух осях) приводных колес большого диаметра. В некоторых случаях на сверхтяжелых АУ устанавливают (вместо заднего моста) на задней оси мотор-колеса с индивидуальным приводом на каждое колесо, который включает ступичный двухступенчатый планетарный редуктор.
В переднеприводных машинах привод выполняют либо на колеса одной оси, либо на колеса всех передних осей. Иногда для увеличения тяги устанавливают передние мотор-колеса.
Особенности различных типов ходовой системы влияют на габариты рабочих органов. Устойчивость и повышенные тяговые характеристики гусеничной ходовой системы позволяют увеличить ширину рабочих органов тяжелых и сверхтяжелых АУ до 16 м. Для колесных АУ высокое качество уложенной смеси достигается при меньших размерах уширителей. Об этом свидетельствуют данные таблиц 4.1 и 4.2.
В таблице 4.2 представлены технические характеристики колесных АУ производства предприятия «Брянский Арсенал». Они предназначены для приема, распределения по заданной ширине полосы дороги, укладки и предварительного уплотнения асфальтобетонных и битумоминеральных смесей. Рабочие органы (предварительного уплотнения) включают вибробрус и виброплиту (или же только вибробрус) с гидроприводом управления колебаниями. АУ оборудуют гидрообъемной ходовой трансмиссией, которая обеспечивает бесступенчатое регулирование скорости и реверсирование движения АУ в рабочем и транспортном режимах. Электрогидравлический сервопривод позволяет после вынужденных кратковременных остановок возобновить движение с заданной скоростью без вмешательства машиниста.
Асфальтоукладчики

Внушительную вместимость бункеров (при наличии габаритных ограничений на ширину АУ) обеспечивают откидывающиеся борта. Такая конструкция бортов уменьшает количество неиспользованной смеси на стенках бункера и сохраняет температуру смеси при их закрывании. Ходовое устройство, как правило, включает два задних моста с четырьмя ведущими пневмоколесами, а также четыре сдвоенных гидравлически управляемых передних колеса со сплошными шинами. Вращение от мостов на ведущие колеса передается с помощью втулочно-роликовой цепи. Органы управления размещены на перемещаемом пульте с рулевой колонкой (или на двух пультах).
Гидросистема современных АУ является многопоточной и состоит из ряда независимых контуров. Дизельный двигатель через муфту сцепления и редуктор приводит несколько гидронасосов, питающих рабочей жидкостью гидромоторы ряда приводов.
Во-первых, привод хода, который включает реверсивный регулируемый гидронасос, гидромотор и механические передачи.
Во-вторых, приводы скребковых конвейеров-питателей и распределительных шнеков, которые включают реверсивные регулируемые гидронасосы, гидромоторы, редукторы и цепные передачи, приводящие питатели и шнеки левой и правой сторон АУ (независимо друг от друга).
В-третьих, приводы трамбующих брусьев и вибраторов, а также приводы выглаживающих плит (прессующих планок).
В-четвертых, приводы рулевого управления и управления положением элементов бункера и рабочих органов, которые включают гидронасосы и гидроцилиндры.
Таким образом, в современных АУ имеется семь-девять независимых контуров. Управление агрегатами и рабочими органами машины осуществляют с центральной панели управления, на которой все элементы и индикаторы систематизированы по функциональным блокам. С ее помощью управляют основными функциями укладки и рабочими характеристиками машины. Кроме того, на панели имеется дисплей, на который выводятся основная параметрическая информация и данные о работе силовой установки и рабочих органов АУ.
Потребитель предъявляет разносторонние и очень жесткие требования к машинам, что отражается на их комплектации. Для реализации современных технологий создания и восстановления дорожных покрытий, в том числе многофункциональных, водопроницаемых (обезвоженных), малошумных и др., машины оснащают легкосъемными дополнительными рабочими органами, способными перерабатывать различные составы асфальтобетонных смесей, в том числе из вторично используемых материалов, а также цементобетонных смесей. Их также снабжают различными техническими системами, включая устройства регулирования высоты укладки и уплотнения смесей, датчики индикации и регистрации рабочих характеристик и др.
Современные АУ оснащают системой навигации, которая обеспечивает точное трехмерное (3D) позиционирование исполнительного механизма машины в любой момент времени с использованием GPS. Напомним, что основой технологии GPS (Global Positioning System) является система спутников, перемещающихся в космическом пространстве по заданным орбитам, наземный комплекс слежения за спутниками, а также навигационное оборудование машины. Использование этой технологии существенно ускоряет производство работ, а также обеспечивает стабильность и точность укладки АБ смеси с автоматическим регулированием высоты и уклона укладываемого слоя на всех стадиях технологического процесса.
Ряд моделей АУ снабжают дополнительным оборудованием для укладки покрытий из валков, для чего в приемном бункере устанавливают дополнительный пластинчатый конвейер с гидроприводом. Укладку АБ смеси в виде валков вдоль дороги осуществляют самосвалами, что позволяет быстро их разгрузить, а также исключить скопление машин перед АУ. Возможность загрузки смеси из валков увеличивает накопительную способность бункера и обеспечивает непрерывную работу укладчика, исключая дополнительную настройку выглаживающей плиты после остановок АУ для разгрузки автомобилей со смесью. Для предотвращения загрязнения смеси материалом основания дорожной одежды предусмотрена система регулирования высоты забора смеси из валков.
В комплекте с АУ большой производительности в качестве дополнительного оборудования могут применяться самоходные конвейеры-перегружатели, которые обеспечивают более ритмичное пополнение запаса смеси в бункере и исключают колебания нагрузки и скорости АУ при подходе и отходе автосамосвалов.
К основным направлениям совершенствования АУ следует отнести следующие:
1) разработка мероприятий по поддержанию необходимого уровня экологической безопасности АУ, включая использование дизельных двигателей с электронным управлением, обеспечивающих снижение уровня шума и вибрации, а также выбросов СО; при эксплуатации применяемого оборудования;
2) расширение технологических возможностей АУ за счет их оснащения дополнительным оборудованием, обеспечивающим их использование для укладки всех слоев дорожной одежды и цементобетонных покрытий, а также для восстановления асфальтобетонных покрытий на месте;
3) расширение типоразмерного ряда АУ для уменьшения энергозатрат, увеличения производительности и повышения качества выполняемых работ независимо от свойств и профиля дорожного полотна;
4) применение материалов и конструкций, обеспечивающих их повторное использование (не менее 90-95 маc. %) после списания и утилизации АУ;
5) облегчение управления машиной за счет расширенного информационного обеспечения оператора с выводом на дисплей панели управления показателей работоспособности основных агрегатов АУ, а также за счет применения автоматических систем, управляющих движением и укладкой АУ по заданной программе; совершенствование автоматизации управления рабочими органами, обеспечивая переналадку режимов работы без остановки машины;
6) повышение надежности и безопасности эксплуатации ходовой системы тяжелых пневмоколесных АУ за счет их оснащения гидромотор-колесами, устранения цепных и других механических передач, автоматического регулирования скоростных режимов в широком диапазоне скоростей;
7) повышение транспортабельности АУ за счет ограничений по ширине стандартного рабочего оборудования и обеспечения их вписывания в транспортные габариты, которые составляют 2500 мм.