Для строительства автомобильных дорог I-III категорий, а также взлетно-посадочных полос аэродромов используют цементобетон.
Цементобетоном называют композиционный каменный материал, который получают в результате перемешивания, укладки, уплотнения и затвердевания смеси из щебня (или гравия), песка, цемента, воды и специальных добавок при заданном соотношении этих компонентов.
Цементобетонной смесью называют смесь перечисленных компонентов до затвердевания.
Сухой цементобетонной смесью называют смесь этих же компонентов, но без воды.
В соответствии со стандартом СТБ 1310-2002 «Бетоны. Классификация. Общие технические требования» бетоны классифицируют по ряду признаков, в том числе по средней плотности, назначению, виду вяжущего, виду заполнителей, структуре и др.
По средней плотности (ρс, кг/м3) бетоны разделяют:
- на особо тяжелые - ρс > 2500;
- тяжелые - 2000...2500;
- легкие - 600...2000;
- особо легкие - < 600.
По
назначению бетоны разделяют на
конструкционные, предназначенные для бетонных и железобетонных конструкций и зданий, и
специальные, в числе которых
дорожные - для автомобильных дорог.
Дорожные цементобетоны являются разновидностью тяжелых бетонов и применяются для устройства покрытий и оснований дорожной одежды автомобильных дорог.
Основными характеристиками дорожного цементобетона являются
прочность, морозостойкость, водопроницаемость и водоноглощение.
Прочностные характеристики бетона зависят от свойств заполнителей и вяжущих материалов, а также от соотношения концентраций воды (В) и цемента (Ц) (его называют
водоцементным отношением - В/Ц). На рисунке 5.1 представлена зависимость прочности при сжатии цементобетона от водоцементного отношения. Как видно, эта зависимость носит экстремальный характер, что требует точной дозировки компонентов. При малой величине В/Ц, т.е. при небольшом содержании воды, смесь трудно уплотнить, что сказывается на прочности бетона. С увеличением содержания воды прочность бетона возрастает, достигая максимальных значений при оптимальном водоцементном отношении. При дальнейшем увеличении содержания воды прочность бетона снижается, поскольку избыточная вода ухудшает его структуру.
Прочность бетона характеризуют
классом или
маркой. Класс представляет собой гарантированную нормированную прочность бетона (в МПа) с обеспеченностью 95 % с учетом однородности бетона, которая характеризуется коэффициентом вариации.
Маркой называют нормируемое значение средней прочности бетона (в кгс/см2 или 10в-1 МПа) без учета его однородности. В таблице 5.1 представлены классы и марки бетона по прочности на сжатие.
Водопоглощение бетона составляет от 3 до 10 мае. % и влияет на его плотность. При увеличении содержания заполнителей оно уменьшается.
Основными вяжущими для дорожного бетона являются непластифицированный и пластифицированный портландцемент, а также гидрофобный портландцемент без минеральных добавок. Для оснований дорожной одежды используют также портландцемент с минеральными добавками и шлако-портландцемент.
Портландцемент - это измельченный порошок обожженного до спекания мергеля (полускального грунта, состоящего из известняка и глины с содержанием глинистых частиц 25-60 %).
Бетонные смеси могут быть готовыми к употреблению и сухими, которые перед укладкой затворяются (т.е. насыщаются) водой. Эти смеси должны соответствовать СТБ 1035-96 «Смеси бетонные. Технические условия», согласно которому к ним предъявляются требования
по удобоукладываемости, плотности, жизнеспособности, расслаиваелюсти и др.Удобоукладываемость смеси оценивают ее подвижностью или жесткостью. Подвижность смеси - это ее способность за определенное время деформироваться под действием собственного веса.
Жесткость смеси - это ее способность сопротивляться уплотняющему воздействию вибрации (с частотой 50 Гц и амплитудой 0,5 мм).
Удобоукладываемость смеси зависит от содержания воды, типа, концентрации и размеров заполнителя, свойств и содержания вяжущего вещества, температуры смеси и окружающей среды, а также от наличия химических добавок. Удобоукладываемость выбирают в зависимости от способа ее распределения и уплотнения, размеров объекта и степени его армирования. В зависимости от этой характеристики смеси разделяют на жесткие, подвижные, пластичные и литые.
Бетоны, изготовленные с учетом требований упомянутого стандарта, будут иметь заданные прочность, плотность, морозостойкость, водонепроницаемость и др.
В зависимости от типа дорожного покрытия выбирают проектные классы дорожного бетона по прочности на сжатие, осевое растяжение и растяжение при изгибе. В таблице 5.2 представлены проектные классы дорожного бетона по прочности на сжатие.