Автобетоносмесители

07.06.2016

Автобетономесители относятся к гравитационным реверсивным бетоносмесителям циклического действия. Их классифицируют по следующим основным признакам:
1) по назначению - применяют в двух вариантах:
а) для транспортирования готовых бетонных смесей;
б) для приготовления бетонных смесей из отдозированных сухих компонентов в пути следования;
2) по типу шасси - на шасси грузовых автомобилей, специальных шасси автомобильного типа или на полуприцепах, агрегатируемых с тягачами;
3) по виду разгрузки - с задней и передней разгрузкой.
Как правило, подавляющее большинство автобетоносмесителей имеет заднюю разгрузку. Вместе с тем, машины с передней разгрузкой и задним расположением двигателя внутреннего сгорания имеют ряд достоинств. В их числе снижение эксплуатационных расходов за счет сокращения числа обслуживающего персонала, легкость управления и повышенная эффективность разгрузки бетонных смесей. В США фирма «Теrех» с 2002 года производит выпуск автобетоносмесителей с передней разгрузкой нескольких типоразмеров - на трех-, четырех-, шести- и семиосном шасси различной грузоподъемности.
Автобетоносмесители традиционной компоновки (с задней разгрузкой) содержат шасси, на которое устанавливают рабочее оборудование. Оно включает раму, смесительный барабан с приводом его вращения и загрузочно-разгрузочным устройством, дозировочно-промывочный бак, водяной центробежный насос, систему управления и контрольно-измерительные приборы. Смесительный барабан, установленный под наклоном, имеет три точки опоры: в передней части он через цапфу опирается на главный опорный подшипник, а в задней через бандаж - на два опорных ролика. Привод вращения смесительного барабана может быть механическим (рисунок 5.12) с отбором мощности от автономного двигателя через систему механических передач, а также гидромеханическим (рисунок 5.13) с различными вариантами отбора мощности через гидростатическую передачу: от автономного двигателя, от двигателя базового шасси или от коробки отбора мощности трансмиссии шасси.
Автобетоносмесители

На рисунке 5.12 представлена кинематическая схема автобетоносмесителя с механическим приводом смесительного барабана. С помощью двух спиральных лопастей 11 решаются следующие задачи: при вращении барабана 9 в одном направлении они обеспечивают захват компонентов и их гравитационное смешивание; при обратном вращении барабана - подачу готовой смеси к приемному лотку для разгрузки. Привод вращения барабана состоит из дизельного двигателя 3, реверсивного трехступенчатого редуктора 5 и цепной передачи 6, ведомая звездочка 8 которой прикреплена к днищу барабана. Барабан спереди опирается на раму шасси цапфой 7, а сзади - бандажом 10 - на опорные ролики 12.
Привод обеспечивает две частоты вращения барабана в обе стороны при загрузке компонентов, их перемешивании и разгрузке готовой смеси. Система подачи воды состоит из бака, насоса, дозатора и насадка, направляющего струю воды внутрь барабана. Вода подается в барабан в момент приготовления смеси (после выгрузки барабан промывается). Необходимый объем воды подают в барабан из дозировочно-промывочного бака центробежным насосом 1 через сопло в загрузочной воронке. Приводят насос от двигателя 3 через карданный вал 4 и клиноременную передачу 2.
Автобетоносмесители

Автобетоносмесители с гидравлическим приводом (рисунок 5.13) имеют возможность бесступенчатого регулирования частоты вращения смесительного барабана в диапазоне от 0 До 20 мин-1. В этом случае привод барабана осуществляют через планетарный редуктор от гидромотора и регулируемого гидронасоса, который получает вращение от коробки отбора мощности через карданный вал.
Технологическое оборудование автобетоносмесителей, выпускаемых в СНГ, максимально унифицировано. Они способны эксплуатироваться при температуре окружающей среды от - 30 до +40 °С.
В Белоруссии автобетоносмесители различных типоразмеров выпускает Могилевский автозавод на базе шасси МАЗ и МЗКТ. Их технические характеристики представлены в таблице 5.4. Типоразмерный ряд включает четыре типоразмера (с вместимостью смесительного барабана от 4 до 10 м3).
Первый автобетоносмеситель (модели СМБ349А) на базе двухосного шасси МАЗ-53373 был изготовлен в 1993 году. Его отличает простота исполнения, надежность основных систем, хорошая маневренность. Специальное шасси имеет усиленную рессорную подвеску, стабилизатор поперечной устойчивости и центральный редуктор отбора мощности, позволяющий производить максимальный отбор мощности на стоянке (100 %) и до 25 % - при движении. Небольшая вместимость смесительного барабана (4 м3) обеспечивает наибольшую эффективность на объектах с малым объемом бетонных работ.
Следующий типоразмер (6 м3) был выполнен для двух вариантов привода, что обеспечивает расширение его технологических возможностей:
1) на базе трехосного шасси МАЗ-63035 с отбором мощности на вращение барабана от его двигателя (СМБ370) и от автономного двигателя Д-243 (СМБ372);
2) для одноосного полуприцепа с приводом от автономного двигателя Д-243 с двухосным седельным тягачом МАЗ.
Преимуществом схемы с автономным двигателем является возможность поддержания постоянной и достаточно высокой скорости вращения барабана независимо от профиля дороги и скорости движения машины.
В последующих разработках производитель учел экологические требования, предъявляемые в Евросоюзе к силовым установкам. В частности, автобетоносмеситель МоАЗ-69000 на базе шасси МАЗ-6303А5 отвечает нормам Евро-3. Он также имеет автономный привод барабана, который включает двигатель Д-243, гидрообъемную передачу и планетарный редуктор. Последней разработкой, завершающей на данный момент типоразмерный ряд автобетоносмесителей, является МоАЗ-69010 с барабаном вместимостью 10 м3 и автономным двигателем Д-243 на базе шасси МЗКТ-692371.
Расчет основных параметров смесительных устройств, установленных на автобетоносмесителях, выполняют по приведенным в этом разделе формулам. Тяговый расчет, расчет баланса мощности осуществляют по известным методикам, приведенным ранее.
Основные направления развития бетоносмесительной техники. Бетоносмесители совершенствуются в следующих направлениях:
1) расширение технологических возможностей смесительного оборудования за счет переработки различных по составу компонентов и по технологическим характеристикам материалов;
2) комплексная автоматизация смесительного оборудования и технологического процесса приготовления смесей;
3) разработка многофункциональных агрегатов, совмещающих смесительное оборудование с другим технологическим оборудованием, например, с бетононасосами.