Технологические процессы устройства облегченных и переходных покрытий

07.06.2016

К облегченным покрытиям относят усовершенствованные покрытия, которые формируют из горячих (марки III), теплых и холодных асфальтобетонных смесей, а также дегтебетонных и смесей на основе эмульсий. Кроме того, облегченными покрытиями считают покрытия, сформированные по методу пропитки и смешения на месте, а также слои износа, устроенные на покрытиях переходного типа. Их расчетный срок службы должен составлять 10 лет.
Наиболее востребованными являются холодные регенерированные АБ смеси на основе битумных эмульсий. В зависимости от области применения (покрытие или основание) подбирают состав вяжущих и минеральных материалов, а также режимы технологического процесса. В качестве вяжущих используют как органические (битумную эмульсию, вспененный битум), так и неорганические вещества (цемент, цементо-водную суспензию), а также комплексные вяжущие на их основе. Применение новых типов органических и неорганических вяжущих позволяет реализовать заданный уровень технико-эксплуатационных характеристик покрытий.
Холодные регенерированные АБ смеси используют при формировании дорожной одежды в различных вариантах:
- во-первых, для устройства верхних слоев оснований на дорогах I-III категорий;
- во-вторых, для устройства нижних слоев покрытий на дорогах III категории;
- в-третьих, для устройства верхних слоев покрытий на дорогах IV-V категорий.
Переходными покрытиями считают неукрепленные щебеночные, гравийные и шлаковые покрытия, а также покрытия из грунтов, укрепленных вяжущими материалами (жидким битумом, битумной эмульсией, известью и др.). Их устраивают на дорогах IV-V категорий. В ряде случаев их используют как основание под усовершенствованные покрытия. Расчетный срок службы переходных покрытий - до 6 лет.
В настоящее время устройство облегченных и переходных покрытий, а также их ремонт производят в основном по методу холодного рециклинга (ресайклинга). Этот метод состоит в объединении в единый технологический процесс нескольких операций - фрезерования, перемешивания, стабилизации, уплотнения и профилирования восстанавливаемого участка дороги за один проход. Его применяют на дорогах с разными типами покрытий: гравийных, щебеночных неукрепленных, щебеночных укрепленных и асфальтобетонных.
Устройство или восстановление дорожной одежды по методу холодного рециклинга осуществляют только на дороге. Его целесообразно классифицировать по следующим основным признакам:
1) по назначению - для устройства облегченных и переходных покрытий и оснований, для ремонта дорожной одежды;
2) по объему ремонта - только покрытия или одновременно покрытия и основания;
3) по составу стабилизирующего вяжущего - органические, неорганические и комплексные;
4) по типу основной машины комплекса - с применением грунтосмесителя или рециклера.
Технологический процесс холодного рециклинга выполняют на дороге комплексом машин на основе специализированной машины (грунтосмесителя или рециклера). Состав комплекса и выбор основной машины зависят прежде всего от поставленной технологической задачи - устройства или ремонта дорожной одежды.
Для устройства переходных покрытии используют комплексы машин на основе грунтосмесителя.
Для устройства облегченных покрытии применяют комплексы на основе рециклера.
Холодный рециклинг включает следующие операции:
- холодное фрезерование изношенного слоя;
- смешение полученного гранулята с новыми компонентами (минеральным материалом и вяжущим);
- укладку, профилирование и уплотнение на дороге.
Холодный рециклинг обеспечивает максимальное (до 100 %) повторное использование материала ремонтируемого покрытия без предварительного разогрева покрытия, что способствует снижению энергоемкости технологического процесса и уменьшению его воздействия на окружающую среду.
Однако рециклированные слои можно использовать в качестве покрытий только на дорогах с низкой интенсивностью движения. На дорогах с интенсивным движением поверх рециклированного слоя требуется нанесение дополнительного покрытия, обладающего высокой износостойкостью и другими необходимыми технико-эксплуатационными характеристиками.