Условия эксплуатации сооружений

08.06.2018
Условия эксплуатации, т. е. наибольшая допустимая к обращению нагрузка (серия и количество ведущих паровозов) и скорость движения, должны быть назначены, исходя из реальной грузоподъёмности сооружения, его состояния и поведения под нагрузкой. Условия эксплуатации, обеспечивая полную гарантию безопасности движения, не должны быть заниженными.

Скорость движения поездов определяется с учётом характера линии и расположения моста, на переломных участках профиля или в крутых кривых на подходах. В отдельных случаях скорость обусловливается стеснённым габаритом, неисправимым при осуществлённой конструкции.

Любое ограничение в движения поездов тормозит нормальную работу железных дорог.

Искусственные сооружения, временно восстановленные и вновь построенные в полном соответствии с действующими ТУ, независимо от типа применённых конструкций допускают беспрепятственное обращение поездов с паровозами серии ФД, а также и других серий паровозов, не превосходящих по весу паровоз ФД.

Ограничение скорости движения требуется, как правило, лишь при краткосрочном восстановлении, в некоторых случаях при производстве работ и в первый непродолжительный период эксплуатации после окончания восстановления или ремонта на время обкатки свежеотсыпанных подходов, обжатия вновь поставленных деревянных конструкций, а также при недостаточной грузоподъёмности и неудовлетворительном состоянии конструкций.

Условия эксплуатации для применённого типа конструкций (ферма или пакет, рамная или шпальная опора) определяются состоянием, прочностью и устойчивостью конструкции и её основания.

Значительно повреждённая и не усиленная ферма или, слабая рамная опора могут потребовать введения ограничений скорости и тяги. В то же время прочный и достаточно жёсткий пакет и надёжно основанная и правильно возведённая шпальная опора ограниченной высоты не служат препятствием для нормального движения.

Грузоподъёмность моста характеризуется прочностью и устойчивостью пролётных строений, опор и их оснований.

Прочность и устойчивость как отдельных элементов и их сопряжений, так и всей конструкции в целом выясняется:

а) оценкой состояния сооружения на основе детального осмотра;

б) расчётом.

При оценке состояния сооружения с целью выявления его грузоподъёмности должны быть приняты во внимание:

1) материал и его качество (марка стали, ослабление металла повреждениями, высокой температурой, коррозией; порода, влажность дерева, трещины, особенно совпадающие с направлением скалывающих усилий, загнивание, пороки в строении древесины — сучковатость, широкослойность, косослой);

2) достаточность сечений элементов:

3) плотность и надёжность сопряжений; равномерность опирания;

4) полномерность и доброкачественность скреплений (заклёпок, болтов, сварных швов);

5) устойчивость и неизменяемость конструкции, её частей и элементов;

6) надёжность основания опор.

Все отступления от проекта, снижающие проектную прочность конструкции, как то: неполноценные материалы, уменьшенные сечения элементов и недостаточные рабочие площади сопряжений и опираний на грунт, должны быть учтены перерасчётом, исходя из фактических данных о материале и размерах элементов, рода грунта в основании и допускаемых напряжений (приложения 2—4).

Грузоподъёмность сооружения при теоретическом определении зависит от соответствия принятой расчётной схемы действительной работе сооружения, от полноты и правильности учёта качеств материала и величины рабочих сечений наиболее напряжённых элементов и сопряжений и, наконец, от точности вычислений. Запас прочности сооружения определяется, кроме того, соотношением проектной и обращающейся нагрузок, а также величиной допускаемых напряжений.

Влияние двойной тяги. На утяжелении работы поясов и опорных раскосов сквозных ферм, балок со сплошной стенкой и пакетов устоев, а также рамных и свайных быков двойная тяга сказывается лишь при величине пролёта — 20—25 м.

Ряжевые, клеточные и массивные быки получают дополнительную нагрузку от двойной тяги лишь при общей (суммарной) длине двух смежных пролётов свыше 30—35 м.

На работе промежуточных раскосов, а также основных стоек раскосных ферм двойная тяга сказывается лишь при расстоянии их от более удалённой опоры данного пролёта свыше 20—25 м.

При длине расстояний менее указанных двойная тяга для перечисленных элементов допустима наравне с одиночной.

Указанные величины пролётов для выяснения пределов воздействия двойной тяги на отдельные элементы конструкции и части сооружения являются ориентировочными. Точнее пределы воздействия двойной тяги выясняются путём сравнения эквивалентных нагрузок одиночной и двойной тяги для соответствующей длины загружения и положения вершины данной линии влияния.

Динамическое воздействие нагрузки. При установлении движения поездов без ограничения скорости динамическое воздействие поездной нагрузки на металлические пролётные строения моста учитывается полным динамическим коэффициентом.

При ограничении скорости движения поездов допустимо принимать в расчёт уменьшенный динамический коэффициент.

Назначая ограничение скорости, следует иметь ввиду, что динамическое воздействие поезда на конструкцию тем больше, чем ближе действительная скорость его движения к скорости, являющейся критической для данного пролётного строения.

При ограничении скорости движения поездов до 5 км/ч динамическое воздействие разрешается не учитывать.

Для деревянных пролётных строений и опор динамика при расчёте прочности не учитывается. Ho надо иметь в виду, что при неудовлетворительном состоянии сооружения динамическое воздействие нагрузки, способствуя расстройству сопряжений, значительно увеличивает напряжения в элементах конструкции.