Общие требования по надзору и уходу за сооружениями

08.06.2018
Основными принципами в организации содержания искусственных сооружений являются следующие.

Каждое искусственное сооружение должно быть закреплено за определённым работником: мостовым мастером, бригадиром по мостам или дорожным мастером. На сооружениях, обслуживаемых одновременно мостовым и дорожным мастерами, должны быть твёрдо разграничены обязанности мостового мастера и его подчинённых и обязанности дорожного мастера и его подчинённых. Во всех случаях за мостовым мастером сохраняется контроль работ по содержанию сооружений, обслуживаемых дорожным мастером и бригадирами пути. Штат мостовиков по текущему содержанию искусственных сооружений должен быть занят исключительно на работах по надзору и уходу за эксплуатируемыми сооружениями. He должно допускаться использование указанных работников на других работах (по пути, а также по возможности на восстановлении и переустройстве искусственных сооружений). При необходимости выполнения этих работ, а также большом объёме временных работ по содержанию мостов и труб начальник дистанции пути комплектует на определённое время штат сезонных рабочих.

Штат мостовиков по содержанию мостов, а именно мостовых бригадиров и обходчиков, необходимо комплектовать из рабочих, имеющих опыт работы в пути в течение 1—2 лет. Комплектование штата по текущему обслуживанию искусственных сооружений лежит на обязанности начальника дистанции пути. Подбор квалифицированных рабочих по ремонту искусственных сооружений производит мостовой мастер.

Структура организации мостовиков в пределах дистанции пути в общем случае установлена следующая. Для оперативно-технического руководства содержанием искусственных сооружений при их значительном количестве или общем протяжении в помощь начальнику дистанции пути выделяется его заместитель по мостам. Содержание сооружений непосредственно осуществляет мостовой мастер дистанции с подчинёнными ему мостовыми бригадирами, обходчиками, сторожами и рабочими. Содержание пути на мостах и текущее обслуживание малых и средних мостов, находящихся в удовлетворительном состоянии, осуществляется дорожным мастером и подчинёнными ему бригадирами пути и путевыми обходчиками под контролем мостового мастера дистанции.

Мостовые бригадиры в количестве 2—3 чел. с закреплёнными за каждым из них бригадами из 4—8 рабочих распределяются по участкам дистанции для текущего обслуживания и производства ремонтных и других работ на всех мостах и трубах в пределах участка. В зависимости от преобладания тех или иных типов сооружений на участке бригады комплектуются из слесарей, плотников, каменщиков.

На средние и большие мосты выделяются мостовые обходчики для постоянного надзора за состоянием моста, для встречи поездов и осмотра пути и мостового полотна после прохода каждого поезда, а также для принятия экстренных мер по обеспечению безопасности движения поездов и сохранности сооружения.

Специально для охраны ответственных мостов, не охраняемых военной охраной, устанавливаются посты мостовых сторожей, на которых возлагаются обязанности мостовых обходчиков.

На крупные и наиболее ответственные мосты с большим объёмом работ по их содержанию, а также на большие тоннели выделяется специальные мостовые и тоннельные мастера с бригадами рабочих. Мостовой и тоннельный мастера отдельного сооружения подчиняются, как и мостовой мастер дистанции, непосредственно заместителю начальника дистанции пути по мостам, а при его отсутствии —начальнику дистанции пути.

Приведённая структура организации мостовиков в каждом конкретном случае видоизменяется применительно к количеству, протяжённости и состоянию сооружений на данной дистанции. Так, например, при наличии заместителя начальника дистанции пути по мостам мостовой мастер дистанции может быть прикреплён к нескольким большим и средним мостам, близко расположенным друг к другу, на правах мостового мастера отдельного крупного сооружения. Обязанности мостового мастера дистанции в этом случае возлагаются на заместителя начальника дистанции пути по мостам.

На отдельный большой мост или несколько рядом расположенных средних мостов может быть выделен аналогично отдельному мостовому мастеру специальный мостовой бригадир с бригадой рабочих.

Текущее обслуживание малых искусственных сооружений, находящихся в удовлетворительном состоянии, как уже отмечалось, возлагается на дорожного мастера.

Во всех случаях каждое искусственное сооружение; исключая крупные мосты, обслуживаемые отдельными мастерами, должно находиться под контролем мостового мастера дистанции; а все искусственные сооружения без исключений — под контролем начальника дистанции пути и его заместителя по мостам.

Мостовые мастера, старшие дорожные и дорожные мастера, бригадиры и обходчики обязаны содержать искусственные сооружения постоянно исправными. Это требование является необходимым не только для обеспечения нормальной эксплуатации, но и для продления срока службы сооружения и снижения затрат по его содержанию.

Содержание сооружений должно слагаться из надзора и ухода. Задача надзора — выявлять все слабые места и охранять сооружения; задача ухода — предупреждать и устранять расстройства и другие угрозы сохранности сооружений.

В деятельности мостовиков-эксплуатационников функции по надзору и уходу, несмотря на выполнение их одними и теми же лицами, должны быть строго определёнными с тем, чтобы и надзор и уход осуществлялись каждый в требуемом объёме. Ослабление надзора или ухода отражается на состоянии сооружений и нарушает бесперебойную и безаварийную эксплуатацию. Для временных мостов строгость надзора и тщательность ухода требуются повышенные.

Элементами надзора являются;

1) постоянный надзор: охрана сооружения;

2) текущие осмотры (ежемесячно);

3) периодические осмотры (один раз в 3 месяца);

4) особые обследования и наблюдения по мере надобности.

Под уходом за сооружениями разумеется;

1) текущее обслуживание (или текущее содержание); предупредительный ремонт;

2) исправительный ремонт, замена отдельных элементов;

3) защита от подмыва и ледохода; расчистка русел.

Усиление элементов конструкции, переустройство, временное и капитальное восстановление всего сооружения или частей его, а также и расчистка русел при значительном их загромождении относятся к капитальным работам. Эти работы обычно выполняются специальными строительными организациями или, при малом объёме работ, не требующем сложного оборудования, — силами дистанции пути.

Для надлежащего надзора и ухода за сооружениями мостовые и дорожные мастера и бригадиры в пределах своих участков работ обязаны:

1) твёрдо знать правила эксплуатации, содержания и ремонта искусственных сооружений;

2) обстоятельно знать сооружения и в целом мостовые переходы, слабые места в них и поведение в эксплуатации (под воздействием поездной нагрузки, атмосферных влияний, при проходе паводков); вести строгий учёт особенностей и дефектов;

3) обеспечить охрану сооружений от пожара, злоумышленных действий;

4) предупреждать расстройства выполнением работ по текущему обслуживанию и предупредительным ремонтом;

5) своевременно выявлять все дефекты и расстройства, устанавливать причины образования и серьёзность их; следить за дефектами и расстройствами впредь до устранения их;

6) неотложно устранять все дефекты и расстройства, угрожающие безопасности уважения поездов и сохранности сооружения.

Мостовой мастер, непосредственно отвечая за состояние мостового хозяйства дистанции или отдельного крупного моста, кроме того, обязан:

7) организовывать выполнение надзора и ухода за сооружениями; обеспечивать хорошее качество работ, наименьшую затрату труда и средств путём своевременного проведения мероприятий, применения передовых методов;

8) контролировать несение службы, знание обязанностей и качество выполнения работ мостовыми бригадирами, обходчиками и рабочими, требовать от них точного выполнения в срок всех отдаваемых им распоряжений и соблюдения дисциплины;

9) укомплектовывать по согласованию с начальником дистанции пути штат мостовиков; инструктировать и повышать квалификацию своих кадров, не допускать использования их на прочих, немостовых, работах.

Все работы по надзору и уходу за сооружениями выполняют мостовые бригадиры, обходчики (сторожа) и рабочие. Бригадиры пути и путевые обходчики выполняют работы, подответственные дорожному мастеру, под его руководством и под общим контролем мостового мастера и бригадира по мостам.

Мостовой бригадир является низовым организатором бригады рабочих и руководителем работ по надзору и уходу; он отвечает перед мостовым мастером за надлежащую организацию, выполнение и качество работ.

Надзор и уход за сооружениями долины быть активными; они должны по преимуществу предупреждать развитие дефектов и образование расстройств, а не следовать за ними. Для этого требуются отличное знание сооружений, большой технический кругозор и, следовательно, постоянное самосовершенствование. Своевременное выполнение работ сокращает затрату сил и средств на содержание, увеличивает продолжительность службы сооружений и позволяет уверенно эксплуатировать их.

Упущения в надзоре и уходе служат причиной не только развития уже появившихся дефектов, но и образования новых повреждений. Образованию и развитию дефектов способствует напряжённая работа под поездами облегчённых, временных сооружений, особенно когда конструкция выполнена нетщательно, из некачественных материалов. Дефекты и расстройства в одной части конструкции влекут перенапряжение и расстройство других элементов. Расстройство конструкции создаёт угрозу безопасности движения поездов и нарушает нормальную эксплуатацию. Оно осложняет и содержание самих сооружений; последнее становится более трудоемким и обременительным, не всегда успешным даже при увеличенных затратах рабочей силы и материалов.

Уход за сооружениями должен соответствовать их состоянию, типу и напряжённости работы конструкции, качеству её выполнения и применённым в ней материалам, а также времени года. Даже одно и то же сооружение в различные периоды эксплуатации его нуждается в неодинаковом уходе.

В первый период эксплуатации сооружение «прирабатывается»: происходит уплотнение во врубках, стыках, пересечениях элементов друг с другом и в сопряжении конструкции с грунтом. В этот период требуется уделять сооружению большее, внимание; наряду с изучением конструкции и поведения её под поездами на этот период падает значительная работа по перетяжке ослабших скреплений, подгонке клиньев, выправке пути и мостового полотна (а в отдельных случаях и положения ферм на опорах), устранению недоделок в отношении защиты сооружения от размыва, ледохода, пожара, гниения, коррозии, а также по устройству смотровых приспособлений, сигнализации.

В последующий основной продолжительный период уход за исправно эксплуатируемым сооружением ограничивается работами текущего обслуживания: постоянными и периодическими работами (подготовка к паводку, возобновление окраски, суперобмазки) и в меньшей мере исправительным ремонтом.

Начало третьего, последнего периода определяется сроком амортизации материала и конструкции в целом. Этот период, характеризуемый «старением» и снижением прочности значительного количества элементов, сопряжён с наибольшими работами по подкреплению и усилению конструкции, замене отдельных частей сооружения вплоть до полного переустройства, когда дальнейшее вложение сил и средств в сооружение становится технически и экономически неоправданным.

В начальный и конечный периоды службы сооружения трудоёмкость ухода наибольшая, в основной период нормальной эксплуатации — наименьшая. Кажущаяся нетребовательность сооружения к уходу за ним в период нормальной эксплуатации иногда служит поводом к ослаблению и полному прекращению ухода. Ho это незамедлительно влечёт ухудшение состояния сооружения, сокращает период нормальной его эксплуатации и приближает последний период, отличающийся серьёзными расстройствами конструкции и большими затратами сил и средств на обеспечение безопасности движения поездов. Во избежание этого строгость ухода, как и надзора, должна быть неослабной на протяжение всей службы сооружения.

За неудовлетворительно возведенными сооружениями требуется больший уход, особенно в условиях, способствующих проявлению и развитию дефектов.

В частности, конструкции, выполненные из сырого леса, интенсивнее расстраиваются в южных районах и в жаркое время года; гниль развивается в тёплое время года при переменной влажности; мелкозаложенные опоры подвергаются наибольшей опасности подмыва в паводки при значительной воде и невыправленном потоке, при отсутствии или недостаточности расчистки и укрепления русла и опор.

Усиленный надзор требуется также за прокатными баками, особенно высоких и широкополочных профилей; за болтовыми соединениями; за сварными соединениями и наварками, особенно на прокатных профилях и при низкой температуре, когда снижается несущая способность металла под нагрузкой.

Для осуществления полного и тщательного надзора искусственные сооружения должны быть оборудованы смотровыми приспособлениями, облегчающими безопасный доступ ка всем основным элементам и частям сооружения, как то: временные опоры по всей высоте и опорные площадки всех опор; пояса ферм и ветровые связи; балки пакетов и балочная клетка (особенно растянутые пояса балок). Необходимы также лестницы по высоким насыпям у мостов и труб и лодки для больших и средних мостов, имеющих русловые опоры.

При ухудшении состояния сооружения требуется поверочный расчёт прочности, проведение необходимого ремонта и испытание расчётной или близкой к ней нагрузкой.