Надзор за сооружениями


Задача надзора, как отмечалось, состоит в выявлении всех слабых мест сооружения и в его охране. Под слабыми местами здесь разумеются, во-первых, разнообразные дефекты, являющиеся следствием неудовлетворительного проектирования и строительства; во-вторых, повреждения и расстройства в процессе эксплуатации. Повреждения, в частности, от гниения, коррозии и подмыва, расстройство элементов и их сопряжений происходят особенно рано при неудовлетворительном содержании, в результате проявления и развития указанных дефектов, старения и порчи конструкции под воздействием поездов, атмосферы, воды и пр.

Для своевременного выявления дефектов, намечающихся расстройств и повреждений с целью их предупреждения необходимо детальное изучение и знание сооружения особенностей его конструкции и соответствия местным условиям (грунтам в основании, режиму реки, судоходству).

В первый период эксплуатации требуется специальное изучение временных мостов мостовым мастером, инженером или опытным техником службы пути и дистанции, дорожной мостообследовательской группой или мостоиспытательной станцией в зависимости от сложности и состояния сооружения.

В процессе изучения проверяется поведение сооружения под проходящими поездами. Особое внимание уделяется поведению ранее обнаруженных дефектов, а также выявлению других ненормальностей в работе конструкции. При необходимости производятся измерения и съёмки, выясняющие величину дефектов, и устанавливаются специальные наблюдения за их изменением.

Немедленно принимаются меры по устранению дефектов, угрожающих безопасности движения поездов.

Продолжительность такого квалифицированного изучения сооружения, определяется временем, необходимым для полного уяснения особенностей конструкции и выявления её слабых мест, подверженных расстройству.

Мостовой мастер во всех случаях обязан знать свои сооружения; лично изучая их при текущем и периодическом осмотрах, участвуя во всех обследованиях и используя результаты наблюдений за сооружением при постоянном надзоре мостовых бригадиров и обходчиков.

Результаты изучения подробно записываются в дело искусственного сооружения. При этом отмечаются:

а) период изучения;

б) обращающаяся нагрузка: серия и количество ведущих паровозов, скорость движения;

в) ненормальности, обнаруженные при изучении поведения отдельных, сопряжений и элементов конструкции и сооружения в целом;

г) выводы и предложения по дальнейшему надзору и уходу за сооружением;

д) дата записи; должность, фамилия и подпись производившего изучение;

К записям прилагаются: 1) ведомость обнаруженных дефектов (с учётом материалов приёмочной комиссии) с подробной характеристикой и предлагаемыми мероприятиями по каждому дефекту в отдельности; 2) данные по измерениям и съёмкам (если они производились).

Каждый дефект сооружения должен быть учтён в деле искусственного сооружения.

Постоянный надзор полностью осуществляется путевыми и мостовыми обходчиками и сторожами, бригадирами и дорожными мастерами под общим руководством мостового мастера. При этом мостовой мастер обязан давать необходимые указания по особенностям надзора, а также и ухода (об устранении неисправностей) с учётом результатов изучения, осмотров и обследования сооружения. На некоторые дефектные сооружения в помощь обходчикам выделяются специальные «пролазчики» для более полного осмотра конструкции по указанию мостового мастера.

При постоянном надзоре мостовые и путевые обходчики и бригадиры обязаны:

1) выявлять и устранять дефекты и расстройства в пути и в самом сооружении, подходах и регуляционных сооружениях. О всех выявленных или устранённых дефектах и расстройствах докладывать мостовому и дорожному мастерам. О дефектах и расстройствах, недоступных для устранения имеющимися средствами, уведомлять мостового и дорожного мастера немедленно;

2) при угрозе безопасности движения поездов опасное место оградить, согласно инструкции по сигнализации, сигналами уменьшения скорости или остановки;

3) очищать сооружение от грязи, мусора, снега и льда, отводить воду; проверять натянутость и прочность скреплений, правильность положения и плотность сопряжений элементов; подтягивать болты, подбивать клинья; выявлять смятия, трещины и сколы в сопряжениях и элементах. Особое внимание должно быть обращено на состояние рельсового пути и мостового полотна, положение противоугонов на подходах к мосту, воздействие угона пути на мостовые поперечины и закрепление ферм на опорах;

4) наблюдать за дефектами впредь до их устранения;

5) охранять сооружение от пожара и злоумышленных действий; на мостах, охраняемых специально выделенными мостовыми сторожами, персональная ответственность за обеспечение охраны лежит на мостовых сторожах;

6) следить за соблюдением машинистами установленных противопожарных правил и условий движения (скорости, серии и количества ведущих паровозов) и правил прохождения поездов по мосту (с закрытым поддувалом, без торможения и рывков). О всех нарушениях сообщать дорожному и мостовому мастерам с указанием номера поезда и времени проследования его помосту;

7) следить за исправностью сигнализации, установленной на мосту, и безопасным проходом судов и плотов под мостом в отношении повреждений ими опор;

8) отмечать даты и горизонты воды по рейке в моменты ледостава, первой подвижки льда, ледохода и паводка. Во время весеннего и летних паводков уровень воды и ледохода отмечается 3 раза в день: утром, в полдень и вечером;

9) о всех выявленных и устранённых дефектах, о результатах наблюдений и всех происшествиях сообщать мостовому мастеру и при сменном дежурстве передавать очередному дежурному.

Текущий и периодический осмотры. Каждое сооружение помимо постоянного надзора подвергается:

1) текущему осмотру мостовым мастером не реже одного раза в месяц;

2) периодическому осмотру начальником дистанции пути совместно с его заместителем по мостам и с мостовым мастером не реже одного раза в 3 месяца и обязательно во всех случаях ухудшения состояния сооружения, а также перед проходом высокой воды, после производства исправительного ремонта и усиления.

При неудовлетворительном состоянии сооружений сроки осмотров, устанавливаемые начальником дистанции пути — для текущего осмотра и начальником службы пути — для периодического осмотра, должны назначаться более частыми.

Особые наблюдения и обследования. За дефектными сооружениями, а также за вновь осуществлёнными конструкциями новых типов устанавливаются особые наблюдения, в серьёзных случаях по специальной программе, согласованной со службой пути или с Центральным управлением пути М.П.С. Обследование таких сооружений производится помимо лиц, указанных в ранее, инженерами службы пути, мостообследовательскими группами и мостостанциями. Наблюдения ведутся мостовыми бригадирами, техниками или инженерами и детально записываются.

Особые обследования производятся также при приёмке сооружений после капитальных работ по усилению или переустройству, при установлении фактической грузоподъёмности сооружения, если она не была определена ранее, в случаях ухудшения в состоянии сооружения или введения в обращение более тяжёлых нагрузок и, наконец, при общей проверке состояния искусственных сооружений на дороге, по запросу начальника службы пути или по усмотрению Центрального управления пути. Обследования проводятся мостообследовательскими группами. Обследование наиболее сложных и дефектных сооружений производят мостостанции М.П.С.

Результаты каждого обследования оформляются актом или отчётом. В акте или отчёте приводятся результаты осмотра и заключение о состоянии сооружения, предлагаемые мероприятия и режим дальнейшей эксплуатации. Акты и отчёты направляются по одному экземпляру Центральному управлению пути, начальнику службы пути и начальнику соответствующей дистанции пути.

Обязанности лиц, осуществляющих осмотры. При текущем и периодическом осмотрах начальник дистанции пути и мостовой мастер, обязаны:

1) проверить состояние мостового перехода и выявить все изменения, происшедшие в нём со времени предшествующего осмотра;

2) наметить мероприятия и сроки по предупреждению и устранению расстройств в конструкции, а также угроз сохранности сооружения; в необходимых случаях установить наблюдение за дефектными элементами;

3) проконтролировать несение службы и знание мостовыми бригадирами, обходчиками и сторожами Правил технической эксплуатации, инструкции по охране сооружений, надзору и уходу за ними, правил обеспечения безопасности движения поездов при производстве работ;

4) дать указания по дальнейшим наблюдениям и уходу за сооружением конкретно в отношении всех ранее известных и вновь выявленных дефектов и расстройств.

Объём работ по осмотрам. Осмотры сооружений должны быть полными и тщательными.

Осматривается весь мостовой переход: русло, регуляционные сооружения и укрепления, опоры и ограждения их от ледохода и навалов, пролётные строения, мостовое полотно и путь, подходы, средства противопожарной защиты и судоходной сигнализации.

Должны быть выявлены все имеющиеся дефекты и расстройства, а также условия, способствующие их развитию и угрожающие сохранности сооружения. Необходимо обращать внимание также на перенапряжённые элементы и сопряжения, предрасположенные к расстройствам в первую очередь.

Поведейие элементов, по крайней мере неисправных и перенапряжённых, требуется проверять под движением поездов, так как именно в момент наибольшего напряжения конструкции под проходящей нагрузкой легче выявить ненормальности.

В зависимости от состояния сооружения и наличия в нём дефектов, в частности отклонений от нормального положения пути, элементов и конструкций осмотры должны сопровождаться измерениями и съёмками:

а) планов и профилей пути и ферм;

б) искривлений элементов;

в) ослаблений элементов повреждениями;

г) положения опор по вертикали и по высоте (наклоны, осадки);

д) взаиморасположения пролётных строений и опор вдоль и поперёк оси моста;

е) длины и величины раскрытия трещин и зазоров между рабочими плоскостями сопряжений, а также амплитуды изменения их под поездами.

Необходимо проверять, нет ли нарушений габарита при ненормальном размещении мостового полотна, перил и смещении оси пути.

Перед паводком и после паводка должны выполняться промеры глубин, а в случае размывов, — съёмка профилей дна.

При специальных наблюдениях инструментальные измерения, съёмки и осмотры устанавливаются в объёме, необходимом для выяснения характера и причин изменения в состоянии дефектных элементов.

Производство осмотров и съёмок. В мостах с большим количеством однообразных деталей выявление дефектов иногда может быть облегчено последовательным осмотром однотипных элементов и конструкций, при котором вначале осматривают, например, все прогоны в мосту, затем пояса всех ферм, элементы решёток всех ферм и т. д. Такой порядок осмотра позволяет легче подмечать отклонения в состоянии одних элементов по сравнению с другими, однотипными с ними элементами.

Все необходимые записи, схемы и эскизы для их точности и полноты должны выполняться с натуры в процессе осмотра. Исполнение этой работы по памяти после осмотра бывает трудно и неточно, что ухудшает качество осмотра.

Особое внимание должно быть обращено на качество измерений и съёмок. Съёмки предназначаются для выяснения причин образования дефектов и объективной оценки их серьёзности. Это возможно лишь при правильных измерениях и точном отражении условий и результатов съёмок. Неправильные, сбивчивые съёмки могут ввести в заблуждение.

Все измерения должны контролироваться путём повторных отсчётов, перестановки инструмента или параллельной съемки двумя инструментами, замыкания нивелирного хода и т. п.

Съёмки одноимённых измерений, производимые периодически или в разное время, должны быть сравнимыми. Для этого необходимо:

1) производить съёмки по одним и тем же точкам и привязывать измерения к одним и тем же или другим, но строго определённым реперам с указанием их на чертеже. Места установки реек в натуре следует заметить масляной краской с постановкой металлической марки (например, забивкой костыля);

2) полно и точно указывать условия съёмки (дату, время, температуру воздуха, состояние погоды: силу ветра, наличие атмосферных осадков, освещённость ферм солнцем). Наилучшим для съёмки является несолнечное время дня;

3) на чертежах показывать масштаб, условные обозначения, репера и места установки реек.

Для наглядности сравнения повторных съёмок профилей ферм, дна русла реки и всех других изменяющихся со временем положений частей сооружения следует вычерчивать совмещённые кривые, графики и т. п.

Для наблюдения за развитием силовых трещин, сколов, а также атмосферных трещин, расположённых в напряжённых зонах элементов, необходимо при осмотрах отмечать масляной краской границы распространения трещин по их длине с указанием даты (числа и месяца), отметки.

Оформление результатов осмотра. Результаты каждого осмотра должны быть занесены в дело искусственного сооружения. Обработку записей надо производить сразу вслед за осмотром, на свежую память. Записи результатов осмотра должны быть исчерпывающими, ясными и точными.

Материал следует располагать в определённой последовательности и обязательно по всем пунктам, приведённым ниже:

1) кем и когда произведено обследование;

2) перечень выявленных неисправностей по разделам: русло, укрепления и регуляционные сооружения, опоры, пролётные строения, мостовое полотно и путь, габарит, противопожарная защита, смотровые приспособления, судоходная сигнализация, подходы.

3) оценка состояния мостового перехода по тем же разделам;

4) отданные распоряжения с указанием сроков и лиц, ответственных за выполнение, а также предлагаемые мероприятия, в том числе требующие дальнейшей проработки и разрешения;

5) оценка несения службы должностными лицами и их знаний по надзору и уходу за сооружениями с указанием должности и фамилии проверенных лиц;

6) подписи и дата.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru ©
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!