Уход за сооружениями

08.06.2018
При осуществлении ухода за временно восстановленными сооружениями требуется:

1) постоянное приведение смещающихся деталей и элементов в их нормальное положение, уплотнение сопряжений, предохранение материала от атмосферных воздействий, огня и гниения;

2) неотложный исправительный ремонт и замена (реновация) дефектных элементов, снижающих грузоподъёмность сооружения, а также устранение недоделок;

3) единовременное и периодическое усиление и укрепление частей сооружения от вероятных деформаций вследствие отступлений от Технических условий и недоучёта строителями реальных условий службы сооружения (рода грунтов в основании, характера водотока), а также вследствие старения конструкции с приближением срока службы её к сроку полной амортизации.

Под сроком полной амортизации разумеется период, в течение которого сооружение под воздействием атмосферы и поездов, несмотря на проведение всех известных мер по надзору и уходу, приходит в такое состояние, при котором дальнейшее обновление конструкции в данных условиях является технически и экономически неоправданным.

Срок службы различен даже для однотипных сооружений и при одинаково тщательном содержании их. На сроке службы отражаются качество изготовления конструкции и применённых в ней материалов, а в равной мере условия службы сооружения в эксплуатации, как то: интенсивность движения и величина обращающейся нагрузки, качество грунтов в основании опор, климат.

Во временных мостах основными материалами являются дерево, применяемое преимущественно в опорах, и металл, применяемый преимущественно в пролётных строениях.

В нормальных условиях срок службы металлических пролётных строений, особенно временных, определяется их грузоподъёмностью. Исключение составляют пролётные строения, имеющие те или иные дефекты в результате нарушения технических требований к качеству металла, изготовлению конструкции, а также вследствие применения ненадёжного по той или иной причине способа сопряжений элементов.

Срок службы деревянных опор в противоположность металлическим пролётным строениям в большей мере определяется их состоянием в результате применения неантисептированного леса, подверженного гниению; ненадёжного устройства основания, не обеспеченного от осадок; некачественного изготовления самой конструкции, а также большей податливости сопряжений, устраиваемых на болтах, часто без врубок.

Срок службы деревянных пролётных строений (ферм, пакетов), аналогично деревянным опорам, определяется, как правило, также состоянием, главным образом вследствие применения сырого и дефектного леса и нетщательной пригонки рабочих сопряжений.

Фактический срок службы временных пролётных строений и опор в отдельных случаях может не достигнуть на данном мосту срока полной их амортизации в связи с переустройством сооружения по условиям судоходства, габаритов и т. п. При этом надо иметь в виду, что облегчённые металлические пролётные строения, снятые с одних мостов, будут использованы в сооружениях на других линиях для эксплуатации под нагрузкой, не превышающей грузоподъёмности данных пролётных строений. Это обстоятельство дополнительно указывает на необходимость тщательного содержания облегчённых металлических ферм, являющихся в указанном смысле долговременными конструкциями.

В уходе за сооружением, находящемся в удовлетворительном состоянии, основным видом работ является текущее обслуживание его (обычно называемое текущим содержанием).

В текущее обслуживание входят работы:

а) постоянные — выправка мостового полотна, рельсового пути, охранных приспособлений, очистка всех элементов от засорения, отвод воды; уплотнение сопряжений (подтяжка болтов, тяжей, подклинка, замена дефектных болтов), исправление средств огнезащиты, смотровых приспособлений, соблюдение габарита, поверка и исправление сигнализации;

б) периодические (календарные) — подготовка к паводкам, защита от гниения; окраска; заделка трещин в деревянных элементах и в кладке; расшивка швов; подготовка к зиме, очистка деревянных опор после паводка от засорения мусором, ветвями, листвой.

Работы по подготовке к паводкам, как то: выправка укреплений опор, русла и берегов, конусов и откосов насыпи, регуляционных сооружений, нормально должны производиться в ближайшее время после спада воды и во всяком случае до наступления заморозков перед очередным паводком. На зимний период может быть отнесено лишь создание аварийного запаса противоразмывных материалов.

Защита от гниения, окраска, заделка трещин в деревянных элементах и в кладке, расшивка швов должны производиться в летнее, тёплое время года. Заделка трещин в древесине и в кладке, имеющая целью предохранить материал конструкции от насыщения водой и дальнейшего развития трещин при замерзании её, должна во всяком случае выполняться до осенних дождей.

Подготовка к зиме касается в основном труб и выполняется обычным порядком. На мостах необходимо: установить путевые указатели для снегоочистителей и ни в коем случае не допускать снятия охранных брусьев и контррельсов; из пожарных кадок на зимний период удалить воду; песок в ящиках поддерживать в рыхлом сухом состоянии, пригодном к применению.

Сами по себе работы по текущему обслуживанию просты и нетрудоёмки; вместе с тем их значение в уходе за сооружением является решающим.

От своевременности и полноты проведения работ по текущему обслуживанию зависят сохранность сооружения, время, объём и сложность работ до исправительному ремонту.

Запущенность в текущем обслуживании способствует образованию и развитию дефектов и расстройств, сокращает период нормальной эксплуатации, приближая период дефектного состояния, требующий трудоёмкого исправительного ремонта и , замены расстроенных элементов.

Работы по исправительному ремонту и замене элементов имеют целью своевременно устранять дефекты и расстройства, образующиеся ранее срока полной амортизации всего сооружения вследствие неравнопрочности конструкции и различия условий работы и службы. Сюда же относится возобновление окраски металлических конструкций, смена элементов мостового полотна, ремонт укреплений конусов, дамб, опор и т. п. Объём этих расстройств, как сказано выше, увеличивается при неудовлетворительном текущем обслуживании. В свою очередь невыполнение ремонта отдельных элементов влечёт прогрессивное ухудшение состояния не только этих, но и других связанных в работе с ними элементов, увеличивая объём и сложность последующего ремонта.

Во избежание этого такие дефекты и расстройства, устранение которых хотя и допустимо в плановом порядке следует устранять по возможности в ближайшее время.

Усиление опор и пролётных строений, укрепление оснований опор, а такие другие капитальные работы должны производиться преимущественно, как и текущее обслуживание, с целью предупреждения расстройств элементов, сильно напряжённых или недостаточно защищённых от природных воздействий (воды, льда), и лишь в исключительных случаях как и исправительный ремонт с целью устранения уже происшедших расстройств.

Предупредительные капитальные работы, в частности усиление, диктуются не только недопустимостью угрозы разрушения, но также и экономической целесообразностью, поскольку устранение повреждений и расстройств, как правило, сложнее предупреждения их.

Bo-время произведённое эффективное усиление, например, опор дополнительными связями, подкосами, стойками, рамами, улучшая общую жёсткость конструкции, сокращает её деформации (колебания) под поездами и вместе с тем уменьшает дополнительные напряжения в элементах. Снижение напряжений равносильно увеличению запаса прочности укреплённых частей или возвращению (в меру эффективности усиления) доли имевшегося запаса, потерянной в результате начавшегося расстройства сопряжений элементов.

Однако предупредительные и исправительные капитальные работы во всех случаях должны быть оправданы не только их необходимостью, но и общим состоянием сооружения в связи с перспективами предстоящего переустройства.

Тип усиления или переустройства какой-либо детали конструкции или части сооружения в отношении капитальности принимается в зависимости от состояния всего сооружения, предполагаемого срока службы и дальнейшего использования сооружения в целом или отдельных его конструкций. Надёжность и грузоподъёмность отремонтированной детали и части должны соответствовать надёжности и грузоподъёмности сооружения и не должны явиться причиной для ограничения эксплуатации; при этом требуется учитывать работы второй очереди восстановления, если намечается переустройство данного сооружения в капитальное.

На выборе типа усиления или переустройства могут сказаться также объём и сложность работ, материалы, имеющиеся в распоряжении, и возможность последующего применения их после использования на данном мосту. Так, в случаях малых объёмов и несложных работ или небольшом различии в отношении их трудоёмкости при облегчённом и более капитальном переустройстве предпочтение остаётся за последним даже в том случае, когда сооружение является временным и не подлежит в ближайшее время капитальному переустройству. Имеющимися материалами определяется тип переустройства, главным образом при неотложности производства работ и затруднительности в получении требующихся материалов. В неотложных случаях может быть вынужденным даже краткосрочное подкрепление с необходимым последующим капитальным переустройством.

Вообще следует стремиться к капитальному восстановлению. Устройство примитивных облегчённых конструкций на эксплуатируемых линиях нерентабельно и оправдывается лишь особыми обстоятельствами. Содержание таких конструкций в эксплуатации обременительно. Исключение составляют цельноперевозимые металлические пролётные строения средних пролётов, которые на ближайший период капитального восстановления разрешается даже для капитальных мостов применять облегчёнными, но без упрощенчества, рассчитанными на беспрепятственный пропуск наиболее тяжёлых из обращающихся поездов.

Отдельные элементы и детали конструкции и сооружений, не требующие больших затрат, надо ремонтировать, усилить или переустраивать, как правило, капитально.

Восстановление значительной части или целиком всего временного сооружения, недопустимо стесняющего эксплуатацию, должно быть по преимуществу также капитальным. В каждом конкретном случае этот вопрос решается с учётом всего комплекса условий, как то: состояния сооружения, грузонапряжённости линии, объёма и сложности работ, материально-производственных возможностей, специальных требований судоходства и пр.

Независимо от капитальности переустройства во всех случаях, разумеется, должна быть обеспечена безопасность движения поездов как при производстве работ, так и после окончания их.

Способы и порядок производства работ на эксплуатируемом сооружении должны быть согласованы с дорогой и само выполнение работ должно вестись под контролем дорожного или мостового мастера в зависимости от характера производимой работы, а также при надзоре представителя дорожной инспекции и службы пути.

Производитель работ отвечает за безопасность движения поездов в случае нарушения им правил производства работ проекта, согласованного дорогой или предписанного приёмочной комиссией.

Ремонт или замена всех дефектных элементов креплений в пределах данной самостоятельной конструкции или отдельного сопряжения должны проводиться одновременно для эффективности результатов работ.

Приёмка в натуре всех работ по исправительному и капитальному ремонту производится начальником дистанции пути и его заместителем по мостам, а по титульным объектам — начальником службы пути или его заместителем по мостам с участием начальника дистанции пути и мостового мастера. При необходимости для выяснения изменившейся после ремонта грузоподъёмности сооружения привлекается мостообследовательская группа. О приёмке работ должен быть составлен акт с указанием перечня, характера и объёма выполненных работ и оценки их качества.