Мостовые поперечины

08.06.2018
Мостовые поперечины предпочтительны из сосны, дуба, лиственницы не ниже второго сорта, по качеству удовлетворяющих требованиям ОСТ/ВКС-7099 и 7624, ОСТ/НКЛес-8142/121.

Для предотвращения гнили и ранней порчи поперечины должны укладываться пропитанными масляным антисептиком, например, креозотом, антисептической пастой. Укладка на металлические балки поперечин, пропитанных хлористым цинком, не допускается во избежание коррозии металла.

При отсутствии антисептика поперечины следует высушить до воздушно-сухого состояния и после острожки окрасить верхнюю и боковые грани масляной краской. Образующиеся в дальнейшем трещины необходимо своевременно шпаклевать для предохранения древесины от насыщения влагой и развития внутренней гнили. По мере порчи красочного слоя трещинами окраску поперечин надо возобновлять.

Антисептирование окрашенных поперечин должно производиться после удаления острожкой красочного слоя для возможности проникновения антисептика в древесину.

Минимальные сечения поперечин в зависимости от расстояния между продольными балками, прогонами, пакетами и фермами для временных мостов указаны в табл. 6.

Сечение брусьев в табл. 6 назначено с учётом наибольшего ослабления их врезкой в прогон или балку на глубину 3 см, а также из расчёта укладКи брусьев в путь большей стороной сечения в высоту.

Брусья, уложенные в отдельных случаях плашмя при расстоянии между фермами более 1,7 м, подлежат перекантовке на 90° или замене в соответствии с требованиями табл. 6.

Шпалы типа не менее И-a при отсутствии врезки в прогон или балку и не менее I-а при наличии врезки допустимы только на краткосрочных мостах при расстоянии между балками не более 1,7 м. Шпалы, поставленные на ребро и сплочённые по две болтами, могут быть оставлены до замены их по неудовлетворительному состоянию на мостах длиной до 20 м на прямых участках пути при движении поездов с ограничением скорости до 15 км/ч при отсутствии угона. Во всех других случаях шпалы, поставленные в качестве поперечин, подлежат замене на типовые поперечины (табл. 6).

Расстояние в свету между брусьями должно быть не более 25 см, а при окантованных брёвнах и шпалах — не более 15 см. Наименьшее расстояние между поперечинами — 10 см.

В стыке смежных пролётных строений, а также над поперечными балками и тяжами (в фермах Гау) расстояние в свету между поперечинами не разрешается иметь более 40 см для брусьев и более 30 см для окантованных брёвен и шпал.

В местах, где эти расстояния получаются больше указанных величин, необходима укладка поперечин на специальных переходных мостиках. Мостики могут быть выполнены из двутавров или швеллеров, прикреплённых к основным балкам болтами; болтовые отверстия при необходимости обеспечения горизонтального перемещения балок должны быть овальными. На период до отмены ограничений скорости могут быть установлены подвесные пакеты или дополнительные рамы (фиг. 11). При значительных расстояниях между смежными пролётными строениями целесообразно устраивать переходные пакеты с опиранием их на основные фермы или также на дополнительные рамы.

Во всех случаях при расстоянии в свету между брусьями более 30 см должны устраиваться специальные приспособления против провала сошедших колёс.

Все поперечины для предотвращения смещения поперёк моста врезаются врубкой не менее 2 см в деревянные прогоны и не менее 1 см — в металлические балки; глубина врубки поперечин, указанных в табл. б., для предельно максимальных расстояний между осями балок не должна быть более 3 см.

Каждая поперечина прикрепляется болтами диаметром не менее 19 мм к деревянным прогонам и лапчатыми болтами диаметром 22 мм — к металлическим балкам. При наличии охранных брусьев закрепление поперечин болтами может быть допущено через одну поперечину.

Все болты должны быть постоянно подтянутыми и находиться в правильном положении (лапкой — под поясом балки). Для удобства наблюдения за ними следует на верхней части болта сделать насечку, указывающую положение лапки.

Лапчатые болты наряду со стандартными допустимы упрощённые, свариваемые из круглого железа, с усиленной головкой (фиг. 12). Обыкновенные, не усиленные болты с крючком должны быть заменены доброкачественными, так как они разгибаются при их подтягивании и не предохранены от произвольного поворачивания.
Мостовые поперечины

От перемещения вдоль моста поперечины на металлических балках укрепляются горизонтальными болтами 19—22 мм к противоугонным уголкам.

Прирубка поперечин к балкам должна быть тщательной с обеспечением плотного опирания поперечины на балки и рельсов на поперечины. Неплотное опирание поперечин, в частности в многобалочных пакетах, подклинка висячих поперечин деревянными клиньями, легко раскалывающимися и выпадающими, наличие зазоров в опирании рельсов вызывают неравномерное распределение нагрузки между поперечинами, более интенсивный механический износ одних поперечин за счёт других и быстрое расстройство пути.

Карточки (толщиной до 25 мм) и башмаки (толщиной до 40 мм) для подклинки пути допускаются лишь в качестве кратковременной меры. При этом под рельсом на поперечине не должно быть более одной карточки или одного башмака.

Размеры карточек должны точно соответствовать размерам подкладок. Размеры башмаков 150х300 мм. Рельсы на карточках пришиваются нормальными костылями, а на башмаках — пучинными, длиной 205 мм, и, кроме того, обшивочными костылями, длиной 165 мм, снаружи колеи к каждой поперечине (фиг. 13).

Для подъёмки пути на высоту более 4 см необходимо на всю длину поперечины прикреплять болтами или шурупами нашпальник из бруса или толстой доски, обеспечивая плотное его прилегание к поперечине. Применение многоярусных нашпальников, составленных по высоте (из двух и более досок), недопустимо.

Рельсы на нашпальниках прикрепляются к поперечинам пучинными костылями длиной 230 мм. При расположении нашпальника снизу поперечины его толщина в ослабленном врубкой месте не должна быть менее 4 см. Неиспользуемая врезка в самом брусе должна быть заполнена пробкой из доски (фиг. 14). Отверстия в карточках, башмаках и нашпальниках во избежание раскалывания должны быть просверлены заранее. Для нашпальников, башмаков и карточек необходимо применять сухой прочный лес без дефектов, треснувшие карточки, башмаки и нашпальники должны быть заменены.

Для предупреждения порчи и расстройства мостовых поперечин необходим тщательный уход не только за самими поперечинами, но и за конструкцией всего рельсового пути, так как запущенность в его содержании приводит к преждевременному расстройству поперечин. Так, трещины в поперечинах могут возникать и развиваться от действия угона пути, не закреплённого на подходах, а также от частой забивки пробок в разболтанных костыльных отверстиях вместо применения металлических втулок (колец) и пластинок-ограничителей. Удары подвижного состава при плохом пути, в частности с ненормальными зазорами, с местным неплотным опиранием на поперечины увеличивают механический износ поперечины под подкладками. Своевременно необрубленные заусенцы древесины, образующиеся у кромок подкладок, открытые сверху или с боков, нестянутые и незашпаклёванные трещины, к тому же забитые грязью, способствуют развитию гнили. Во избежание преждевременных расстройств необходимо отверстия, врезки и другие затёсанные места, сделанные в поперечинах после пропитки, покрыть креозотом или другим антисептиком; регулярно очищать поперечины от грязи; размочаленную рельсовыми подкладками древесину удалять декселем; для снижения растрескивания торцы белить мелом или гашёной известью, ненужные отверстия плотно, но без раскалывания древесины забивать деревянными пробками и шпаклевать.

Неудовлетворительные поперечины должны быть своевременно отремонтированы или заменены. Такие дефекты, как, например, недопустимое ослабление поперечин гнилью и износом под рельсом и во врубках, сквозные трещины и разболтанность костыльных отверстий, отражающиеся на состоянии пути и безопасности движения» должны устраняться немедленно.

Ремонт поперечин заключается в проведении следующих основных работ; стягивание продольных трещин хомутами и торцевых — скобами с предварительным обжатием ручными прессами или струбцинами и с очисткой трещин от грязи, антисептированием и шпаклевкой; укрепление разболтанных костыльных отверстий пластинками-ограничителями или металлическими втулками с деревянными пробками; замена сгнившей и изношенной древесины деревянными вкладышами, перекантовка брусьев на бок и перевёртывание длинных брусьев дефектным концом в сторону тротуара.

При удалении гнили в тёплое время нельзя допускать соприкосновения её со здоровыми деревянными элементами моста во избежание их заражения гнилью.

При ремонте старогодних или использовании испорченных завышенной врубкой брусьев следует иметь в виду, что для укладки в путь пригодны лишь брусья с ослаблением врезками не свыше величин, указанных в табл. 6.

В отдельных случаях в мостовое полотно уложены ненормальные брусья, у которых вместо врубки прикреплены снизу дощатые накладки (фиг. 15а). За прикреплением таких накладок требуется вести повседневное наблюдение. При скалывании накладок, если в брусе невозможно сделать нормальную врезку, необходима замена бруса стандартным или в крайнем случае восстановление повреждённой поперечины, но с более надёжным прикреплением накладок на болтах по фиг. 15б или шурупах. Достаточность сечения бруса с накладками определяется также по табл. 6, причём высота бруса без учёта накладок не должна быть менее табличных данных, уменьшенных на 3 см.

Дефектные поперечины (сильно трещиноватые, загнившие, с большим механическим износом), расположенные в мостовом полотне под ряд, впредь до замены должны быть разогнаны (вперемежку со здоровыми поперечинами).

При наличии на мостовых поперечинах диагональных уголков, поставленных взамен продольных связей пролётного строения, Tpeбуется следить за надёжностью прикрепления уголков. Последние необходимы для обеспечения горизонтальной жёсткости пролётного строения. При смене мостовых поперечин диагональные уголки должны быть вновь поставлены до открытия перегона. Диагональные уголки могут быть сняты лишь после устройства продольных связей между балками пролётного строения.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: