Опорные части восстановленных мостов

08.06.2018
Наиболее распространённые в восстановленных мостах пролётные строения пролётом до 30 м могут быть установлены на тангенциальные опорные части (фиг. 135 и 136) или непосредственно на подферменные брусья при условии обеспечения достаточной жёсткости опорных листов для более равномерного распределения опорного давления.

Пролётные строения более 30 м должны иметь опорные части шарнирно-каткового или секторного типа. Деформации таких пролётных строений от нагрузки и изменений температуры могут при отсутствии опорных частей вызвать значительные дополнительные напряжения в главных фермах и привести к быстрому расстройству опор (особенно временных деревянных); чем больше пролётное строение, тем сильнее сказывается отсутствие опорных частей.

Большие пролёты встречаются в восстановленных мостах при использовании обрушенных и применении разборных] пролётных строений.


Разборные пролётные строения обычно имеет опорные части, удовлетворяющие всем предъявляемым к ним требованиям (фиг. 137— 144). Поднятые обрушенные пролётные строения установлены нередко без опорных частей.

Во избежание преждевременного износа и раскалывания подферменных брусьев напряжения на смятие древесины не должны превышать 25 кг/см2 для сосны и 60 кг/см2 для дуба. Кроме того, при непосредственном (без опорных частей) опирании пролётных строений на подферменные брусья для обеспечения более равномерного распределения давления по всей опорной площадке размер последней вдоль оси моста не должен превышать 40 см (при пролётах свыше 30 м—60 см).

Достаточность опорных площадок должна быть установлена расчётом. Наиболее распространённые в восстановленных мостах пакетные пролётные строения при двух и более балках в полупакете обычно имеют площадь опирания, удовлетворяющую установленным нормам.

При недостаточной площади опирания пролётных строений на подферменные брусья (при перенапряжениях свыше 20%) должно производиться увеличение площади смятия при помощи подкладок из швеллеров или металлических листов, а также путём установки или замены опорных частей; при наличии сосновых подферменных брусьев может быть рекомендована замена их дубовыми.

Подкладки из швеллеров или листов толщиной не менее 20 мм при отсутствии опорных частей рекомендуется применять для пакетов и пролётных строений пролётом до 20 м; при больших пролётах должны устанавливаться тангенциальные опорные части, например, по фиг. 135.



Сечение подкладок должно быть проверено расчётом на изгиб. Подкладки недостаточной прочности выгибаются от нагрузки и не обеспечивают равномерного распределения давления по всей площадке.

Имеющиеся деформированные подкладки должны заменяться более прочными.

Опорные части должны быть закреплены от сдвига болтами, шурупами (при подферменных брусьях) или анкерными болтами (при железобетонных и каменных подферменниках). Пролетные строения и пакеты, не имеющие специальных опорных частей, должны быть закреплены от сдвига костылями или шурупами (фиг. 145), поставленными на одном конце сквозь полки поясов (неподвижная опора), а на другом — в обхват их (подвижная опора).

Особенно важно надёжное закрепление опорных частей в мостах на кривых и уклоне.

Для обеспечения нормальной работа сооружений во время эксплуатации должны быть устранены все допущенные при восстановлении отступления от указанных выше требований, предъявляемых к опорным частям.


Впредь до выполнения этих мероприятий за дефектными элементами необходимо установить тщательное наблюдение и своевременно принимать меры по устранению возможных вредных последствий (раскалывание и неравномерное большое смятие подферменных брусьев и пр.).

В мостах с большими пролётными строениями, установленными без опорных частей, необходимо следить также за состоянием опор. В массивных опорах (особенно дефектных) возможно появление новых и дальнейшее развитие имеющихся трещин, в деревянных опорах — расстройство продольных связей и прикреплений насадок рам. При обнаружении таких дефектов помимо своевременного их обезвреживания должна быть ускорена установка опорных частей.

Пролётные строения должны равномерно плотно опираться на опоры. Неравномерное неплотное (пролётные строения малых пролётов иногда висят на рельсах) опирание пролётных строений может вызвать большую перегрузку опорных частей и отдельных элементов пролётных строений и опор. В конструкциях, работающих под обращающейся нагрузкой при высоких допускаемых напряжениях (например облегчённые фермы), даже небольшая перегрузка отдельных элементов может вызвать недопустимые перенапряжения; поэтому равномерное опирание пролётных строений в этом случае особенно важно.

Неравномерное неплотное опирание пролётных строений может привести также к быстрому расстройству связей пролётных строений и кладки опор, расшатыванию деревянных опор, появлению трещин в опорных частях, излому рельсов и пр. При проходе нагрузки по повисшим на рельсах вследствие неплотного опирания пролётном строениям получаются значительные удары, приводящие к особо интенсивному расстройству сооружения (главным образом опор).


Причинами неравномерного опирания могут явиться неправильная установка пролётных строений, поперечный перекос их вследствие неточного изготовления, сборки или падения (в использованных частях обрушенных пролётных строений), а также осадка опор во время эксплуатации. Поэтому проверка правильности опирания пролётных строений должна периодически повторяться.

Неравномерное опирание может быть обнаружено непосредственным осмотром, а также наблюдением за поведением пролётных строений под нагрузкой, нивелированием опорных площадок и узлов ферм (под нагрузкой и без неё) и, наконец, взвешиванием опорных реакций при помощи домкратов с манометрами.

Неравномерное опирание пролётных строений на опоры может быть устранено подъёмкой пониженного конца ферм на домкратах с постановкой металлических прокладок или заменой подферменных брусьев. Устранение неплотного опирания отдельных опорных частей на постоянных опорах может быть достигнуто подливкой цементного раствора или подсыпкой сухого цемента.

В пролётных строениях больших пролётов выравнивание опорных площадок рекомендуется производить путём подъёмки конца пролётного строения на объединённых гидравлических домкратах (чем достигается равенство опорных реакций) с последующим подбором металлических прокладок по разности уровня опорных узлов в опирающемся на домкраты пролётном строении.

Вследствие неравномерного опирания пролётных строений на опоры (см. выше), применения опорных частей недостаточной грузоподъёмности и с неполным количеством катков, наличия в сварных конструкциях при неправильном изготовлении их усадочных напряжений и пр. — в опорных частях не исключена возможность образования трещин. Кроме того, использованные при восстановлении опорные части обрушенных пролётных строений могут иметь трещины, оставшиеся незамеченными при производстве восстановительных работ, которые могут получить дальнейшее развитие во время эксплуатации. Поэтому опорные части должны находиться под постоянным наблюдением.


При обнаружении трещин дефектные элементы должны быть заменены. Элементы, имеющие местные выколы, могут не заменяться. Впредь до замены под опорные узлы ферм должны быть подведены страховочные подмости из брусьев или рельсов. При образований трещин во время эксплуатации должны быть устранены также причины появления их.

Для предупреждения преждевременного загнивания подферменные брусья должны быть антисептированы; трещины усушки в брусьях должны быть зашпаклёваны и стянуты болтами. При значительном поражении гнилью, большом количестве глубоких трещин, смятии древесины под опорными частями подферменные брусья должны быть заменены.

В опорных частях, выполненных в виде деревянных клеток, впредь до замены их постоянными опорными частями необходимо своевременно устранять возможные перекосы, подтягивать болты и тяжи, заменять дефектные брусья и пр.

Некачественно выполненные, а также сильно расстроенные клетки из сырого леса должны перекладываться. Недостающие крепления (болты, скобы и пр.) должны быть поставлены в первое время эксплуатации.

При подведении опор под пролётные строения с криволинейным нижним поясом должны быть созданы горизонтальные опорные площадки путём устройства на пролётном строении металлических башмаков. В противном случае опорные части или подферменные брусья должны быть надёжно закреплены от сдвига вдоль пояса упорами, прикреплёнными к поясам.

Наблюдение за опорными частями временных мостов, содержание их в чистоте, борьба с угоном и перекосом катков и пр. не отличаются от аналогичных работ на постоянных мостах.