Деревянные пролётные строения

08.06.2018
При временном восстановлении искусственных сооружений широко использовались наряду с металлическими деревянные пролётные строения. Наибольшее распространение получили деревянные конструкции с фермами Гау и пакеты, главным образом без шпонок; применялись также дощатые и ригельно-раскосные пролётные строения.

Установленные при восстановлении деревянные пролётные строения и пакеты рассчитаны под обращающиеся нагрузки при высоких допускаемых напряжениях. В большинстве сооружений применён сырой, а в ряде случаев (для пакетов) свежесрубленный низкосортный лес. Поэтому содержание таких пролётных строений, имеющее целью обеспечить безопасность и непрерывность движения поездов, а также максимальное продление срока их службы, более сложно и ответственно по сравнению с применяемыми в обычных условиях деревянными конструкциями из выдержанного отборного леса, рассчитанными по менее льготным нормам.

Применение сырого низкосортного леса является причиной образования трещин и сколов, существенно снижающих грузоподъёмность пролётных строений. Кроме того, всякие трещины являются очагом развития гнили.

Усушка древесины вызывает необходимость постоянного, особенно в первое время эксплуатации, подтягивания многочисленных конструктивных и рабочих болтов и тяжей.)

Для максимального продления срока службы деревянные пролётные строения, изготовленные из неантисептированного сырого леса, должны быть подвергнуты поверхностному антисептированию в первое время службы моста.

Своевременное антисептирование, задерживая быстрое высыхание наружных слоёв древесины, в известной мере предотвращает образование больших трещин.

Трещины по мере образования также должны заделываться антисептическими замазками.

Все дефекты пролётных строений должны быть своевременно обнаружены и устранены или обезврежены. В случае необходимости должны приниматься меры по усилению отдельных элементов или всего пролётного строения.

Кроме того, не должна допускаться перегрузка ферм (или отдельных элементов) вследствие несовпадения оси пути с осью пролётных строений, перекосов, неравномерного опирания пролётных строений на опоры и пр.

В целях быстрейшей ликвидации дефектов на всех мостах с деревянными пролётными строениями следует иметь запасные поковки (накладки, хомуты, болты, металлические прокладки и пр.). Кроме того, для замены пролётных строений и подведения дополнительных опор, в случае образования серьёзных дефектов, дороги должны иметь в свободном наличии пролётные строения, круглый и пилёный лес и пр.