Фермы Гау

08.06.2018
Пролётные строения с фермами Гау являются старейшей конструкцией сквозных пролётных строений под железную дорогу (первые пролётные строения были установлены в 1840 г.).

На восстановительных работах применялись преимущественно пролётные строения с ездой по верху пролётом до 23, редко 33 м. Пролётные строения с фермами Гау при езде по верху имеют параллельные пояса постоянного по длине сечения из 3—4 брусьев или окантованных брёвен. Стыки элементов поясов обычно устраивают вразбежку, в разных панелях. Решётка ферм состоит из сжатых восходящих раскосов (из двух-трёх брусьев или брёвен) и растянутых вертикальных тяжей, а также обратных нисходящих раскосов. Последние работают на сжатие (в средних панелях) при положении нагрузки, вызывающем растяжение основных восходящих раскосов, и, кроме того, сокращают свободную длину их.

Сопряжение раскосов и поясов осуществляется при помощи специальных подушек.

Подушки выполнены из сосны или дуба с волокнами поперёк оси ферм; вместо дубовых в ряде случаев применены подушки из сосны вдоль волокон.

Ввиду трудности получения сухого леса большого сечения для изготовления подушек в отдельных конструкциях применены металлические и железобетонные подушки, которые, кроме того, позволяют уменьшить сечение раскосов (сечение раскосов определяется смятием древесины подушек, допускаемые напряжения по сжатию не используются).

Продольные связи (крестовые) обычно устраивают только по верхнему поясу ферм; решётку их накладывают на пояса и прикрепляют болтами. Поперечные связи устраивают в виде крестов в каждой панели при пролётах 22,6 м и через одну панель при меньших пролётах. Проезжая часть состоит из прогонов и поперечных балок из брусьев или отёсанных на 2 канта брёвен; в некоторых конструкциях мостовые брусья (поперечины) укладываются непосредственно на пояса ферм.

Конструкция пролётных строений с фермами Гау пролётом 18,0 м с ездой по верху приведена на фиг. 146.

Пролётные строения пролётом 27 м и более иногда имеют 3 фермы.

Вследствие применения некачественного леса, недостаточно тщательного изготовления и ухода в 1944—1945 гг. имелось несколько случаев разрушения ферм Гау под нагрузкой.

Установить пригодность ферм Гау для эксплуатации путём их наружного осмотра или испытания под обращающейся нагрузкой не представляется возможным. Это подтверждается отсутствием видимых дефектов в отдельных обрушившихся фермах. Поэтому для обеспечения безопасности движения поездов все пролётные строения с фермами Гау на основных направлениях в конце 1944 г. и начале 1945 г. были заменены металлическими. Оставшиеся в эксплуатации пролётные строения с фермами Гау должны быть в ближайшее время изъяты. Впредь до замены за ними должен быть установлен особо тщательный надзор и уход.

Снятые пролётные строения после реновации используются на узкоколейных и авто-гужевых мостах. Одновременно ведутся работы по исследованию и улучшению конструкции ферм Гау.

Многолетний опыт эксплуатации, строительства и проектирования ферм Гау показал, что наиболее слабым и уязвимым местом конструкции являются стыки нижних поясов.
Фермы Гау

В современных конструкциях стыки осуществлены на металлических накладках со шпонкам (фиг. 147). Такие стыки требуют весьма тщательного изготовления и содержания. Вследствие недостаточно тщательного изготовления ферм из низкосортного (косослой, сучки, свилеватость) сырого леса, а также из-за неудовлетворительного содержания наблюдались случаи расстройства стыков после всего лишь нескольких месяцев эксплуатации моста.

Ненадёжность стыков нижних поясов существующей конструкции послужила причиной появления дерево-металлических ферм с одним или двумя металлическими поясами (последние оказались невыгодными по затрате металла) и разработки ряда новых типов стыков: на гибких и железобетонных шпонках, трубчатых нагелях и др., которые ещё недостаточно проверены на практике.

Большинство пролётных строений с фермами Гау (по проектам Гипротранса 1931 г., Трансмостпроекта 1941 г., Желдорпроекта ГУЛЖДС) рассчитано под нагрузку в виде двух паровозов Эу с давлением на ось 17,5 т с вагонами 6,5 т/м пути при допускаемых напряжениях, близких к нормам Технических указаний 1943 г.. Грузоподъёмность ферм Гау определяется скалыванием древесины в стыках нижних поясов. Высокие допускаемые напряжения на скалывание древесины в большинстве конструкций использованы почти полностью. Поэтому обращение по мостам с фермами Гау, рассчитанными под Эу, поездов с паровозами CO и ФД может привести к быстрому расстройству стыков нижнего пояса и не должно допускаться.

Основные характеристики наиболее часто применявшихся пролётных строений с фермами Гау приведены в табл. 30.


Особое внимание при содержании пролётных строений с фермами Гау должно быть обращено на поддержание нормального натяжения тяжей, на наблюдение за состоянием стыков нижних поясов, элементов сопряжений и врубок, а также на борьбу с трещинами.

Фермам Гау при изготовлении обычно придаётся строительный подъём. Вследствие усушки и обмятия деревянных элементов, а также свойства древесины постепенно деформироваться под действием постоянной нагрузки строительный подъём со временем уменьшается; нередко фермы получают провесы.

Таким образом, медленная потеря фермами Гау строительного подъёма неизбежна и естественна. Быстрое же нарастание провисания и большая величина его (более 1/400 пролёта) свидетельствуют о серьёзном расстройстве ферм.

В большинстве случаев значительное провисание ферм является следствием применения недостаточно сухого леса, а также несвоевременного и недостаточного подтягивания тяжей. Провисание ферм из-за усушки деревянных элементов (главным образом подушек, подгаечников тяжей и самих поясов поперёк волокон) особенно интенсивно проявляется в первый период эксплуатации моста в тёплое время года.

Усушка древесины может происходить и вне эксплуатации; поэтому перед установкой пролётных строений на место должно производиться тщательное подтягивание тяжей с устранением всех зазоров между раскосами и подушками. Больше провисают фермы с подушками, волокна которых расположены нормально к продольной оси поясов вследствие большей усушки древесины поперёк волокон.

Резкое провисание ферм обычно является следствием разрушения стыков нижних поясов и подгаечников тяжей.

Большое провисание ферм вызывает дополнительные напряжения в поясах ферм, ухудшает работу стыков нижних поясов (и без того наиболее слабой части конструкции), приводит к отставанию обратных раскосов и расстройству других соединений, а также усложняет содержание мостового полотна. Поэтому при провисании ферм более 1/500 пролёта рекомендуется производить выправление профиля ферм, а при провесах, более 1/400 пролёта, являющихся следствием применения леса весьма низкого качества, — замену ферм.

Выправление профиля может быть осуществлено следующим способом: под 4—5 средних узлов пролётного строения подводятся лёгкие временные опоры — подмости (на лежнях, сваях, плавучие на глубоких водотоках), затем при помощи домкратов, устанавливаемых на подмостях, фермам придаётся строительный подъём, равный примерно 1/400 пролёта, причём тяжи пролётного строения должны постепенно ослабляться, а образовавшиеся и оставшиеся открытыми зазоры между подушками и торцами раскосов плотно заполняться металлическими прокладками соответствующей толщины. После этого тяжи нормально натягиваются (порядок натяжения тяжей см. ниже), домкраты отпускаются и подмости разбираются.

Пролётные строения, имеющие большие или быстро нарастающие провесы, должны находиться под особо бдительным наблюдением. При появлении признаков разрушения ферм (сколы в стыках и пр.) должны приниматься немедленные меры по обеспечению безопасности движения поездов и замене пролётных строений.

Надзор за профилем ферм ведётся путём периодических (примерно раз в месяц) нивелировок поясов и сопоставления снятых профилей с результатами предшествующих съёмок.

Большое значение для работы ферм Гау имеет поддержание нормального натяжения тяжей во всё время службы моста. Своевременным подтягиванием тяжей в значительной степени может быть уменьшено провисание ферм от усушки и обмятия древесины. При нормальном натяжении в тяжах должно быть создано усилие, равное расчётному усилию от постоянной нагрузки. Все тяжи в одном узле должны быть натянуты одинаково.

Для натяжения тяжей удобны торцевые гаечные ключи (фиг. 148), которые легко могут быть изготовлены мастерскими дистанции.

Для натяжения тяжей рекомендуется пользоваться ключами с различной, в зависимости от диаметра тяжа, длиной рычага, при помощи которых усилием одного-трёх рабочих может быть обеспечено с достаточной степенью точности необходимое натяжение. При таком способе натяжения в тяжах создаётся напряжение около 200 кг/см2, близкое к напряжению от постоянной нагрузки; в средних тяжах, а также во всех тяжах сечением больше расчётного, создаваемое при этом усилие будет превышать усилие от постоянной нагрузки, что однако существенно не отражается на работе пролётного строения.

Рекомендуемые длины рычагов ключей приведены в табл. 31.

Подтягивание тяжей закручиванием верхних или нижних гаек в зависимости от удобства работ должно производиться плавно без рывков, начиная от середины пролёта к опорам в несколько приёмов (подтягиванием сразу на требуемую величину можно перетянуть одни тяжи, ослабив другие).

При этом предварительно должны быть устранены резкие переломы профиля ферм вследствие неправильного натяжения тяжей соответствующим подтягиванием (или ослаблением) тяжа в месте перелома профиля и ослаблением (подтягиванием) соседних тяжей. Характер профиля должен быть установлен нивелировкой ферм по нижнему поясу. Для обеспечения необходимой точности нивелировка должна производиться по гвоздям (диаметром не менее 5 мм), забитым по середине высоты брусьев нижних поясов в узлах снаружи ферм.

При закручивании гаек в тяжах (особенно длинных) возникают значительные дополнительные напряжения кручения. Для предупреждения появления этих напряжений необходимо удерживать стержень тяжа с обратной стороны пояса газовым ключом.

Подтягивание тяжей должно производиться под непосредственным руководством мостового мастера. По окончании работ необходимо произвести контрольную нивелировку ферм.

Проверка и регулирование натяжения тяжей должны производиться по мере надобности, но не реже двух раз в месяц в первое время эксплуатации и одного раза в месяц в дальнейшем. Проверка может производиться пробным закручиванием гаек ключом с рычагом соответствующей длины (см. табл. 31), а также при известном навыке путём покачивания тяжей рукой (слабо натянутые тяжи легко раскачиваются).

Стыки нижних поясов, как уже отмечалось, являются наиболее слабым местом ферм Гау, поэтому содержанию их должно быть уделено особое внимание.

Для нормальной работы стыка стяжные болты стыковых накладок должны быть всегда плотно подтянуты. При недостаточно натянутых болтах шпонки перегружаются за счёт усилия, воспринимаемого при плотно натянутых болтах трением между накладками и поясом.

Основными причинами разрушения стыков, помимо неудовлетворительного содержания, могут явиться:

1. Неодинаково плотное заполнение шпонками шпоночных гнёзд, вследствие чего одни шпонки оказываются выключенными из работы, а другие перегруженными, а также неравномерное опирание отдельных шпонок по длине (фиг. 149).

Качество пригонки шпонок может быть установлено «щупами» различной толщины.

2. Наличие в древесине между шпонками начальных скалывающих напряжений, вызванных постановкой шпонок в гнёзда недостаточной ширины (последнее может быть установлено по смятию древесины). В отдельных случаях наблюдаются сколы древесины между шпонками и в неэксплуатируемых пролётных строениях.

3. Ослабление плоскостей скалывания древесины между шпонками трещинами усушки (фиг. 149), весьма распространёнными в фермах из сырого леса (трещины усушки наиболее часто образуются в местах резких изменений сечения).

При наличии указанных дефектов за стыками должно быть установлено постоянное наблюдение. Результаты наблюдения (обнаруженные трещины, сколы, величины зазоров в стыках) должны отмечаться на специальной схеме, представляющей собой план нижних поясов с показанием всех стыков. Для выявления расхождения стыков рекомендуется пользоваться хотя бы простейшими маяками.

Образование трещин и сколов в стыках одинаково возможно как сверху, так и снизу поясов; поэтому стыки должны тщательно осматриваться с обеих сторон с фиксацией результатов осмотра.

В случае образования новых сколов, раза вития трещин и расхождения стыков впредь до замены пролётных строений должны быть приняты немедленные меры по обеспечению безопасности движения поездов путём подведения дополнительных опор или усиления ферм объемлющими металлическими корсетами.

Применённое в ряде случаев усиление дефектных стыков дополнительными горизонтальными накладками на шпонках или трубчатых нагелях (фиг. 150) не дало должного эффекта; кроме того, большое дополнительное ослабление сечения поясов шпонками или нагелями может вызвать разрыв поясов.

Впредь до выполнения работ по укреплению дефектных пролётных строений должно быть установлено тщательное наблюдение за состоянием стыков после прохода каждого поезда; при большом количестве сколов должно быть запрещено обращение тяжёлых паровозов или даже прекращено движение поездов.

Подведение дополнительных опор является временным мероприятием. Опоры, предпочтительно свайные, следует подводить под средние узлы ферм (фиг. 151). Дополнительные упругие опоры эффективны только при подведении их под середину пролётных строений, где прогиб ферм наибольший; кроме того, такое расположение опор максимально сокращает пролёт. Раскосы ферм над дополнительной опорой должны быть проверены расчётом и в случае необходимости усилены. Усиление раскосов в типовых пролётных строениях до 18 м не требуется; в пролётных строениях 22,6 м усиления раскосов можно избежать подведением дополнительной опоры под панель, соседнюю со средней (фиг. 151), с тем, чтобы над дополнительной опорой со стороны большего пролёта располагался раскос, имеющий 3 бруса (в большинстве ферм 22,6-м прямые раскосы состоят из трёх брусьев, обратные — из двух). Усиление раскосов может быть выполнено добавлением брусьев (брёвен) с взаимной врубкой их с встречными раскосами.


Обратные раскосы ферм при подведении дополнительных опор работают на сжатие; поэтому все зазоры между торцами раскосов и подушками должны быть устранены путём постановки металлических прокладок. Устройство над дополнительными опорами опорных стоек не требуется.

Пролётные строения должны опираться на дополнительные опоры непосредственно возле подгаечников тяжей во избежание работы поясов на изгиб.

Усиление пролётных строений с дефектными стыками при помощи объемлющих металлических хомутов (корсетов) следует проводить при отсутствии других серьёзных дефектов (большие провесы, гниль, трещины).

Конструкция усиления дефектных стыков объемлющими металлическими корсетами приведена на фиг. 152 и 153. Концы корсетов закрепляются за опорные узлы ферм (фиг. 152), или, если такое закрепление конструктивно неосуществимо вследствие малого расстояния между фермами (фермой и устоем), за элементы пояса в панелях без стыков (фиг. 153). Для обеспечения совестного прогиба с пролётным строением корсет скрепляется в узлах с нижним поясом ферм металлическими хомутами (фиг. 152).

Корсет должен иметь натяжные устройства (клинья, винтовую нарезку) для подтягивания затяжки при обмятии древесины, а также для создания в затяжке первоначальных напряжений, имеющих целью компенсировать влияние повышения температуры.

Корсет рассчитывается на полное усилие от постоянной и временной нагрузок в средних панелях. Для ферм Гау по проекту Трансмостпроекта площадь сечения нетто затяжки корсета должна равняться при пролёте 22,66 м — 75,0 см2; при пролёте 18,0 м — 48 см2.

Для обеспечения нормальной работы затяжка корсета должна быть плотно натянута при любой температуре, что может быть достигнуто замыканием корсета при наивысшей расчётной температуре +40° или созданием в затяжке первоначального напряжения, соответствующего понижению температуры от +40° до температуры замыкания.

Для компенсации температурных деформаций металлической затяжки на одном из мостов были применены вагонные пружины, поставленные между опорными балками корсета и торцами деревянных поясов. Однако вследствие недостаточной, мощности пружин при этом удалось достигнуть небольшой (около 20%) разгрузки поясов. Большая разгрузка поясов при помощи пружин трудно осуществима.

Возможно также усиление ферм Гау путём устройства металлических поясов, полностью воспринимающих усилие от постоянной и временной нагрузок (фиг. 154). Для более определённой работы ферм деревянные пояса должны быть исключены из работы путём устранения упирания подушек в поясе, подрубкой их при установке металлических упоров. Прикрепление упоров может быть выполнено на заклёпках и болтах (фиг. 154) или сварке. Перед прикреплением упоры должны быть плотно прижаты к подушкам.

Усиление ферм Гау подведением шпренгеля, применённое на одном из мостов, не может быть рекомендовано вследствие неопределённой работы конструкции и относительной сложности производства работ, хотя усиление ферм шпренгелеми позволяет устранить провесы ферм.

В фермах с усиленными поясами необходимо следить за плотным натяжением корсета, своевременно подтягивать гайки болтов, нагелей, хомутов и стыковых накладок, подклинивать дополнительные опоры.

В фермах, усиленных металлическим корсетом по фиг. 152 и 153, необходимо следить также за состоянием деревянных поясов, особенно в близких к опорам панелях, работающих при низких температурах на знакопеременную нагрузку. Отсутствие новых дефектов (сколов, расхождений стыков и пр.) свидетельствует о нормальной работе корсета. Элементы корсета рекомендуется окрасить для уменьшения температурных влияний в белый цвет.

Фермы Гау, имеющие помимо расстройства стыков другие серьёзные дефекты (провисание ферм более 1/400 пролёта, большие повреждения элементов гнилью и трещинами), подлежат немедленной замене. При этом нельзя допускать пропуск по ним кранов с подвешенными фермами (особенно 75-т кранов, пилонов и т. п.).

Вследствие применения в ряде случаев для нижних поясов ферм Гау леса низкого качества (большая сучковатость, косослой, широкослойность, свилеватость) не исключена возможность разрыва поясов под нагрузкой. Поэтому все дефекты древесины в нижних поясах ферм должны быть, насколько это возможно, выявлены во время эксплуатации и оценены с точки зрения влияния их на грузоподъёмность ферм. Наиболее опасны сучки (особенно несросшиеся) диаметром более 3 см и косослой в средних панелях. За всеми серьёзными дефектами древесины должно быть установлено постоянное наблюдение. Особое внимание должно быть обращено на качество леса в узлах, где пояса имеют большое ослабление врубками подушек и прокладок.


В узлах ферм, вследствие усушки и обмятия деревянных элементов, а также несвоевременного и недостаточного подтягивания тяжей, нередко наблюдается неплотное примыкание обратных раскосов к подушкам и самих подушек к поясам (фиг. 155). При неплотном примыкании обратных раскосов, работающих в средних панелях на сжатие, они не могут выполнять своего назначения. Поперечная сила в этом случае воспринимается поясами, в которых могут возникнуть большие дополнительные напряжения (дополнительные напряжения в поясах зависят от величины зазоров в примыкании обратных раскосов). Кроме того, при неплотном примыкании обратных раскосов снижается несущая способность сжатых раскосов вследствие увеличения свободной длины. Поэтому обратные раскосы должны постоянно плотно примыкать к подушкам. Неплотности в примыкании раскосов должны ликвидироваться металлическими прокладками соответствующей толщины (фиг. 156). Постановка прокладок должна ,производиться при нормально натянутых тяжах. Неплотности в примыкании подушек к поясам ферм устраняют аналогичным способом. Перекошенные подушки (фиг. 155) должны быть выправлены.

Применение в ряде пролётных строений с фермами Гау недостаточно сухого леса вызывает появление большого количества солнечных трещин. Наиболее опасны солнечные трещины, непосредственно влияющие на грузоподъёмность пролётных строений а именно в стыках нижних поясов, узловых подушках, подгаечниках тяжей и у концов сжатых раскосов.

Кроме того, трещины могут вызвать перенапряжения в отдельных сечениях и резкую местную концентрацию напряжений в отдельных зонах и фибрах элементов ферм (особенно в поясах при наличии трещин по фиг. 155). При появлении трещин в стыках нижних поясов должны приниматься меры согласно указаниям.

Трещины в опорных узлах нижних поясов, идущие внаружу ферм, должны быть обезврежены постановкой металлических хомутов (фиг. 157); в многопролётных мостах как временная мера возможна постановка распорок между опорными узлами соседних пролётных строений.

Небольшие трещины в опорных узлах с внутренней стороны, по явление которых объясняется изгибом поясов вследствие неравномерного опирания пролётных строений на подферменные брусья (внутренний брус нагружен Дольше наружного), не влияют на грузоподъёмность ферм. Для предотвращения дальнейшего развития трещин должны быть поставлены хомуты (фиг. 158).

В узловых подушках опасны значительные (длиной свыше 10 см), главным образом горизонтальные, трещины, снижающие сопротивление подушек скалыванию. Подушки с такими дефектами подлежат замене или усилению постановкой упоров (фиг. 159).

В деревянных подгаечниках тяжей опасны вертикальные трещины примерно по оси тяжей, которые могут привести к раскалыванию подгаечников и, следовательно, выключению тяжей из работы. Дефектные подгаечники должны быть заменены или усилены постановкой стяжных хомутов с подведением под гайки тяжей швеллеров для уменьшения смятия.


Шайбы под гайками тяжей из листового железа толщиной 8— 10мм, не обеспечивающие равномерного распределения давления и способствующие тем самым (раскалыванию подгаечников, рекомендуется заменять более толстыми.

Концы раскосов, имеющие трещины, стягиваются хомутами или болтами (фиг. 160).

Все трещины (в том числе и в элементах, усиленных постановкой хомутов, болтов и пр.) для предохранения древесины от гниения должны быть своевременно зашпаклёваны.

В сварных стыках тяжей (кроме сваренных контактным способом) возможно, особенно в зимнее время, появление трещин в местах сварки и разрывы отдельных тяжей; поэтому сварные стыки тяжей должны тщательно осматриваться при каждом осмотре пролётных строений. Дефектные или разорванные тяжи подлежат замене. Возможность и условия пропуска поездов до замены тяжей у устанавливаются расчётом. При этом следует учитывать перераспределение усилий в элементах. Допускаемое напряжение для тяжей временно может быть принято повышенным (1700 кг/см2). При недостаточной грузоподъёмности оставшихся тяжей и необходимости срочного пропуска поездов должны быть установлены тали в узлах ферм: одна таль грузоподъёмностью 5 т при обрыве тяжей диаметром до 24 мм и 2 тали при обрыве тяжей 24—36 мм; более точно количество и грузоподъёмность талей могут быть определены расчётом. Тали застроповываются за пояса ферм тросом и натягиваются усилием одного рабочего. Во избежание повреждения поясов между ними и тросом прокладываются обрезки досок.

В продольных и поперечных связях пролётных строений необходимо следить за достаточным натяжением болтов прикрепления диагоналей связей, подтягивая их по мере усушки дерева, а также за плотным примыканием диагоналей опорных поперечных связей во врубках, устраняя неплотности при помощи металлических прокладок.

В продольных связях, выполненных в виде лёгких горизонтальных ферм Гау, необходимо следить за достаточным натяжением тяжей и плотным примыканием диагоналей к подушкам, ликвидируя неплотности металлическими прокладками.

Трещины в деревянных элементах связей обезвреживаются так же, как и в других элементах пролётных строений.

В пролётных строениях, имеющих проезжую часть в виде прогонов и поперечных балок, необходимо следить за плотным опиранием прогонов на поперечные балки и последних на фермы, производя в случае надобности подклинку балок металлическими прокладками.

Для прогонов и поперечных балок опасны глубокие трещины по нейтральной оси, особенно у концов брёвен (брусьев), сильно снижающие несущую способность их. При появлении таких трещин должна производиться замена или усиление балок постановкой круглых шпонок и болтов.

Пролётные строения должны постоянно тщательно очищаться от грязи, мусора и снега. Наиболее подвержены загрязнению верхние подгаечники тяжей, прогоны в промежутках между поперечинами, нижние узловые подушки, а также пояса ферм (особенно верхние) и продольные связи.

Зазоры между тяжами и подушками должны быть забиты просмолённой паклей. Во всех частях пролётных строений, где возможен застой воды, должен быть обеспечен водоотвод; впадины и отверстия должны заполняться антисептической пастой.

Тяжи и другие металлические элементы пролётных, строений должны быть окрашены. Нарезка тяжей и болтов должна периодически смазываться.

При появлении в пролётных строениях поверхностной гнили, образование которой наиболее вероятно в подверженных загрязнению, плохо проветриваемых местах (верх прогонов, поперечных балок и поясов, подушки раскосов и пр.), должны приниматься меры согласно указаниям.

Образование внутренней гнили возможное нижних поясах под подгаечниками тяжей, в верхних поясах над подушками раскосов, в узловых подушках и других местах. Образование внутренней гнили наиболее вероятно в пролётных строениях, изготовленных из сырого леса и окрашенных до должной его просушки. Внутренняя гниль может быть обнаружена при помощи простукивания по характерному звуку пустоты или путём сверления, дающего более надёжные результаты. Поражённые внутренней гнилью элементы или части должны быть заменены, а при больших размерах поражения ввиду трудности замены дефектных элементов необходима смена пролётных строений, или, как временная мера, усиление их подведением дополнительных опор.

Все соединительные и конструктивные болты пролётных строений должны постоянно по мере усушки древесины подтягиваться, причём разрешается в случае необходимости применение металлических прокладок (шайб); применение деревянных, а также большого количества металлических прокладок (шайб) не допускается.

Пролётные строения с фермами Гау пролётом до 33 м не требуют специальных опорных частей и могут опираться непосредственно на подферменные брусья.

Опирание пролётных строений во всех четырёх опорных узлах должно быть плотное, без зазоров. Неравномерное (неплотное) опирание пролётных строений на опоры вызывает перегрузку одной из ферм и, кроме того, может привести к весьма быстрому расстройству поперечных связей. Неплотности легко обнаруживаются непосредственным осмотром и наблюдением за поведением пролётного строения под нагрузкой.

Устранение неплотностей может быть осуществлено путём подклинки или подтёски подферменных брусьев.

Для пролётных строений с фермами Гау должны устраиваться смотровые приспособления в виде подвесных подмостей по нижнему поясу, ходов по связям и пр., обеспечивающие свободный доступ ко всем частям для производства осмотра и необходимых работ. Для осмотра дефектных пролётных строений в ночное время необходимо иметь ручные фонари («летучая мышь») а при наличии электроэнергии — переносные электролампы.

На мостах с фермами Гау противопожарные обустройства, устанавливаемые в соответствии с указаниями, должны содержаться в постоянной исправности.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: