Деревянные пакеты

08.06.2018
Пакеты являются наиболее распространённым типом деревянных пролётных строений, применявшихся при восстановлении. Встречаются в основном пакеты без шпонок из отёсанных на два канта нецилиндрованных брёвен, изготовленные как на месте работ, так и на стройдворах и тыловых базах. Пакеты из брусьев, главным образом на шпонках, применялись сравнительно редко.

Составные пакеты имеют преимущественно гибкие металлические шпонки. Пакеты на призматических и гибких деревянных (дубовых) шпонках не получили распространения.

Конструкция пакетов без шпонок из отёсанных на два канта нецилиндрованных брёвен приведена на фиг. 161.

Конструкция пакетов на гибких металлических шпонках из отёсанных на четыре канта нецилиндрованных брёвен дана на фиг. 162.


Основные характеристики наиболее распространённых пакетов приведены в табл. 32 и 33.

Применённые при восстановлении деревянные пакеты имеют различную расчётную грузоподъёмность (встречаются пакеты, рассчитанные под нагрузки Эу, СО, ФД, Н7 и др. при различных допускаемых напряжениях). Кроме того, при изготовлении пакетов, особенно на месте работ из подручных материалов, иногда допускались значительные отступления от проекта, вследствие чего грузоподъёмность пакетов оказывается недостаточной или, наоборот, больше расчётной.

Грузоподъёмность пакетов без шпонок может быть установлена по таблицам максимально допустимых пролётов пакетов из отёсанных на два канта сосновых брёвен под нагрузки Эу, CO и ФД (табл. 34—36).

Для определения грузоподъёмности пакетов на шпонках можно пользоваться табл. 33.


На ряде восстановленных мостов уложены неразрезные деревянные пакеты. Грузоподъёмность неразрезных пакетов в значительной степени зависит от характера опор; поэтому в запас прочности рекомендуется рассчитывать их как разрезные. В отдельных случаях возможен учёт неразрезности в соответствии с указаниями.

Пакеты недостаточной грузоподъёмности подлежат замене; в отдельных случаях возможно усиление их добавлением брёвен или, временно, подведением дополнительных oпор.

Распространённым дефектом деревянных пакетов, особенно изготовленных на месте работ, является недостаточная связь между элементами: неполное количество соединительных болтов, отсутствие прокладок между брёвнами или неплотная постановка их и пр.

Для нормальной работы пакетов связи должны быть приведены в соответствие с предъявляемыми к ним конструктивными требованиями (фиг. 161 и 162).

Отдельные дефектные элементы связей (неплотно поставленные прокладки между ветвями пакетов, дефектные болты и пр.) должны быть заменены.

В пакетах, изготовленных из сырого леса, возможно при усушке древесины образование большого количества трещин, существенно снижающих грузоподъёмность пакетов и являющихся очагами развития гнили.

В пакетах без шпонок опасны продольные трещины в горизонтальной диаметральной плоскости (по нейтральной оси) у концов брёвен.

Дефектные брёвна должны быть усилены постановкой дополнительных вертикальных стяжных болтов и круглых шпонок (фиг. 163) или заменены.

В пакетах на шпонках весьма опасны трещины в древесине на участках между шпонками. В пакетах на металлических шпонках, при недостаточно тщательном изготовлении, шпонки работают неравномерно: встречаются шпонки, неплотно сидящие в гнёздах, и наоборот, поставленные в гнёздах недостаточной ширины, причём в только что изготовленных пакетах иногда наблюдались смятие и скалывание древесины между шпонками.

Неравномерная работа шпонок при наличии дополнительных ослаблений площадок скалывания трещинами усушки и недостаточном уходе может вызвать скалывание древесины и разрушение всего соединения. Поэтому при появлении трещин усушки в плоскости скалывания древесины между шпонками должно быть установлено тщательное наблюдение за состоянием шпоночного соединения и в случае обнаружения признаков его разрушения (сколы, новые трещины и пр.) произведена замена пакетов.

При наличии трещин усушки в плоскости скалывания древесины между шпонками особенно важно поддержание вертикальных стяжных болтов в плотно натянутом состоянии.

Продольные трещины в вертикальной плоскости брёвен не влияют прямым образом на грузоподъёмность пакетов. При больших размерах таких трещин должны ставиться стяжные болты или хомуты.

Болты в пакетах по мере усушки и обмятия древесины должны своевременно подтягиваться. Особое внимание, как уже отмечалось, должно быть обращено на подтягивание вертикальных болтов в пакетах на шпонках, так как эти болты непосредственно влияют на работу конструкции.

Пакеты должны равномерно опираться на мауерлатныё брусья. Возможные неплотности подлежат устранению обычным способом.

Для предупреждения развития гнили пакеты должны своевременно очищаться от грязи (наиболее подвержены загрязнению верхние поверхности пакетов в промежутках между поперечинами); все трещины, особенно вертикальные, в которые возможно попадание воды и грязи, должны заделываться антисептической замазкой.



Поверхностная гниль в брёвнах (брусьях) пакетов глубиной до 1—2 см, при которой ослабление рабочего сечения не превышает 20% рабочего момента сопротивления, должна стёсываться с последующим покрытием очищенной поверхности суперобмазкой, креозотом и пр. При наличии значительной внутренней гнили, а также поверхностной гнили, ослабляющей сечение более 20%, повреждённые элементы должны быть заменены.

Образование внутренней гнили наиболее вероятно в пакетах из четырёх и более брусьев без просветов между ними. Состояние древесины в таких пакетах должно систематически проверяться путём сверления.

Противопожарные покрытия на пакетах и противопожарное оборудование должны удовлетворять установленным нормам и содержаться в постоянной полной исправности.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: