19.11.2018
В последние годы всё большее количество люде используют для обшивки фасадной части своего жилого здания металлический сайдинг (из...


19.11.2018
Горячекатаный швеллер в последние годы считается весьма популярным типом металлического проката. Он нашёл широчайшее во многих...


19.11.2018
Участие профессионального адвоката в уголовном производстве в настоящий момент считается важнейшим условием для того, чтобы моно...


19.11.2018
Наличие надежных дверных замков в рабочем состоянии — залог того, что квартира и все ее имущество останутся целыми. Это защита от...


17.11.2018
Сантехнические ревизионные люки являются технологичными углублениями или же, иными словами, колодцами, где располагаются счётчики...


17.11.2018
Рекуператор является одним из видов теплообменного оборудования, основным предназначением которого называют возвращение тёплых...


Ригельно-раскосные пролётные строения

08.06.2018
Для пролётов до 14 м на некоторых восстановленных и построенных в военное время мостах применены деревянные ригельно-раскосные пролётные строения.

Пролётные строения имеют ригельно-подкосные фермы с затяжкой, усиленные нисходящими раскосами. Сопряжение элементов решётки ферм с поясами осуществлено на врубках (сжатые восходящие раскосы и стойки) и болтах (растянутые нисходящие раскосы). Стыки нижнего пояса (затяжки) перекрыты деревянными накладками на болтах. Пролётные строения имеют продольные связи по нижнему поясу и поперечные связи в плоскости стоек и восходящих раскосов. Мостовое полотно укладывается непосредственно на верхние пояса ферм.

Конструкция ригельно-раскосного пролётного строения пролётом 13 м приведена на фиг. 166.


Основные характеристики пролётных строений приведены в табл. 38.

Ригельно-раскосные пролётные строения оказались недостаточно надёжными в эксплуатации и поэтому, несмотря на относительную простоту конструкции, не получили широкого распространения.

Основным конструктивным, недостатком пролётных строений является прикрепление на болтах растянутых (нисходящих) раскосов. Болтовые соединения отличаются большой податливостью и легко расстраиваются под динамической нагрузкой и от знакопеременных усилий. Вследствие этого с течением времени нисходящие раскосы выключаются из работы, перегружая другие элементы (в одном из пролётных строений примерно через год эксплуатации усилие в нисходящих раскосах составляло около половины расчётного усилия).

Кроме того, некоторые пролётные строения имеют ряд конструктивных недостатков, не являющихся органическими дефектами их. Наиболее существенными недостатками являются: 1. Слабое прикрепление стоек к поясам ферм, вследствие чего опорные стойки под нагрузкой отделяются от подушек, способствуя дальнейшему расстройству пролётных строений. 2. Недостаточная поперечная жёсткость пролётных строений из-за отсутствия продольных связей по верхнему поясу и большой высоты ферм при сравнительно малом расстоянии между ними, а также из-за неудовлетворительной конструкции поперечных связей, которые прикреплены к стойкам и восходящим раскосам, слабо закреплённым в поперечном направлении. 3. Малое расстояние между болтами в прикреплении нисходящих раскосов, вследствие чего существенно снижается прочность прикрепления.

Ригельно-раскосные пролётные строения рассчитаны под нагрузку Н6 по OTT 1942 г. Таким образом, проектная грузоподъёмность их удовлетворяет пропуску обращающихся в настоящее время нагрузок. Однако фактическая грузоподъёмность, определяемая состоянием пролётных строений (главным образом подушек сжатых раскосов, стыков нижних поясов и прикреплений растянутых раскосов), большей частью является пониженной и нередко оказывается недостаточной для тяжёлых паровозов.

При наличии серьёзных дефектов в ответственных частях пролётные строения должны подвергаться усилению, независимо от обращающейся нагрузки.

Повышенные колебания под нагрузкой, характерные для данных пролётных строений, не влияют прямым образом на условия обращения поездов, но могут с течением времени способствовать расшатыванию соединений.

Указанные выше конструктивные недостатки, наряду с некоторыми строительно-монтажными дефектами (применение сырого и дефектного леса, неплотное примыкание отдельных элементов, дефекты в постановке болтов), вызывают необходимость особо тщательного содержания пролётных строений.

Порядок и сроки надзора за пролётными строениями устанавливаются в соответствии с указаниями, как за дефектными сооружениями. Ввиду наличия серьёзных конструктивных и других дефектов ригельно-раскосные пролётные строения рекомендуется заменять.

Впредь до смены для улучшения работы пролётных,строений должны быть устранены или обезврежены поддающиеся исправлению конструктивные и строительные дефекты. Недостаточное прикрепление стоек можно усилить постановкой уголковых накладок на болтах или шурупах, неплотности в сопряжениях элементов — ликвидировать металлическими прокладками, неполноценные болты заменить новыми и пр.

Особое вниманйепри содержании ригельно-pаскосных пролётных строений должно быть уделено наблюдению за состоянием опорных подушек восходящих раскосов, прикреплений нисходящих раскосов к поясам ферм и стыков нижних поясов; проведению при появлении и развитии трещин необходимых мероприятий по обеспечению безопасности движения

поездов, а также своевременной очистке пролётных строений от грязи, мусора и снега, подтягиванию болтов и борьбе с трещинами.

Ригельно-раскосным фермам при изготовлении придаётся строительный подъём, который при эксплуатации с течением времени, главным образом вследствие усушки и обмятая древесины, уменьшается. Небольшая постепенная потеря строительного подъёма (до 1I500 пролёта), особенно в первое время эксплуатации, является нормальной. Резкое провисание ферм или большая величина его свидетельствуют о серьёзных дефектах пролётных строений (расстройство прикреплений нисходящих раскосов, скалывание подушек и пр.). В таких случаях немедленно должны быть установлены причины провисания ферм и приняты надлежащие меры по обеспечению безопасности движения поездов.

Съёмку профиля ферм рекомендуется проводить ежемесячно. Резкое провисание ферм может быть обнаружено также непосредственным наблюдением за профилем рельсового пути на мосту.

Сопряжение восходящих раскосов и опорных стоек с нижними поясами в ригельно-раскосных фермах осуществлено при помощи деревянных подушек, работающих на скалывание вдоль волокон. Подушки в большинстве конструкций изготовлены из сырого леса. Трещины, появляющиеся при усушке древесины, сильно снижают сопротивление подушек скалыванию и могут привести к разрушению их.

Для обеспечения безопасности движения поездов рекомендуется в самом начале появления трещин производить усиление опорных подушек металлическими хомутами, препятствующими смещению подушек вдоль пояса (фиг. 167). В многопролётных мостах в качестве временной меры можно поставить распорки между соседними пролётными строениями (фиг. 168).
Ригельно-раскосные пролётные строения

В местах прикрепления растянутых раскосов к поясам, в случае изготовления пролётных строений из сырого леса, а также ввиду малого расстояния между болтами, возможно образование трещин и сколов и даже разрушение прикрепления.

При полном выключении раскосов из работы из-за разрушения прикрепления грузоподъёмность пролётных строений становится недостаточной для пропуска даже лёгких нагрузок. По этому при наличии трещин должны приниматься немедленные меры по замене дефектных раскосов или усилению их объемлющими тяжами (фиг. 169). Узлы ферм на время замены раскоса должны быть между концами последнего стянуты тяжами для включения в работу нового элемента.

В стыках нижних поясов, перекрытых деревянными накладками на болтах, также возможно появление трещин и сколов, которые могут привести к разрыву стыков. Дефекты стыков можно обнаружить непосредственным осмотром, а также наблюдением за зазорами между торцами стыкуемых элементов с целью выявления дефектов в неподдающихся непосредственному осмотру элементах стыка. Увеличение зазоров с течением времени свидетельствует о серьёзном расстройстве стыков. Усиление дефектных стыков может быть достигнуто постановкой новых накладок или металлического корсета на нагелях по типу усиления стыков ферм Гау.

Металлические элементы усиления пролётных строений (кроме нарезки болтов и тяжей) рекомендуется окрасить в светлый цвет.

Все рабочие и конструктивные болты в пролётных строениях (в том числе и в элементах усиления) должны быть постоянно Плотно подтянуты. Особое внимание должно быть уделено подтягиванию болтов прикрепления нисходящих раскосов, стыков нижнего пояса, а также тяжей в конструкциях усиления дефектных элементов. Нарезка болтов и тяжей должна быть смазана.

В ригельно-раскосных пролётных строениях наиболее подвержены загрязнению верхние пояса в промежутках между поперечинами и узлы нижних поясов. На своевременную очистку этих мест должно быть обращено особое внимание.

Пролётные строения, изготовленные из непропитанного леса, должны быть антисептированы.

Трещины в элементах пролётных строений, возникающие вследствие усушки древесины, для предупреждения развития гнили должны зашпаклёвываться антисептической замазкой. Кроме того, при наличии трещин в подушках сжатых раскосов, в местах прикрепления растянутых раскосов и стыках нижних поясов должна производиться замена или усиление дефектных элементов постановкой тяжей, накладок и пр.; при больших трещинах по концам сжатых раскосов должны ставиться стяжные хомуты или болты (фиг. 160), а при значительных трещинах в прогонах и ригеле верхнего пояса — шпонки и дополнительные стяжные болты.

Опирание пролётных строений на опоры во всех четырёх опорных узлах должно быть плотным и равномерным. Неплотности подлежат устранению подтёской или подклинкой подферменных брусьев.

Мосты с ригельно-раскосными пролётными строениями должны иметь смотровые приспособления, обеспечивающие свободный доступ ко всем элементам для осмотра и производства работ по текущему содержанию.

Противопожарные обустройства должны содержаться в полной исправности.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: