20.07.2018
В ходе возведения частного жилого здания и разработке интерьера, необходимо принимать во внимание все требования, которые...


20.07.2018
Биметаллическими радиаторами называют батареи, созданные из нескольких сплавов: стального и алюминиевого. Сталь применяют с целью...


19.07.2018
Гибка металла, в особенности, листового, считается технологичной процедурой, в ходе которой из прокатного листа можно получить ту...


18.07.2018
Металлические изделия самой разной функциональности для краткости называются метизы. Группа охватывает широчайший ассортимент,...


18.07.2018
Сегодня на рынке выбор покрытий для пола является попросту колоссальным, среди самых востребованных вариантов следует отметить...


17.07.2018
Инверсионная крыша является «кровлей наоборот». Если говорить простыми словами, то основным её отличием, сравнивая со стандартной...



Расстройства и повреждения кладки

08.06.2018
Повреждённая кладка массивных опор и мостов характеризуется наличием трещин, выколов, сколов и других повреждений.

Трещины в массивных опорах и мостах, явившиеся следствием подрывания сооружения, обычно носят случайный характер, причём в ряде случаев по характеру они не отличаются от трещин эксплуатационного происхождения, которые появляются и развиваются от воздействия подвижной нагрузки, давления и пучения грунта за устоем или между щёковыми стенками арочных мостов, неравномерной осадки опор.

Размещение и характер трещин, а также достоверные сведения очевидцев обычно позволяют установить причину образования трещин, что облегчает борьбу с ними.

Помимо дефектов, связанных с подрыванием, в повреждённых массивных мостах и опорах могут встретиться обычные расстройства кладки, такие, как выветривание швов и камней, отставание облицовки, пустые швы и каверны, выщелачивание раствора, распад неудовлетворительного бетона. На реках горного характера иногда наблюдается сильное истирание кладки галькой и валунами. Эти дефекты хотя и не представляют до известного времени непосредственной угрозы движению поездов, но ускоряют разрушение сооружения и сокращают срок его службы. Даже малые трещины, не будучи заделаны, интенсивно развиваются, главным образом, при замерзании попадающей в них воды.

Устранение таких дефектов, учитывая сравнительно малый срок службы временных мостов, может показаться нецелесообразным. Однако следует иметь в виду, что сохранившиеся части массивных опор и мостов должны быть всемерно использованы при капитальном восстановлении. Поэтому с целью предупреждения расстройств здоровой кладки следует устранять все дефекты, ухудшающие её состояние. При этом необходимо устройство изоляции и водоотвода (сливы и пр.).

В отличие от описанных ранее дефектов преимущественно поверхностного характера трещины, расчленяющие кладку на отдельные части, непосредственно отражаются на безопасности движения поездов. Эти трещины могут простираться глубоко внутрь сооружения, намечая сколы и плоскости обрушения кладки, угрожая разрушением её под нагрузкой. Во избежание этого своевременно должны быть выявлены все трещины и на основе изучения их проведены необходимые мероприятия.

При изучении трещин необходимо выяснить пределы их распространения, поведение под поездами и во времени, установить причину образования.

Глубина проникания в кладку, распространение по поверхности и взаимосвязь трещин выясняются вскрытием кладки, нагнетанием (в тёплое время года) подкрашенной воды через патрубки в трещину; шурфованием и обнажением кладки в пределах заглубления опоры в грунт, а также подводным обследованием. Обследование дефектных опор ниже поверхности грунта и под водой, особенно при нарастании деформации, является необходимым. Размеры и развитие трещин и деформаций кладки устанавливаются измерениями и инструментальными съёмками.

Для выяснения поведения трещин рекомендуется с самого начала заделать их цементным раствором 1:2, а при значительном раскрытии, кроме того, с забуткой щебнем и камнем. Это мероприятие одновременно предохраняет от попадания влаги в трещины. Заделка трещин цементом позволит получить наглядно общую картину деформации всех трещин и на всём их протяжении, что невозможно при обычных маяках, устанавливаемых лишь в отдельных местах.

Появление трещин в заделке свидетельствует о развитии трещин в кладке или неустойчивом положении частей кладки. Надо иметь в виду, что в заделке, особенно при широких трещинах, порядка нескольких сантиметров, при жидком растворе и плохом цементе, первоначально могут образоваться усадочные трещины. Для достоверности заключения необходимо появившиеся волосные трещины тут же затереть цементным раствором. Образование трещин вновь и их развитие будут доказывать нарушение устойчивости кладки.

Заделку трещин цементом желательно производить в «окна» между поездами до полного схватывания цемента (в течение 30—40 мин.).

Дальнейшие наблюдения за отдельными характерными или развивающимися трещинами следует вести обычным порядком при помощи маяков, отметки краской границ распространения трещин по длине, систематических измерений и записей.

Серьёзность трещин и других повреждений кладки оценивается в каждом отдельном случае индивидуально по данным наблюдений за их поведением.

Наиболее опасными являются сквозные трещины, проникающие в глубь кладки и увеличивающиеся во времени, а также «дышащие» под нагрузкой. В опорах это прежде всего относится к вертикальным и наклонным трещинам, особенно когда отделяемый ими массив кладки при рассмотрении его как свободно опёртого на здоровую часть опоры является неустойчивым (например, по фиг. 276,а). Менее опасными являются трещины, расположенные нормально, т. е. под углом 90° к направлению опорного давления с учётом давления земли (фиг. 276,б)

В массивных арочных мостах опасны сквозные поперечные трещины в сводах, а также глубокие трещины в щёковых стенках, угрожающие обрушением их при проходе нагрузки (фиг. 274).

Большие выколы в кладке массивных мостов и повреждения арматуры железобетонных пролётных строений должны быть учтены расчётом. Для выяснения степени повреждения рабочей арматуры может потребоваться её обнажение от кладки в повреждённых местах.

При изучении и оценке серьёзности трещин в опорах следует иметь в виду, что на величине раскрытия трещин могут отражаться температурные деформации металлических пролётных строений преимущественно больших пролётов. Вообще же все трещины расширяются с понижением температуры, и наоборот, становятся уже при повышении температуры.