Защита мостов от размыва и ледохода


Условия пропуска воды и льда временно восстановленными сооружениями, как правило, значительно более неблагоприятны по сравнению с существовавшими ранее до разрушения.

Разбивка больших пролётов на малые сокращает отверстие восстановленного моста дополнительными опорами, притом иногда широкими ряжевыми оболочками, каменными отсыпями у опор. В отдельных случаях, в частности, при устройстве обходных мостов, отверстие бывает сокращено также уменьшением длины моста. Некоторые типы сооружений (например, деревянные трубы, выполненные недоброкачественно), даже при сохранении величины ранее существовавшего отверстия, не в состоянии пропустить расход воды капитального сооружения (например, трубы, работавшей с напором). Может встретиться объединение нескольких малых водотоков с закрытием отдельных отверстий. Сооружение, оставленное на таком объединённом водотоке, работает более напряжённо, чем работало до того. Русло реки не всегда бывает полностью расчищено от обрушенных конструкций. Практикуемая иногда уборка металла лишь выше меженнего горизонта с обрезкой надводных элементов хотя ликвидирует препятствие для льда и сокращает загромождение русла при высоких горизонтах, но не устраняет созданных таким образом донных плотин и может вызвать размывы русла.

Всё это, а также наличие разрушенных и не восстановленных регуляционных сооружений приводит к перераспределению и увеличению скоростей течения воды под временными мостами и к образованию в некоторых случаях завихрений потока, увеличивающих размывную его способность.

Наряду с увеличением скоростей потока сами временные опоры по сравнению с капитальными заложены неглубоко или расположены даже непосредственно на дне и на каменных отсыпях, как, например, ряжи и лежни, а также частью и свайные опоры, укреплённые ряжевыми оболочками с каменным заполнением.

Стеснение отверстия временными опорами и небольшая глубина заложения опор требуют особой заботы о защите сооружений от подмывов и повреждения льдом.

Мероприятиями по защите от льда и размывов временных мостов, как и постоянных, являются:

1) защита непосредственно опор и их оснований, а также конусов и откосов насыпи;

2) выправление потока.

В постоянных мостах большая часть работ падает на выправление потока, устройство и содержание регуляционных сооружений. Лишь в особо неблагоприятных условиях, при неустойчивом, изменяющемся со временем русле, прибавляются значительные работы по защите основания опор тюфяками, габионами. Ледоход для массивных опор, как правило, нe представляет опасности и не требует устройства специальных ледорезов.

Во временных мостах, наоборот, основная часть работ приходится на укрепление от размыва оснований опор и защиту опор от льда, а также на расчистку русла от завалов, образовавшихся при разрушении, если эта работа не произведена одновременно с восстановлением. Работы по регулированию потока ограничиваются, в основном, исправлением и содержанием имеющихся капитальных регуляционных сооружений, и лишь в некоторых случаях требуется устроить их заново, с расчётом использования и для постоянного моста.

Целесообразность постройки регуляционных сооружений специально для временного моста, непригодных в дальнейшем для постоянного; например, когда схема разбивки на пролёты и направление регуляции временного перехода не совпадают с постоянным мостовым переходом, определяется объёмом работ и их трудоёмкостью, а также сроком службы регуляционных сооружений.

К таким сооружениям приходится прибегать главным образом для ограждения отдельных частей моста, например, эстакад от льда, причём сооружения эти устраиваются деревянными.

Для всех временных мостов обязательными работами по регулированию потока являются:

а) расчистка русла от обрушенных конструкций;

б) укрепление и содержание сохранившихся регуляционных сооружений и восстановление разрушенной части их, поскольку они необходимы не только для временного, но и для постоянного моста, легко размываются при повреждённом укреплении и трудоёмки при возведении заново.

Несвоевременная и недостаточная защита опор от размыва и льда приводит к повреждению и разрушению мостов особенно при многоводных паводках.

Известны случаи разрушения недостаточно надёжных и недостроенных к началу ледохода ледорезов и незащищённых опор (фиг. 312). Причинами разрушения ледорезов служили неглубокое заложение и слабое подводное укрепление, отсутствие каменной загрузки лёгкая, не обитая железом обшивка. В некоторых случаях ледорезы были хотя и устойчивыми, но недостаточно бронированными против модного льда и полностью срезались на уровне ледохода. При отсутствии или разрушении ледорезов срезались и опоры. Полный срез рамно-свайной опоры при подвижке льда наблюдался также из-за того, что не была прорублена верховая майна.

Несвоевременная ликвидация ледяных заторов как перед, так и за мостом создаёт явную угрозу разрушения сооружения. Скопление льда и подъём воды в связи с затором происходят весьма быстро. Промедление с ликвидацией затора увеличивает разрушительную силу при прорыве скопившегося в большом количестве льда и подпёртом горизонте воды.

Несвоевременное подрывание глубинного льда (шуги), простирающегося иногда на значительную ширину и длину при толщине его до 3 м, может вызвать срез в подводной части опор в периоды осенней и весенней подвижки льда. Само подрывание льда большими зарядами вблизи моста во всех случаях и особенно при наличии шуги, расположенной вплотную к опорам, может повредить опоры. Во избежание этого подрывание должно производиться сведущими лицами.

Несвоевременное обнаружение начала подмыва в основании опор осложняет борьбу с размывом и опасно обрушением опоры вследствие уменьшения глубины заделки свай и интенсивного выноса грунта из промоины, так как на её откосах снижается устойчивость частиц грунтами каменного укрепления. При размыве воронка иногда образуется на некотором удалении от опоры, угрожая устойчивости последней по мере расширения воронки (фиг. 313). Защищать опору от подмыва в таких случаях бывает особенно трудно в паводок: камень скатывается в воронку до тех пор, пока она не будет в значительной мере загружена камнем. Указанные обстоятельства при отсутствии надёжного укрепления грунта требуют своевременного выявления начавшегося размыва и неотложной борьбы с ним, а также промеров глубин не только у самой опоры, но и в стороне от неё, что, однако, представляет известную трудность при быстром течении.

Bo-время обнаруженные признаки начавшегося размыва и энергично принятые меры борьбы по ликвидации его позволяют даже в период паводка предотвратить аварийные последствия. Примером этому служат работы по борьбе с подмывом, проведённые в паводок на одном из крупных мостов длиной 1100 м. По мере выполнения намеченного укрепления, которое производилось по окончании строительных работ во время паводка, количество подмываемых опор сокращалось, несмотря на продолжавшийся подъём воды (фиг. 314). В данном случае для укрепления было отсыпано 17 000 м3 каменной наброски, опущено 22 тыс. шт. тяжёлых фашин и 900 шт. фашинных тюфяков размером около 8х9 м.

Следует, однако, указать на крайнюю сложность и напряжённость работ при значительных глубинах и скорости течения потока во время паводка, на значительно пониженную эффективность укрепления и большие затраты материалов и рабочей силы, которые оправдываются лишь как аварийные меры. Поэтому во всех случаях всё нeобходимое для защиты oпор от размыва и льда должно быть выполнено своевременно и надёжно, с некоторым запасом против ожидаемых условий.

Укрепление в порядке плановых, несрочных работ эффективнее и легче обеспечивается рабочей силой, а главное — освобождает её во время паводка для сохранения других наиболее опасных размывных объектов. Материалы (камень, хворост) для укрепления, как правило, имеются на месте, по простоте и трудоёмкости выполнения укрепительные работы обычно вполне доступны силам дистанции.

Для сохранения сооружений от подмыва и ледохода требуются:

1) гидрогеологическое обследование переходов и выявление неблагополучных из них;

2) расчистка русел от загромождений;

3) защита от недопустимого размыва основания опор, ледорезов, русла тюфяками, фашинами, габионами, камнем;

4) устройство перед опорами ледорезов, надолб, кустов свай, льдозащитных стенок, приспособлений от навала судов, карчей и пр., обшивка опор;

5) восстановление и ремонт регуляционных сооружений, укрепление конусов, откосов насыпей, берегов;

6) подготовка перед паводком: устройство майн, околка льда у опор, заблаговременное дробление льда в местах, где могут образоваться заторы, создание аварийного запаса BB, противоразмывных и строительных материалов, пополнение инвентаря (лодки и пр.), устройство связи, организация рабочих команд, обследование предмостового русла, обследование готовности сооружений к паводку;

7) организованный пропуск воды и льда: дежурство подрывных и рабочих команд, а также выносных, вверх по течению, постов. Наблюдение за сооружением и состоянием русла, предупреждение и ликвидация заторов льда, защита опор во время паводка от навала льдин и прочих предметов, выявление начала размыва и борьба с ним;

8) обследование дна, укреплений, оградительных устройств и опор и проведение необходимого ремонта как после паводка, так и перед очередным паводком.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru ©
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!