Выявление переходов, неблагополучных в отношении пропуска вод и ледохода


Временно восстановленные искусственные сооружения должны быть запроектированы и возведены с расчётом безопасного пропуска льда и высоких вод при наивысшем наблюдённом горизонте. Полное соблюдение этих требований обеспечивает безопасный пропуск вод и ледохода, не превышающих расчётных данных. Ho и в этом случае условия могут ухудшаться, например, образованием размывов в одних пролётах за счёт наносов в других. Тем более в неблагоприятных условиях оказывается мост, восстановленный по тем или иным причинам с отступлениями от указанных выше требований. Знание всех таких неудовлетворительных сооружений необходимо для определения наиболее опасных мест с целью сосредоточения на них особого внимания, необходимых сил и средств и своевременного выполнения работ по предупреждению размыва.

Худшие условия, угрожающие сохранности сооружения, создаются при весеннем ледоходе и в паводок от таяния снега, а в некоторых местах для малых и средних искусственных сооружений — и от ливней. Однако не исключены подмывы неукреплённых в основании опор и в межннюю воду или даже зимой, особенно в случае загромождения русла и ненормального протекания воды (завихрения, в частности, у широких необтекаемых опор), а также повреждение опор осенним ледоходом. Зимой подмыв опор может быть вызван также стеснением отверстия шугой. Для переустраиваемых сооружений, находящихся в работе, в наибольшей мере может оказаться опасным неожиданный подъём воды, например, при оттепелях в зимнее время.

Подъём воды в паводок и образование подпора перед сооружением с недостаточным отверстием сопровождаются не только увеличением средней скорости течения, но и значительным возрастанием местных максимальных скоростей в результате различной динамичности потока по ширине русла. При выходе из меженних берегов в ряде случаев изменяется направление потока, увеличивается косина струй относительно оси моста, дополнительно ухудшающая условия протекания воды под мостом.

Мосты на обходах, расположенных с низовой стороны вблизи от основной трассы, в отношении подмыва являются более неблагополучными, особенно при оставлении на длительное время под водой обрушенных конструкций разрушенного моста, вызывающих донное течение с повышенной скоростью.

У всех искусственных сооружений необходимо заблаговременно обследовать гидрогеологические условия перехода, применительно к осуществленному типу сооружения. При этом для мостов должны быть выяснены и сопоставлены между собой следующие данные:

1) в отношении пропуска воды:

а) величина отверстия;

б) стеснение русла обрушенными конструкциями, опорами и их укреплениями, стройматериалами и вспомогательными сооружениями (неиспользуемые сваи и пр.), наносами, зарослями;

в) расположение вблизи других мостов (бывшего капитального или шоссейного);

г) наличие и состояние регуляционных сооружений;

д) равномерность распределения потока по пролётам;

е) направление потока относительно оси моста;

ж) скорость течения в межень и в половодье;

з) тип и глубина заложения опор;

и) род грунта и надёжность его укрепления в основании опор и в пределах всего подмостового русла;

к) наличие, деятельность и состояние плотин и других гидротехнических сооружений, возможность координации их работы,

л) данные за возможно продолжительный период времени о наибольших горизонтах воды, ненормальном прохождении её при постоянном и временном сооружениях;

2) в отношении ледохода:

а) направление ледохода относительно оси моста;

б) интенсивность ледохода по пролётам;

в) предельные (высший и низший) горизонты ледохода по многолетним данным;

г) толщина и размер льдин;

д) величина пролётов;

е) тип, расположение и состояние льдозащитных устройств;

ж) нижняя и верхняя отметки рабочей части льдозащитных устройств;

3) состояние, прочность и устойчивость льдозащитных устройств;

и) предохранение опор обшивкой.

Для труб необходимо выяснить:

а) величину отверстия и достаточность его для пропуска ожидаемого расхода воды при данном состоянии трубы;

б) плотность и прочность заделки швов между звеньями и отдельными элементами стен трубы, устраняющие возможность проникания вода в насыпь, особенно при работе трубы с напором;

в) наличие и состояние оголовков;

г) состояние лотка, подводящего и отводящего русел и их укреплений, особенно на выходе из трубы, а также состояние укрепления насыпи в пределах возможного затопления;

д) наличие и состояние решёток для предупреждения закупорки трубы плывущими предметами.

В случаях значительного ухудшения условий протекания потока через сооружение (при недостаточном отверстии — стеснении живого сечения опорами более чем на 20—30%, замене одного вида искусственного сооружения другим, например, моста трубой, или объединении нескольких водотоков в один, а также при неглубоком заложении опор) отверстие восстановленного сооружения должно быть проверено на пропуск ожидаемого расхода воды. При этом следует использовать имеющиеся расчёты.

В первую очередь необходимо проверить отверстия тех искусственных сооружений, у которых за время их службы наблюдались размывы, переполнения отверстий или переливы через земляное полотно.

Способы проверки величины отверстия и скоростей потока для малых искусственных сооружений (до 20—30 м) указаны в приложении 11.

Основным исходным материалом, особенно в первые годы существования временного сооружения, являются данные о пропуске высоких вод и ледохода постоянным сооружением. Сравнивая осуществлённый временный переход с постоянным в отношении стеснения русла и пользуясь данными о результатах пропуска высоких вод и ледохода постоянным сооружением, можно судить о необходимых дополнительных укреплениях опор в соответствии с их заложением, грунтами в основании и изменившимися условиями водотока.

При оценке расчётной средней скорости течения необходимо принимать во внимание также не учитываемые расчётом условия потока в стеснённом и неотрегулированном русле, увеличивающие максимальную скорость течения. Одновременно надо выявить и оценить изменения, происшедшие в режиме реки в связи со значительной вырубкой лесов и нарушением работы плотин и водохранилищ, имевшихся в бассейне данной реки, и пр.

Уменьшение величины отверстия из-за укорочения моста, стеснения русла дополнительными опорами и обрушенными конструкциями приводит к увеличению средней скорости течения. Кроме того загромождение потока опорами и другими конструкциями, увеличивая смачиваемый периметр живого сечения потока, вызывает при одном и том же расходе большую неравномерность распределения скоростей по ширине русла и увеличивает максимальную скорость, а следовательно, и вероятность размыва. Обрушенные пролётные строения, не извлечённые из воды, увеличивают размыв обычно или непосредственно под ними, когда они расположены на некотором расстоянии от дна, или в другом месте, когда они расположены на дне, а в общем случае в зависимости от их расположения относительно фарватера и по глубине. При расположении пролётных строений на дне обычно происходит заиливание их. Поэтому обрушенные конструкции необходимо своевременно извлекать из русла не только из-за недопущения размывов, но и с целью избежать значительного усложнения работ по извлечению металла при его заиливании.

Различная напряжённость потока по ширине русла, снижая вероятность подмыва опор, расположенных в малодеятельной части русла, увеличивает угрозу размыва опор напряжённо работающих пролётов, т. е. расположенных на стрежне реки.

Следует иметь в виду, что стрежень реки нередко перемещается по ширине русла в зависимости от горизонтов воды. Обычно это бывает чаще на реках, подходящих к мосту с изгибом и имеющих широкие поймы. В этом случае при отсутствии удовлетворительных регуляционных сооружений на пойменном берегу значительная часть воды, идущая с поймы, во время разлива реки прижимает ось потока к противоположному берегу угрожая в большей мере размывом данной части моста, как это показано на фиг. 315. Здесь же для сравнения приведён водоток, выправленный регуляционными сооружениями.

Опасность размыва возрастает также при косине потока относительно мостового перехода. При этом не только увеличивается вероятность размыва подмываемого берега. Косина потока, сверх того, увеличивает общую скорость течения, поскольку уменьшается рабочее отверстие моста, так как опоры в этом случае сопротивляются потоку не только фасадной, но также и боковой сторонами (фиг. 316).
Выявление переходов, неблагополучных в отношении пропуска вод и ледохода

Неравномерная напряжённость потока по длине моста и косина течения могут быть выправлены или устранены регуляционными сооружениями. Если их постройка для временного перехода оказывается технически и экономически неоправданной и отпадает, укрепление опор должно быть более надёжным с учётом ухудшенных условий неотрегулированного водотока.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru ©
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!