Расчистка русла

08.06.2018
Русла искусственных сооружений, загромождённые обрушенными конструкциями и обломками кладки опор, а также неиспользуемыми сваями, зарослями и прочими предметами, должны быть расчищены заблаговременно и полностью до прохода высокой воды с учётом в необходимых случаях требований судоходства.

Размыв русла может достигать значительных размеров, угрожая устойчивости опор восстановленного моста даже в том случае, когда обрушенные фермы удалены от него. Так, на одном из мостов при ширине меженнего русла 60 м глубина воды под обрушенным пролётным строением 77 м в паводок возросла с 1 м до 15 м. Размыв происходил интенсивно. За 18 дней глубина промоины увеличилась на 4 м. При удалении восстановленного обходного моста на 27 м в верховую сторону от оси разрушенного моста промоина приблизилась к временным опорам настолько, что последние стали накреняться. Необходимой радикальной мерой для избежания этого является неотложная расчистка русла и засыпка камнем промоины в начале её образования.

Извлекаемые обрушенные конструкции не должны подвергаться порче. Расчленение конструкции на части (резкой, расклёпыванием и пр.) при невозможности подъёмки в целом виде должно производиться с расчётом рационального использования их. Извлекаемый из русла металл надо размещать вне пределов затопления. Необходимо извлекать из русла и выносить в незатопляемое место опорные части, а также облицовку массивных опор.

Расчистку предмостового русла от зарослей рекомендуется производить на удаление около 70—100 м вверх и вниз от моста в пределах основного водотока.

У малых искусственных сооружений расчистка подводящего и и отводящего русел производится в обычных условиях на протяжении не менее 25 м в каждую сторону на прямых водотоках и не менее 50 м — на криволинейных или косых водотоках. В трубах удаляются наледи и заносы, стесняющие отверстие.

Корни кустарника следует оставлять в грунте с целью предохранения омываемой поверхности от размыва.

Заросли снижают скорость течения воды, поэтому в некоторых случаях их можно использовать для регуляции водотока.

Острова и косы, намываемые неотрегулированным потоком, при расположении их в пределах мостового перехода стесняют отверстие, способствуют неравномерному распределению потока по пролётам моста и создают неудобства для судоходства на судоходных реках.

Удаление этих наносов бывает эффективным, как правило, лишь при одновременном выправлении потока регуляционными сооружениями. В противном случае, если не изменилось в лучшую сторону направление водотока естественным путём, наносы быстро образуются вновь. Во всех случаях величину срезки по ширине и глубине необходимо назначать с учётом величины пролётов и глубины заложения опор, расположенных в полосе срезки, с целью предохранения их от размыва и повреждения льдом.


На фиг. 317 приведён случай, когда срезка острова перед средним пролётом моста желательна, в то время как срезка острова перед эстакадой по фиг. 318 недопустима, учитывая неглубокую забивку свай (в среднем, до меженного горизонта) и малую величину пролётов, не рассчитанных на пропуск льда.

Количество дополнительных промежуточных опор, особенно если они недостаточно надёжны в основании или в самой конструкции, во всех случаях желательно, а при большом стеснении русла необходимо всемерно сократить, заменяя слишком малые пролёты фермами средних пролётов или доклёпывая укороченные и перебитые фермы. При удалении промежуточных опор и увеличении пролётов, разумеется, должны быть проверены расчётом, а при необходимости усилены, остающиеся опоры, смежные с разбираемыми.

Русло выше моста на протяжении 15—30 км вверх по течению после ледостава и перед ледоходом должно быть обследовано для выявления необеспеченных от сноса водой сооружений, в частности, табельных и нетабельных военных мостов, ледовых переправ, замороженных плотов, барж и других предметов, угрожающих мосту при вскрытии реки. Обнаруженные при этом баржи, лес (на лесоплавных реках), вмороженные в лёд, необходимо своевременно извлечь из русла или надёжно закрепить якорями, а при невозможности — подорвать на месте по согласованию с заинтересованными организациями (Министерствами Речного флота, Лесной промышленности). Плотины водохранилищ недостаточной прочности должны быть усилены, а в противном случае разобраны до подъёма воды или открыты.

Все низководные (краткосрочные), включая шоссейные, мосты, не обеспечивающие пропуск высокой воды, должны быть разобраны до половодья, с заблаговременной заменой их высоководными. Помимо сохранения материала разборка низководных мостов необходима для предотвращения навала их на мосты, расположенные ниже по течению. Снос ледоходом, в частности, низководных мостов, а также плотов и пр. представляет реальную угрозу разрушением мостов, расположенных вниз по течению.

Засыпанные (краткосрочные) искусственные сооружения должны быть восстановлены. При этом желательно, особенно в случаях большого разрушения, применять, где возможно, более рациональные типы сооружений, например построить вместо малого моста или лотка железобетонную или каменную трубу, наиболее удобные в эксплуатации. Должны быть восстановлены или переустроены также искусственные сооружения, отверстия которых закрыты шпальными клетками, фильтрующими насыпями и прочими водопропускными устройствами, если они не обеспечивают нормальный, без подпора и размывов насыпи, пропуск воды.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: