Переход от расчётной нагрузки и норм проектирования к классу

08.06.2018
Грузоподъёмность пролётных строений новой проектировки, как правило, в технической документации выражается расчётной нагрузкой и техническими условиями, принятыми при проектировании. В практике временного восстановления применены главным образом пролётные строения, запроектированные по специальным Техническим условиям на разборные мосты 1931 г.; по Техническим условиям проектирования мостов и труб под железную дорогу нормальной колеи 1938 г.; по Основным техническим требованиям, предъявляемым к первой и второй очереди восстановительных работ на железных дорогах ГУВВР 1942 г., и по Техническим указаниям по проектированию восстановления разрушенных и строительства новых железнодорожных мостов и труб ГУВВР 1943 г.

В табл. 52 приведены основные расчётные нормы, влияющие на класс пролётного строения, по каждому из вышеуказанных документов.

Класс пролётного строения, для которого основные нормы расчёта (табл. 52) совпадают с нормами Руководства по определению грузоподъёмности металлических жел.-дор. мостов 1945 г., приблизительно равен классу расчётной нагрузки, если пролётное строение запроектировано с полным использованием допускаемых напряжений в наиболее слабом элементе (напряжения от постоянной и расчётной временной нагрузок равны допускаемым). Если допускаемые напряжения при проектировании использованы неполностью, то класс пролётного строения во всяком случае не меньше класса расчётной нагрузки. Последний определяется по графикам, причём положение вершины линии влияния принимается в середине длины загружения (коэффициент а = 0,5), а длина загружения линии влияния X выбирается на основании следующих указаний:

а) для пролётных строений со сплошной стенкой X равна расчётному пролёту;

б) для сквозных главных ферм X — в пределах от половины расчётного пролёта до полной его величины, причём принимается длина загружения, при которой класс будет наименьшим;

в) для проезжей части X равна расчётному пролёту продольной балки или удвоенной его величине, смотря по тому, при какой длине загружения получается меньший класс.

Если пролётное строение запроектировано при допускаемых напряжениях, отличных от принятых в вышеупомянутом Руководстве, то класс его, в предположении полного использования допускаемых напряжений при проектировании, определяется по формуле

где KI — класс расчётной нагрузки; если расчётная нагрузка Н7, то K1 = 7, если пролётнjе строение спроектировано под реальную нагрузку, то K1 находится по графикам в соответствии с указаниями предыдущего параграфа;

о — допускаемое напряжение по Руководству 1945 г. в т/см2;

o0 — расчётное допускаемое напряжение в т/см2;

р — постоянная нагрузка на пролётное строение в т/м;

кHI — эквивалентная нагрузка от схемы H1 с динамикой в т/м.

Действительный класс пролётного строения во всяком случае не меньше определённого по формуле (I).

При пролётах до 23 м член p/кHI (1 - o/o0) в первом приближении можно не учитывать ввиду незначительной его величины. Ошибка в классе не превышает 3%

Если пролётное строение запроектировано по OTT 1942 г. с учётом динамики в половинном размере или по другим ТУ, предусматривающим значение динамического коэффициента, отличное от требуемого Руководством 1945 г., то класс его не меньше величины

где K1' — класс расчётной нагрузки, приведённый к допускаемым напряжениям Руководства по определению грузоподъёмности жел.-дор. мостов, 1945 г. по формуле (1);

1+u0 — динамический коэффициент, принимавшийся при расчёте пролётного строений;

1+u — динамический коэффициент по формуле

Отношение динамических коэффициентов, входящее в формулу (2), может быть определено по графику фиг. 368.

Классы новых пролётных строений, вычисляемые на основании указаний предыдущих параграфов, определены в предположении полного использования допускаемых напряжений в наиболее слабом элементе пролётного строения. Если эти классы не удовлетворяют требованиям, предъявляемым к пролётному строению, то необходимо определить класс более точно, так как вследствие имеющихся запасов действительный класс может быть выше.

В случае, если известны напряжения от расчётной нагрузки в наиболее слабом элементе конструкции, от них можно перейти к классу пролётного строения по следующей формуле:

где о0 — расчётное напряжение в наиболее слабом элементе, в т/см2;

Qр — суммарная площадь линии влияния элемента;

Qk — площадь загружаемого участка линии влияния.

Остальные величины имеют те же значения, что и в формулах (1) и (2). В формуле (3) следует оставить знак минуса, если Qp и Qk имеют разные знаки.

Для разборных пролётных строений иногда бывает известно допускаемое усилие на элемент определённого типа. В этом случае класс этого элемента, включённого в состав какой-либо фермы, можно определить по формуле

где S — допускаемое усилие в т;

Qk — площадь однозначного участка линии влияния элемента в м; Qp — суммарная площадь линии влияния;

р — постоянная нагрузка в т/м моста;

кн1 — эквивалентная нагрузка от схемы H1 с динамикой в т/м. Знак плюса в формуле (4) оставляется, если Qр и Qk имеют разные знаки.

Формула (4) выведена в предположении, что допускаемое усилие на элемент определялось при основном допускаемом напряжении 1,7 т/см2 и динамическом коэффициенте по формуле: 1+u = 27/30+л. В противном, случае от величины, полученной по формуле (4), следует перейти к классу элемента по формулам (1) и (2).
Переход от расчётной нагрузки и норм проектирования к классу