Краткие сведения по методике аэромагнитной съемки

19.01.2017

Аэромагнитную съемку выполняют в основном методом «обтекания рельефа» по параллельным маршрутам, ориентированным вкрест господствующего простирания структур. Расстояние между маршрутами определяется масштабом съемки. Так, при масштабах 1:10 000 и 1:25 000 расстояние между маршрутами составляет соответственно 100 и 250 м. Минимальная высота полета 25 м, что диктуется требованием безопасности. Максимальная высота полета обычно не превышает 100—150 м, что определяется особенностями работы аэрогаммарадиометров, которые в большинстве случаев устанавливают на самолете совместно с магнитометром.
Для учета сползания нуль-пункта прибора и привязки съемки к пунктам опорной государственной сети перед началом рядовых рабочих маршрутов на участке создают опорную сеть в виде прямоугольных каркасов, которая представляет собой сеть замкнутых полигонов, привязанных к опорным пунктам с известными значениями модуля полного вектора магнитного поля Земли. Каждое звено полигона создают путем облета его в двух противоположных направлениях, в результате чего между двумя конечными точками вычисляют среднее приращение модуля вектора Т.
Обработку и увязку полигонов производят так же, как при создании опорных сетей в гравиразведке или наземной магнитной съемке. В результате обработки опорной сети вычисляют абсолютные значения модуля вектора T в узловых точках каркасов, вводят поправку за нормальное поле (как при обработке наземной опорной сети) и получают аномальные значения Tа на всех звеньях полигона. Опорную сеть создают таким образом, чтобы рядовые маршруты пересекали ее звенья не менее чем в трех точках в перпендикулярном направлении.
Для оценки точности работ выполняют повторные и секущие маршруты. С целью систематической проверки работы аппаратуры вблизи аэродрома в спокойном магнитном поле выбирают контрольный маршрут (КМ).
Ежедневный вылет на съемку выполняется по письменному заданию начальника аэрогеофизической партии или начальника летного отряда.
Перед вылетом штурман намечает маршруты на топографической карте, масштаб которой должен соответствовать масштабу съемки или, в крайнем случае, быть мельче на один-два порядка (если нет карт соответствующего масштаба).
Штурман отмечает на карте местонахождение возможных ориентиров — наносит точки пересечения маршрутом рек, контуров озер, железных дорог, границ лесных массивов и других значительных особенностей рельефа, которые должны быть расположены по отношению к маршруту под углом, близким к прямому.
Перед вылетом бортоператор в течение 15—20 мин прогревает аппаратуру и проверяет ее работоспособность. При полете по KM в начале рабочего дня он производит точную компенсацию магнитного поля, выводя перо записи на нулевую линию. В конце рабочего дня на KM бортоператор вновь записывает положение пера на нулевой линии (не производя компенсации). Полученное отклонение пера записи от нулевой линии будет характеризовать стабильность работы прибора.
Краткие сведения по методике аэромагнитной съемки

Во время съемки рабочих маршрутов штурман ведет самолет по намеченным линиям маршрутов, бортоператор следит за работой прибора и в случае наличия интересных аномалий дает указание об их детализации. Детализация аномалий производится по стандартной схеме.
Для привязки самолета в маршруте проводят аэрофотосъемку. При подходе самолета к ориентиру штурман подает звуковой сигнал, по которому бортоператор — аэрофотограф делает серию (3—5) снимков с выходом за ориентир. Моменты получения каждого снимка отмечаются на ленте регистратора отбросом пера (рис. 12). В момент прохождения самолета над ориентиром штурман нажимает кнопку на пульте отметчика ориентиров, вследствие чего специальный штемпельный механизм печатает номер ориентира (см. рис. 12), который является также номером полученной серии снимков. На каждом аэрофотоснимке отмечается его центр путем фотографирования двух пересекающихся прямых нитей. Бортоператор отмечает на ленте порядковые номера меток моментов фотосъемки в соответствии с показанием счетчика аэрофотоаппарата (см. рис. 12).
При крупномасштабных съемках и в случае отсутствия хороших ориентиров, когда центры рабочих аэрофотоснимков трудно опознать на топографических планшетах, участок съемки предварительно фотографируют в мелком масштабе.
В процессе съемки фотографируют также каждое пересечение рабочего и опорного маршрутов.
При сильно пересеченной местности, когда методом «обтекания рельефа» трудно выдержать необходимую рабочую высоту, применяют другие системы маршрутов: полеты «по горизонталям» рельефа или методом скатывания. Чаще всего проводят полеты «по горизонталям».