Газоносность углей Кузнецкого угольного бассейна


Одним из важнейших факторов, определяющих газообильность шахт, является содержание метана в пластах углей и породах их почвы и кровли. В то же время метан не является единственным компонентом в составе шахтных газов. В угольных месторождениях Кузбасса установлены следующие газы, заключенные в угленосной толще: метан, углекислый газ, тяжелые углеводороды, азот, сероводород, водород. Среди всех упомянутых газов метан занимает по объему до 96%. Содержание углекислого газа иногда на верхнем горизонте достигает 25%.

В зависимости от преобладания того или иного компонента в составе газов существует определенная зональность по глубине. Из различных классификаций газовой зональности для условий Кузбасса наиболее приемлема классификация Г.Д. Лидина, согласно которой выделены четыре зоны (табл. 65).

Наблюдения, проводившиеся трестом «Кузбассуглегеология» и Восточным научно-исследовательским институтом на месторождениях Кузбасса, показали, что глубина газовых зон тесно связана с геологическими условиями и в значительной мере зависит от структуры и общей тектоники шахтных полей, а иногда также от мощности и состава рыхлого покрова (табл. 66, рис. 47,б).

Карты прогноза газоносности, построенные по разведочным данным в условиях, когда месторождение еще не дегазировано, позволяют судить об изменениях газоносности пластов по глубине залегания, по простиранию и падению, а также в зависимости от тектонических условий (см. рис. 47, а).

Несмотря на то что скважинами улавливается далеко не весь находящийся в угле метан, все же закономерности в распределении газоносности и газовой зональности при опробовании по скважинам выявляются достаточно полно. Например, в пределах каждой свиты газоносность в общем возрастает с увеличением степени метаморфизма углей. Поэтому в целом она также возрастает с увеличением стратиграфической глубины. Причем нарастание газоносности угольных пластов носит прямолинейный характер (рис. 48). На рис. 48, кроме этого, видно, что величина нарастания газоносности при погружении на каждые 100 м (градиент нарастания газоносности) по различным месторождениям неодинакова. Градиент газоносности на разведанных площадях изменяется от 5 до 7 м3/т. Так, на участке Никитинском Северном и глубоких горизонтах Бирюлинского месторождения градиент равен 5 м3/т, на поле шахты 1 Распадской 6 м3/т, а на участке 1—2 Увальном 7 м3/т. С увеличением градиента газоносности возрастает и абсолютное значение газоносности на одних и тех же глубинах.
Газоносность углей Кузнецкого угольного бассейна

В антиклинальных складках газоносность пластов значительно выше, чем на сопоставимых глубинах в синклинальных складках. Так, по пласту Кыргайскому 3 (участки Кыргайские 1—2) в замке Анисимовской антиклинали на глубине 269 м газоносность по скв. 734 определена равной 17,5 м3/т, на северо-восточном крыле Красулинской синклинали (скв. 764) на глубине 208 м она составляет лишь 8,2 м3/т. На одном и том же крыле газоносность повышается с глубиной. В то же время на одинаковых глубинах по одним и тем же пластам в пологих крыльях газоносность угля высокая по сравнению с крутопадающими. Например, по пласту Лутугинскому (участок Абинский Северный) газоносность пологого юго-западного крыла по скв. 3403 8,6 м3/т, а крутого северо-восточного по скв. 3451 5,7 м3/т. Установлено, что согласно падающие трещины нарушений способствуют сохранению метана в висячих крыльях структур, не имеющих выхода на поверхность. Наоборот, лежачие крылья, срезаемые на глубине нарушениями и тем самым лишенные питания метаном за счет его поступления из нижележащих горизонтов, как правило, имеют значительно меньшую газоносность: по пласту Кыргайскому 13 (скв. 767) на глубине 155 м газоносность лежачего крыла составила 8,3 м3/т, а висячего крыла на глубине 138 м, не имеющего выхода на поверхность, 19,0 м3/т.

В отличие от согласных дизъюнктивов, способствующих сохранению газа в пласте, несогласные разрывы дренируют метан из пласта. Так, на Никитинском месторождении, несмотря на большую глубину залегания пластов, в западной части метаноносность их понижается, что может быть объяснено дренирующим влиянием несогласного Урского взброса.

Все отмечаемые закономерности в поведении газоносности угольных пластов могут служить основой для прогноза газообильности шахт при их проектировании и строительстве.

Газоносность угольных пластов Кузбасса значительна и изменяется от 5—7 м3/т на глубине 100—150 м до 20—25 м3/т на глубине 450—500 м от поверхности. Величина газоносности, по данным газового каротажа, на глубине 900—1000 м достигает 40—45 м3/т.

Категорийность шахт Кузбасса по степени газообильности по состоянию на 1963 г. следующая (% к общему количеству шахт): сверхкатегорные шахты — 40,3; шахты III категории — 8,3; шахты II категории — 26,4; шахты I категории — 25,0.

Как известно, к I категории по газу и пыли относятся шахты, из которых при добыче выделяется метана до 5 м3/т суточной добычи угля, ко II категории — шахты с выделением метана до 10 м3/т суточной добычи угля и к III категории — до 15 м3/т. При метанообильности свыше 15 м3/т шахты относятся к сверхкатегорным. Шахт, которые относились бы к неопасным по газу и пыли, в Кузбассе нет.

Угольная пыль в углях с выходом летучих веществ свыше 10—15% склонна к взрыванию. Случаи взрывов пыли имели место в шахтах, а также на поверхности при большом ее скоплении. Поэтому в шахтах и на обогатительных фабриках необходимы предупредительные меры не только против взрывания метана, но и угольной пыли.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru ©
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!