Тектоника Анжерского района


Район расположен на северо-восточной окраине Кузнецкого бассейна между каледонскими структурами Кузнецкого Алатау и позднегерцинской Колывань-Томской складчатой дугой. Находясь в области сопряжения тектонических зон различного возраста и подвижности, район имеет сложную структуру. В нем сочетаются морфологические особенности как Приколывань-Томской зоны бассейна с ее сложными складчатыми и разрывными дислокациями, так и зоны моноклиналей.

В современной структуре район представляет крупную, очень сложную синклинальную складку, вытянутую с юго-востока на северо-запад и постепенно погружающуюся в северо-западном направлении — Анжеро-Судженскую синклиналь. С юго-запада она ограничена Невским антиклинальным поднятием; на северо-западе, в самой глубокой своей части, складка почти полностью срезается Томским надвигом.

Анжеро-Судженская синклиналь осложнена складками второго и более высоких порядков и нарушена множеством разрывов. Продуктивный комплекс балахонской серии образует три синклинальных складки второго порядка: Анжерскую, Андреевскую и Козлинскую (см. рис. 54 и 60). Первые две разделяются пологим, сложно построенным антиклинальным поднятием, Козлинская синклиналь отделяется от Андреевской крупным Терентьевским надвигом. Все названные складки пологие, с широкими, волнистыми придонными частями. В плане структуры характеризуются неправильными, большей частью овальными формами и приближаются к брахискладкам. В поперечном разрезе все складки асимметричны: западные крылья крутые (60—80°), восточные, как правило, более пологие (10—30°). Исключение составляет восточное крыло Анжерской синклинали, которое на северной окраине района становится очень крутым, а местами имеет опрокинутое залегание.

На фоне основных структур развиты многочисленные дополнительные складки. Интенсивность проявления, формы и ориентировка дополнительной складчатости обнаруживают тесную связь с тангенциальными движениями с запада. Весьма сложные, нередко опрокинутые складки, развитые в северной части района, сменяются более плавными, пологими формами дополнительной складчатости в южной его части. Строение всех складок асимметричное с падением осевых поверхностей к западу; оси направлены с юго-запада на северо-восток, параллельно фронту Томского надвига. Крайне изменчивые формы дополнительных складок, разнообразная ориентировка их осей по отношению к основным складчатым структурам создают на отдельных участках весьма сложные условия залегания угленосной толщи.

Крупные дополнительные складки развиты в основном на западных крыльях и в замковых частях основных синклинальных структур (рис. 57). Восточные крылья, как правило, осложнены лишь пологой волнистостью; в участках с большим количеством разрывов появляются мелкие дополнительные складки, нередко весьма сложной и изменчивой формы (рис. 58, а). Наиболее простым строением характеризуется восточное крыло Козлинской синклинали, падающее к западу под углами 15—25°.

Разрывные нарушения очень широко развиты. Проявления разрывной тектоники в районе разнообразны: от крупных разломов регионального значения до мельчайших разрывов, амплитуда и протяженность которых ничтожны. Два крупнейших разлома — Томский и Teрентьевский надвиги — прослеживаются через весь район и далеко за его пределами.

Томский надвиг является одним из крупнейших разломов Кузбасса, по которому отложения среднего девона надвинуты на промежуточную подсвиту. В результате пологого падения сместителя под девоном погребено значительное поле угленосных отложений. Поверхность сместителя отражает складчатую структуру девона и угленосной толщи, что свидетельствует об относительно более древнем возрасте надвига, сформированного, по-видимому, до завершения складчатости.

Меньшую амплитуду и иной характер имеет Терентьевский надвиг, диагонально пересекающий складчатые структуры района. Максимальная амплитуда его до 1000 м на юге и около 200 м на севере. Поверхность сместителя падает на запад под углами 10—40°. Надвиг сопровождается зоной дробленых пород мощностью до 100 м.

Кроме описанных крупных разломов, в угленосной толще установлено множество более мелких разрывов различной амплитуды и протяженности. Основной вид разрывной тектоники создают нарушения с амплитудой в десятки и первые сотни метров и протяженностью от сотен метров до нескольких километров. Разрывы возникли под влиянием тангенциального давления с запада, поэтому наиболее нарушенной оказалась северная часть района. В пределах Анжерской синклинали насчитывается несколько десятков крупных разрывов. В Андреевской синклинали установлено около 10 крупных дизъюнктивов, в основном они поражают северную часть структуры и ее западное крыло. В южной части района, на Козлинской синклинали разрывы почти не имеют развития. На восточном крыле складки установлены лишь 3—4 взброса с амплитудой до 50 м; несколько сильнее нарушено западное крыло.

Формы разрывов разнообразны. Для восточных крыльев синклинальных структур характерны продольные согласные взбросы и надвиги. Разрывы этого типа хорошо изучены подземными горными работами на восточном крыле Анжерской синклинали и широко известны в литературе.

Западные крылья синклинальных структур, как правило, сильнее нарушены, чем восточные, и формы разрывов здесь совершенно иные. Согласные взбросы встречаются редко и в отличие от взбросов восточного крыла являются не продольными, а диагональными к простиранию пластов. Очень характерны своеобразные пологие надвиги, известные в литературе под названием «прямых надвигов»; они широко развиты на западном крыле Андреевской синклинали.

Многие нарушения участвуют в складчатости, поэтому один и тот же разрыв может многократно изменять свою форму и ориентировку. Особенно характерны в этом отношении разрывы Андреевской синклинали. На западном крыле этой складки сместители надвигов изогнуты вместе с пластами и приняли восточное падение вместо первоначального западного, на восточном крыле те же нарушения представляют типичные согласные взбросы и надвиги.

Складчатый характер тектонических разрывов вообще является характерной чертой тектоники района. Эта особенность подмечена еще С.С. Румянцевым, впоследствии на нее обращал внимание и М.А. Усов. Наряду с этим в районе известны разрывы, связанные с более поздними фазами дислокаций. К ним относятся поперечные сдвиги, развитые в замковой части Анжерской синклинали, Терентьевский надвиг и поперечные крутопадающие разрывы Андреевской синклинали, морфологически имеющие форму сбросов.

Круйные разрывные нарушения сопровождаются довольно широкими зонами мелких разрывов и трещиноватости. В Анжерской синклинали на участках сближения крупных разрывов угленосная толща, как правило, разбита на мелкие блоки, перемещенные относительно друг друга; в пластах угля широко развиты послойные подвижки, трещиноватость, тектонические раздувы и пережимы (см. рис. 58). Вследствие сильной нарушенности в этих участках часто приходится отказываться от добычи угля.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru ©
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!