Распределение слюдоносных пегматитов в пегматитовых поясах


Многочисленными исследованиями пегматитовых поясов установлено, что размещение слюдоносных пегматитов в них контролируется литолого-стратиграфическим, метаморфическим, структурно-тектоническим и магматическим факторами. Литолого-стратиграфический и метаморфический контроль поясов слюдоносных пегматитов рассмотрены ранее. В настоящем разделе больше внимания обращается на роль структурно-тектонического и магматического факторов размещения слюдоносных пегматитов в пегматитовых поясах.

Как уже указывалось, в Мамском поясе область развития пегматитов совпадает с границами зон амфиболитовой фации метаморфизма: собственно мусковитовых — с дистен-альмандиновой субфицией, простых (керамических) — с силлиманит-альмандиновой субфацией.

Геологическая структура пегматитового пояса описала в работах В.Н. Чеснокова, Ю.Е. Рыцка и др. В Мамском синклинории выделены два этапа складчатости. Первый (главный) привел к формированию линейных складок, Центрального антиклинального поднятия и крупных флексурообразных субширотных и субмеридиональных изгибов. Около поднятия линейные складки пережаты и опрокинуты в обратные от него стороны. В зонах изоклинальной складчатости образовались протяженные тектонические нарушения в виде малоамплитудных чешуйчатых надвигов и взбросов.

Второй этап складчатости привел к усложнению поперечных надразломных флексур, в северо-западной зоне изоклинальной складчатости образовались поперечные складки и левосторонние сдвиги и избрососдвиги северо-восточного направления. Они прослеживаются субсогласно со сланцеватостью метаморфических пород и оперяются системами субмеридиональных трещин и разломов. Зоны рассланцевания в них описали И.И. Кремляков в районе рудника Малый Северный и Г.В. Иванов на Согдиондоне. В условиях разгрузки, в связи со снятием тектонических напряжений, образовались сбросы и трещины растяжения северо-восточного, субмеридионального и северо-западного направлений.

Положение тел плагиоклазовых пегматитов контролируется в основном тектоническими структурами первого этапа складчатости. Плагиоклазовые незональные пегматиты, являющиеся ранними по возрасту, образуют линзовидные тела в зонах интенсивного рассланцевания, послойного скольжения и небольших чешуйчатых сдвигов в крыльях линейных складок изгиба. Тела со слабо выраженной зональностью, сложенные блоковыми плагиоклазовыми пегматитами, находятся в протяженных линейных зонах. Их местоположение контролируется крупными разломами глубокого заложения, выраженными в толще зонами развития узких изоклинальных складок с крутопадающими крыльями около Центрального антиклинального поднятия. Пегматитовые жилы расположены в зонах цепочками или кулисообразно. Таковы зоны жилы 289 (уч. Мочикит), жилы 6 (уч. Новая Деревня), жил 9, 10 (уч. Могучий). В зонах надвигов в изоклинальных складках на северо-западном крыле Мамского синклинория образовались серии плагиоклазовых жил со слабо выраженной зональностью типа месторождения Снежное.

В северо-западной структурной зоне наблюдаются зональные жилы плагиоклазовых пегматитов, которые контролируются зонами смятия, дифференциального скольжения по слоистости с образованием трещин отрыва.

Двуполевошпатовые пегматиты, имеющие анатектическое происхождение, слагают преобладающее количество промышленно слюдоносных жил Мамского пояса. Их положение контролируется тектоническими структурами второго этапа складчатости: субширотными и северо-западными складчатыми изгибами, повторно деформированными поперечным флексурами и линейными складками, системами субмеридиональных трещин и разломов, трещинами отрыва, оперяющими взбрососдвиги северо-восточного простирания, раздвигами в искривленных участках межпластовых перемещений.

В Мамском пегматитовом поясе еще на начальном этапе его изучения М.Ф. Смирнов заметил уменьшение количества пегматитового материала в метаморфической толще вкрест ее простирания с юго-востока на северо-запад и выделил три зоны: юго-восточную — обильных инъекций, центральную — нормальных инъекций и северо-западную — одиночных жил. В последующие годы в зоне обильных инъекций были выделены массивы гранит-пегматитов, а затем — плагиоклазовых и двуполовошпатовых пегматоидных гранитов. Следовательно, была установлена отчетливая тенденция уменьшения количества пегматитовых жил по мере удаления от массивов пегматоидных гранитов. Эта закономерность видна па примере Большесеверского пегматитового поля, которое контролируется сложной структурой, представляющей собой сочетание Гремучинской синформы и Большесеверской антиформы, наложенной на изоклинальные складки. В Большесеверском поле наблюдается массив плагиоклазовых и двуполевошпатовых гранитов, расположенный в осевой зоне Большесеверской антиклинали (рис. 4.6).

В контактовой зоне массива размещаются многочисленные тела плагиоклазовых и двуполевошпатовых пегматитов, причем первые пересекаются вторыми. По мере удаления от массива количество пегматитовых тел снижается, и на участке Гремучинской синклинали наблюдаются в основном отдельные жилы. В этом же направлении уменьшаются размеры пегматитовых тел. Плагиоклазовые пегматиты представлены в основном согласными телами в полостях отслоения, обусловленных деформациями первого этапа складчатости. Двуполевошнатовые жилы выполняют секущие поперечные трещины второго этапа складчатости.

Вкрест простирания пояса к северо-западу и юго-востоку от массивов пегматоидных гранитов изменяется также состав и внутреннее строение пегматитов. В зоне гранитных массивов развиты преимущественно пегматиты с преобладанием микроклина — незональные, биотитовые. В стороны от центральной зоны в пегматитах увеличивается количество плагиоклаза, появляется мусковит. Здесь наиболее широко распространены зональные тела с промышленным ослюдинением. В северо-западной полосе двуполевошпатовые пегматиты редки, преобладают плагиоклазовые пегматиты. Среди них большую долю составляют ранние плагиомигматиты, отличающиеся гранобластовой структурой и наличием биотита и мусковита. В меньшем количестве присутствуют плагиоклаз-мусковитнвые жилы, окаймляющие участки распространения двуполевошпатовых жил. Двуполевошпатовые жилы, встречающиеся по периферии пояса, отличаются широким развитием мелкого мусковита и турмалина и, как будет показано ниже, обогащены редкими элементами.

Месторождения мусковитовых пегматитов в пределах Мамского пояса образуют узкую прерывистую полосу северо-восточного простирания, приуроченную к Олонгринской зоне тектонических нарушений глубинного заложения. При этом отмечается повторяемость через определенные расстояния мусковитовых месторождений — в северо-восточном блоке через 25 км, а в юго-западном — через 12—13 км. Такая же равномерная повторяемость наблюдается и для «узлов» пегматитовых жил в месторождениях (рис. 4.7), а также для жил и свит жил в пределах «узлов». Эту закономерность Е.В. Тарасов с соавторами, связывают с особенностями образования разрывов сколового генезиса, оперяющих Олонгринскую тектоническую зону.

Из приведенного выше материала следует, что размещение слюдоносных пегматитов в Мамском поясе является результатом сложного взаимодействия магматического и структурно-тектонического факторов.

В Хамардабанском пегматитовом поясе, расположенном в зональном метаморфическом комплексе, распространение пегматитов различной специализации и количество пегматитового материала в толще четко контролируются метаморфическим фактором. В мигматитах ортоклаз-силлиманитовой зоны метаморфизма количество пегматитов относительно низко и размеры жил невелики. Здесь встречаются линзообразные небольшие послойные тела биотитовых ортоклаз-плагиоклазовых пегматитов. В гнейсогранитах наблюдаются пегматоидные обособления такого же состава.

Наиболее насыщена пегматитовым материалом мусковит-силлиманитовая зона, здесь его количество составляет 10—20 % объема толщи. Пегматитовые тела достигают 1—2 км в длину при мощности от 5 до 100 м. Это мусковитовые двуполевошпатовые пегматиты с биотитом, обильным шерлом и апатитом, с гранатом, ортитом, цирконом. Обычно тела имеют участково-зональное строение. Они распространены относительно одинаково и в гнейсах корниловской свиты, и в амфиболовых сланцах шубутуйской свиты, но вблизи гранитных массивов с интрузивными контактами количество пегматитовых жил резко снижается.

В ставролит-андалузитовой зоне развиты микроклин-альбитовые пегматиты редкометаллльно-мусковитового типа. Количество пегматитового материала здесь снижается, составляя 5—7 % объема толщи. Жилы достигают 50—500 м в длину и 2—20 м по мощности. От изограды фибролита (силлиманита 1) к изограде ставролита нарастает интенсивность альбитизации в пегматитах при сокращении количества жил, а на изограде ставролита появляются сподуменсодержащие пегматиты.

Таким образом, в пегматитовых поясах монометаморфических комплексов наблюдается зональность и размещении жил разного состава, контролируемая границами метаморфических зон, зон гранитизации и анатектическими гранитоидами и, во вторую очередь, — тектоническими нарушениями высоких порядков.

В Северо-Карельском поясе Беломорского мегаблока пегматиты распределены очень неравномерно. Уже в ранних исследованиях подчеркивалась приуроченность пегматитов разных подформаций к различным по составу и степени мигматизации свитам. Керамические пегматиты тяготеют к интенсивно мигматизированной керетской свите основного состава, слюдяно-керамические — к амфиболитам хетоламбинской, а слюдяные — к слабо мигматизированным глиноземистым гнейсам чупинской и лоухской свит. Насыщенность толщи пегматитовыми жилами наиболее велика при средней степени мигматизации. Ho большинство исследователей этого региона считают тектонический фактор главным, определяющим размещение слюдоносных пегматитов.

Беломорский пегматитовый пояс является пегматитоносной зоной первого порядка. Субмеридиональное положение пояса совпадает с характерной для нижнего протерозоя ориентировкой складчатых и разрывных структур, являющихся продолжением зон повышенной проницаемости в фундаменте. Внутри пояса выделяются три пегматитоносные зоны второго порядка, имеющие северо-западное простирание и контролируемые зонами разломов.

В пределах этих зон пегматиты группируются в жильные узлы, количество которых в Беломорском поясе превышает 150, а в каждом узле варьирует от 100 до 300—400. Пo характеру пространственной ориентировки выделяются дне группы жил: 1) северо-западного простирания с предполагаемой связью с разрывной тектоникой и 2) субмеридионального простирании, тяготеющие к антиклинальным структурам той же ориентировки в чупинской свите или к наложенным складкам этого же направления в более древних породах. Первая группа жил наблюдается на месторождении Станционный полуостров и в районах Пиртозера, Сопозера, оз. Постельного; вторая — на месторождениях Малиновая Барака, Плотина, Карельский.

Главной закономерностью в распределении пегматитов различных структурно-минералогических типов является приуроченность микроклинсодержащих пегматитов к наиболее поздним узким зонам диафтореза субмеридионального направления. В них размещаются наиболее дифференцированные и богатые мусковитом пегматитовые тела. Примером такого распределения пегматитов внутри жильного узла может служить Южный участок месторождения Малиновая Барака (рис. 4.8). Здесь представлены жилы всех четырех типов. Наиболее широко и равномерно распространены плагиоклазовые жилы. Микроклинсодержащие жилы с мусковитом и лейстовым биотитом, немногочисленные, но крупные, локализованы в узкой линейной зоне. Они образуют серию жил субмеридионального простирания. В нижней части серии располагается биотит-микроклиновая жила. Выше — пологие дифференцированные, богатые мусковитом пегматитовые тела. Количество микроклина в жилах серии убывает снизу вверх.

В Аппалачских поясах Блу-Ридж и Пидмонт, как и в Мамском поясе, прослеживается пространственная связь пегматитов с массивами пегматоидных гранитов. Наблюдается зависимость размещения пегматитов от эрозионного среза гранитов. Так, в юго-западной и северо-восточной частях пояса Блу-Ридж крупные выходы гранитов в центральных частях гранитогнейсовых куполов свидетельствуют о значительном эрозионном срезе. Здесь, в районах Мэкон-Джексон и Унлки-Эйш, пегматитовые жилы залегают в метаморфических породах на значительном удалении от массивов. В Центральном блоке пояса, судя по разрозненным и мелким выходам гранитов, вскрыта лишь верхняя часть купола. Многочисленные пегматитовые жилы залегают как в гранитах, так и в гнейсах, образуя крупное и наиболее продуктивное пегматитовое поле Спрус Пайн.

Пегматитовый пояс Внутреннего и Юго-Восточного Пидмонта включает ряд месторождений, расположенных плавно изогнутой полосой от месторождения Амелия в штате Вирджиния до месторождений района Томастон-Барнсвилл в штатах Алабама и Джорджия. В центральной части пояса, в районе Шелби-Хиккори, пегматитовые жилы тяготеют к контактам силлов западных гранитов, залегая в их висячем боку и крыле крупной складки в гнейсах. Самые крупные узлы жил месторождений Шелби и Фаллстон приурочены к участкам пересечения крупных силлов западных гранитов с зоной, вдоль которой происходит смена субмеридиональных простираний жил на юге на субширотную — северо-восточную на севере площади. Ho на участке Черривилл наблюдается концентрация слюдоносных жил в юго-восточной части крупного гранито-гнейсового купола (восточные граниты). Однако многие гранитные тела здесь не сопровождаются слюдоносными пегматитами. Связь пегматитов с западными гранитами более устойчивая и четкая.

Следовательно, в поясах Аппалач при метаморфическом контроле положения пегматитовых поясов в целом проявлена отчетливая связь размещения отдельных месторождений а узлов жил с пегматоидными гранитами.

В Бирюсинском поясе распределение пегматитов подчинено метаморфической зональности. Простые (незональные) двуполевошпатовые пегматиты с биотитом распространены в зоне двуполевошпатовых мигматитов. В зоне дистен-альмандин-мусковитовой и ставролит-дистен-мусковитовой субфаций амфиболитовой фации метаморфизма наблюдаются жилы двуполевошпатовых и плагиоклазовых пегматитов с биотитом и мусковитом. Пегматитовые тела с промышленным мусковитом встречаются как в зоне диафтореза, так и в зоне прогрессивного метаморфизма амфпболитовой фации, причем в последней — более широко. Они группируются в узкие субширотные зоны, совпадающие пространственно с зонами интенсивного рассланцевания и мусковитизации метаморфических пород.

Пегматитовые пояса Бихара и Раджастхана (Индия), а также пояс Урунгве (Зимбабве) характеризуются отчетливой связью слюдоносных пегматитов с определенными массивами гранитоидов. В пегматитовом поясе Раджастхан, например, внутри гранитных массивов наблюдаются и основном безрудные (простые) пегматитовые жилы. В экзоконтактовой зоне до 3 км шириной расположены крупные инъекционные тела двуполевоншатовых мусковитовых и редкометалльно-мусковитовых пегматитов, а за пределами этой зоны — небольшие жилы плагиоклазовых пегматитов с мусковитом. Для пегматитового пояса Урунгве тесная связь слюдоносных пегматитов с гранитными телами проявлена настолько отчетливо, что Дж. У. Уайлс предполагает наличие гранитных массивов на глубине под сериями пегматитовых жил, около которых гранитные тела отсутствуют. В этом поясе распространение пегматитовых жил с промышленной слюдоносностью ограничено силлиманит-мусковитовой и дистеновой (с реликтами силлиманита) зонами, тогда как редкометалльно-мусковитовые жилы без промышленного мусковита не имеют метаморфического контроля.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru ©
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!