Особенности состава минералов гранитоидов


Калишпат пегматитоносных гранитов беден кальцием (< 0,1 мас.%) и обогащен натрием (до 3 мас.% и более). В расслоенном массиве Каламити-Пик калишпат из гранитных слоев содержит 4—12 % альбитовой составляющей, тогда как калишпат из пегматитовых слоев — до 25 %; микроклин-пертит в гранитах калбинского комплекса — до 38 % альбитовой составляющей. Для калишпатов характерны повышенные содержания Pb (до 2000 г/т), Cs (до 68 г/т) и пониженные Ba (< 940 г/т) и Sr (< 150 г/т). В калишпате из гранит-пегматитов Завитинского поля средние содержания редких элементов на различных участках поля составляют (г/т): Li — 20—120, Rb — 1000— 1300, Cs — 33—72, Ba — 83—160, Sr — 31—63. Н.А. Акелиным приводятся данные по содержаниям ряда редких элементов в полевых шпатах пегматитоносных гранитов Памира и Казахстана (табл. 3.12). Необходимо отметить относительно низкие концентрации Rb в двуслюдяных и Cs в биотитовых гранитах Памира при высоком содержании Ba в первых.

Состав плагиоклаза закономерно изменяется от ранних фаз к поздним в сторону снижения содержаний кальция. Так, количество анортита в плагиоклазе снижается от 21 % в центральной части массива Харни-Пик до 1 % в его сателлитах. В калбинских гранитах содержание анортита в плагиоклазе составляет 16—28 %. Согласно Б. Гоуду, для плагиоклаза характерна высокая степень упорядоченности.

Для плагиоклаза пегматитоносных гранитов Памира и Казахстана (см. табл. 3.12) отмечаются содержания цезия, соизмеримые с их количеством в калишпате, а иногда и более высокие. Для Ba при значительных вариациях содержаний характерно соответствие уровня содержаний в плагиоклазе и калишпате. Количество Sr соизмеримо в обоих минералах, а Be и иногда Li охотнее концентрируются в плагиоклазе относительно калишпата.

Биотиты в плутоне Харни-Пик характеризуются устойчивой железистостью — 0,62—0,68. Содержание AlIV в них составляет 0,39—0,48 ф.е., TiO2 — 2,1—2,9 мас.%, а в случае совместного нахождения с турмалином — менее 1,2 мас.%. Биотиты гранитов калбинского комплекса более титанистые. Количество TiO2 в них достигает 3,7 мас.%, редко снижаясь до < 2,9 мас.%, железистость колеблется в пределах 0,55—0,72.

В Завитинском поле составы биотитов существенно различаются в породах различных фаз (табл. 3.13). В гранитах фазы I они представлены, согласно номенклатуре М. Фостер, Mg-биотитами, а в двуслюдяных гранитах фазы II — Fe-биотитами, приближающимися по составу к сидерофиллитам. В последних параллельно с ростом железистости существенно возрастают глиноземистость, доля AlVI и Na, тогда как роль Mg, Fe3+, а также Ca и F снижается по сравнению с биотитами из гранитов I фазы. Кроме того, биотиты двуслюдяных гранитов в 2 раза богаче Zn и Tl, в 5 раз — Sn, в 3 раза — Rb, в 7—10 раз — Li и Cs (табл. 3.14).

Светлые слюды. В гранитах плутона Харни-Пик мусковиты содержат 2—8 % парагонита и 5—20 % селадонита. Состав мусковитов из турмалин-мусковитовых гранитов менее устойчив, чем из двуслюдяных гранитов центральной части плутона. Кроме того, первые более железистые и марганцовистые, но менее титанистые.

В Завитинском поле светлые слюды представлены фенгит-мусковитами (см. табл. 3.13). От двуслюдяных к пегматоидным мусковитовым гранитам происходит эволюция состава слюд в сторону снижения фенгитового компонента (от 10,5 до 5,5 %) и лития (рис. 3.6). При этом возрастают их железистость и глиноземистость, снижаются содержания TiO2, а также Rb и Cs. Резко выделяется по составу фенгит-мусковит из жильных аплитовидных лейкогранитов. Он значительно обогащен Rb и особенно Li. Содержание последнего достигает 0,14 ф.е., что сближает его с фенгит-мусковитами из сподуменовых пегматитов поля (см. табл. 3.13).

Турмалин из пегматитоносных гранитов почти не изучен. Известно, что в плутоне Харни-Пик он представлен шерлом с непостоянной примесью дравита. Согласно расчетам примесь эльбаита составляет 21—26 %. К сожалению, Li не анализировался, и столь высокое содержание эльбаита представляется завышенным. Возможно, как и в турмалинах редко-металльных пегматитов, в турмалине гранитов существенна примесь собственно алюминиевого минала-оленита.

Гранат из пегматитоносных гранитов относится к спессартин-альмандиновому ряду. В гранитах Калбы состав его варьирует в следующих пределах (%): альмандин — 70—75, спессартин — 5—28, пироп — 5—12, гроссуляр — 2—5, андрадит — 1—2. Можно отметить устойчиво более высокие содержания пиропа и гроссуляра в гранатах из пород III фазы калбинского комплекса по сравнению с двуслюдяными гранитами фазы II. В породах Харни-Пик гранаты имеют следующий состав (%): альмандин — 44—78, спессартин — 15—55, пироп — 1—7.

Другие, более редкие, акцессорные минералы изучены в еще меньшей степени. Вместе с тем известно, что степень дифференциации находит свое отражение в составе минералов переменного состава: от ранних фаз к поздним в бериллах возрастает содержание Li и Cs, а в танталитах-колумбитах — Mn и Ta за счет Fe и Nb.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru ©
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!