Пегматиты Приольхонского района (Западное Прибайкалье)


Как уже упоминалось ранее, в Приольхонье имеются два редкоземельных пегматитовых поля: Айнское в пределах одноименного гранитного массива и Taжеранское (Улан-Hyp), вмещающими породами которого являются в основном породы Тажеранского щелочного массива. Оба массива имеют палеозойский возраст. Кроме того, редкоземельная минерализация отмечена в нескольких пегматитовых жилах Бирхинского поля, среди которых крупными размерами выделяется жила Нарын-Кунта, а также в жиле Хлопинитовой, входящей в состав Бугульдейского пегматитового поля.

Пегматитовые тела Айнского поля расположены внутри лейкократовых гранитов Аинского массива. По характеру контактов и степени дифференцированности пегматиты подразделяются на два типа. Первый тип — линзовидные жилы длиной 5-7 м с резкими контактами, они плохо дифференцированы и не содержат амазонита. Обычно наблюдается среднезернистая эндоконтактовая оторочка гранитного состава, а основная часть жил сложена кварц-микроклиновым неравномерно-зернистым пегматитом апографической структуры, содержащим небольшие линзы графической структуры (рис. 4.3). Реже встречаются участки кварц-олигоклазового состава с неяснографической структурой. Кварцевые обособления отсутствуют. Как правило, жилы имеют залегание близкое к вертикальному.

Жилы второго типа — это «амебовидные» тела сложной морфологии, имеющие постепенные переходы к вмещающим гранитам. Размер тел 3-4 м в поперечнике. В отличие от жил первого типа, эти тела хорошо дифференцированы, а микроклин часто имеет амазонитовую окраску. Эндоконтактовая мелкозернистая оторочка обычно отсутствует, сразу же гранит сменяется крупнозернистым пегматитом гипидиоморфиозернистой, апографической или графической структуры. В центральной части тел в массе апографического пегматита наблюдаются крупные гнезда крупноблоковой структуры. Здесь калишпатовые кристаллы достигают 15-20 см в поперечнике, обычно они частично или полностью окрашены в бледно-зеленый цвет. Кроме калишпата и кварца всегда присутствуют плагиоклаз, биотит и гранат, реже мусковит, турмалин и флюорит (до 0,2 об.%). Характерно очень высокое содержание кварца — от 30 до 36 об.%, хотя крупные кварцевые обособления отсутствуют. Акцессорные минералы представлены апатитом, цирконом и монацитом.

В Тажеранском поле тоже выделяются недифференцированные и дифференцированные жилы. В первых приконтактовые мелкозернистые оторочки отсутствуют, сразу же у контакта наблюдаются графические или среднезернистые апографические структуры. Апографический кварц-калишпатовый пегматит слагает и центральную часть жил, но здесь преобладает крупнозернистая структура, индивиды калишпата достигают 10 см в поперечнике. Ихтиоглипты кварца часто ориентированы перпендикулярно контактам жил независимо от их размера. Встречаются протяженные тела — до нескольких сотен метров, но преобладают жилы длиной в десятки метров и мощностью до 2-3 м. В минеральном составе жил главное значение имеет то микроклин (до 50 об.%), то плагиоклаз (до 45 %), содержание кварца около 30 %. Цветные минералы — биотит (5-6 %) и роговая обманка (до 2 %); кроме того, присутствуют мусковит, гранат, турмалин, титанит и циркон.

Наибольший интерес представляют дифференцированные пегматитовые тела Тажеранского поля, особенно те из них, которые содержат амазонит. Именно к ним приурочена редкоземельная минерализация, поэтому остановимся подробнее на описании нескольких примеров таких жил. Жила Западная, вскрытая несколькими выработками, имеет длину около 120 м и видимую мощность до 25 м (рис. 4.4). Это явно секущее крутопадающее тело с четко выраженной симметричной зональностью. В центральной части жилы вскрыты два кварцевых ядра с размерами 10х2,5 и 8х4 м, окруженные зонами блоковой структуры мощностью от 2 до 5 м. Далее в юго-восточной части тела идет графический микроклиновый пегматит, а в остальной части — апографический пегматит плагиоклаз-кварц-калишпатового состава. В блоковой и апографической зонах микроклин часто имеет амазонитовую окраску и ассоциирует с сахаровидным альбитом. Здесь же наблюдаются многочисленные акцессорные минералы: гранат, магнетит, турмалин, циркон, фергусонит, алланит, титанит, апатит, флюорит, пирохлор, монацит, торит, висмутин и некоторые другие. Повсеместно присутствуют секущие лейсты биотита. По контактам имеется аплитовая оторочка шириной до 10 см.

Жила Северная, вскрытая карьером и несколькими канавами, имеет мощность порядка 10 м и видимую протяженность более 50 м. Она тоже зональна, имеет крупное кварцевое ядро, окруженное амазонитовым пегматитом блоковой, графической и апографической структур, а по контакту с вмещающими сиенитами, габброидами и мраморами — аплитовую оторочку, содержащую включения пироксенов и амфиболов. Наблюдаются секущие зоны катаклаза, содержащие биотит. Из акцессорных минералов на жиле особенно обилен гранат, встречаются турмалин, титанит, алланит, апатит, циркон, висмутин, фергусонит и бетафит, называвшийся здесь по традиции менделеевитом.

Бирхинское (Нарын-Кунтинское) пегматитовое поле включает десятки жил, развитых в эндоконтактовой зоне крупного Бирхинского габброидного массива, а также в окружающих метаморфических породах. В соответствии с геологическим положением эти пегматиты называли верхнепротерозойскими или допалеозойскими постскладчатыми образованиями, но в настоящее время их надо называть каледонскими, ибо абсолютный возраст циркона из вмещающих пород составляет 530 млн лет. Преобладают небольшие линзообразные секущие тела, ориентированные вдоль или диагонально полосчатости вмещающих пород. Зональность в них проявлена слабо, основная часть жил сложена плагиоклаз-калишпатовым пегматитом апографической структуры. Поперечно-секущие жилы крупнее, они хорошо дифференцированы. Эндоконтактовая оторочка мощностью 5-10 см обычно имеет аплитовую или гранитную структуру. Далее следует пегматит графической и/или апографической структуры, а в центральных частях жил развита крупноблоковая структура, нередко содержащая крупные кварцевые обособления.

Наиболее известна в этом поле жила Нарын-Кунта, многие годы использовавшаяся в качестве источника блоков калишпата для керамического производства, а поэтому хорошо вскрытая карьерами. Это крупное дифференцированное тело V-образной формы, пересекающее габбро-диориты Бирхинского массива (рис. 4.5). Эндоконтактовая зона имеет мощность 0,5-0,6 м и представлена среднезернистой породой гранитной структуры, содержащей блоки плагиоклаза (до 15 см в поперечнике) и кристаллы роговой обманки (до 10 см). Далее идет апографическая зона шириной от 1 до 3 м, содержащая крупные лейсты биотита и небольшие (до 0,5 см) кристаллы апатита. Главная часть жилы сложена крупноблоковым калишпатовым пегматитом, содержащим биотит, турмалин, фанат и титанит. Кроме них присутствуют редкие зерна «черных» минералов: бетафита и фергусонита.

Характерно, что в жиле Нарын-Кунта имеются два кварцевых ядра, в которых наблюдаются идиоморфные кристаллы калишпата до 50 см в поперечнике, иногда параллельные сростки кристаллов. С поверхности они нередко имеют бледную амазонитовую окраску. Встречаются редкие пустоты с кристаллами дымчатого кварца. Кроме амазонитовой окраски в некоторых блоках калишпата встречаются участки зеленого и грязно-зеленого цвета, обусловленные присутствием пленок малахита и азурита. Это вторичные минералы по ковеллину, зерна которого изредка находят в пределах кварцевых ядер.

Бугульдейское пегматитовое поле находится в юго-западной части При-ольхонского района, между устьем р. Малой Бугульдейки и урочищем Булык. Пегматиты поля имеют многие черты сходства с образованиями Бирхинского поля. Насчитывается более тысячи жил, более или менее равномерно распределенных по площади поля. Преобладают небольшие линзообразные и пластинообразные позднесинскладчатые тела, по составу это неспециализированные гранитные пегматиты. Постскладчатые тела — значительно более крупные, это мощные штокообразные и линзовидные крутопадающие жилы. Часть из них содержит акцессорную редкометалльную и редкоземельную минерализацию.

Жила Хлопинитовая находится рядом с улусом Таловка. Она названа по встреченному в пегматитах радиоактивному минералу группы самарскита, претендовавшему на выделение его в качестве нового минерального вида. Однако оказалось, что оснований для выделения такового недостаточно. Жила вскрыта несколькими разведочными канавами, хотя полного представления о внутреннем строении тела получить с их помощью не удается. Это крупная секущая жила в метаморфизованных основных породах озерского комплекса.

Жила хорошо дифференцирована. Основную ее часть составляет апографический микроклин-плагиоклазовый пегматит, а в северо-восточном фланге наблюдаются блоковая зона и кварцевое ядро, содержащее кристаллы микроклина 50-80 см в поперечнике. Все зоны имеют секущие лейсты биотита. На отдельных участках развит кварц-мусковитовый замещающий комплекс, в составе которого присутствуют фафические срастания кварца с фанатом и турмалином. Отмечаются крупные индивиды турмалина черного цвета, кристаллы берилла и апатита. В эндоконтактовой зоне обильны зерна амфибола, он также присутствует в виде выполнений секущих трещин в других зонах. Довольно обилен магнетит в виде мелких идиоморфных кристаллов.

Редкоземельная минерализация представлена алланитом и самарскитом (хлопинитом). Первый образует небольшие (до 3 см) удлиненные пластинчатые кристаллы, окруженные ржавыми «рубашками». Самарскит обычно отличается изометричным габитусом и характерным раковистым изломом со смоляным блеском. Размер кристаллов такого самарскита составляет 2-3 мм в поперечнике. Кроме того, встречены пластинчатые выделения этого минерала толщиной до 5 мм и площадью до 2х3 см в массе плагиоклаза, окруженные «двориками» бурого цвета с многочисленными радиальными фещинами. Для кварца, ассоциирующего с выделениями алланита и самарскита, характерна дымчатая окраска.

По принятой нами классификации жилы Приольхонского пегматитового района относятся к ниобий-редкоземельному эволюционному ряду редкометалльно-редкоземельной формации.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru ©
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!