Пегматиты западной части Украинского щита


Наиболее типичные жилы редкоземельных пегматитов полевошпатовой формации наблюдаются в западной части Украинского щита, где они ассоциируют с архейскими бердичевским и побужским комплексами гранитоидов. Эти комплексы существенно различаются по геологическим условиям залегания и соответственно по способу формирования. Биотит-гранатовые граниты и мигматиты бердичевского комплекса залегают в виде конкордантных тел среди гранат-биотитовых гнейсов, с которыми имеют постепенные переходы. Биотитовые граниты побужского комплекса слагают преимущественно секущие тела с резкими контактами, их размещение контролируется либо контактами пород разного состава, либо разломами. В связи с этим гранитоиды бердичевского комплекса являются автохтонными, а граниты побужского комплекса — аллохтонными. Различаются они и по возрасту: 2,4-2,1 и 2,1-1,9 млрд лет соответственно.

Для каждого комплекса характерны свои пегматиты. Бердическому комплексу свойственны сингенетические пегматитовые конкордантные жилы, реже маломощные секущие тела. С гранитами побужского комплекса связаны обычно секущие пегматитовые тела либо метасоматически измененные конкордатные жилы, приуроченные к контактам пород разного минерального состава. Тем не менее пегматиты обоих комплексов относятся к полевошпатовой формации и имеют сходный состав акцессорных минералов: циркон, апатит, монацит, изредка ксенотим.

Условия залегания и взаимоотношения с вмещающими породами пегматитов и пегматоидных гранитов бердичевского комплекса изучены в карьерах для добычи гранитных блоков и в обнажениях по р. Синводы, возле сел Кривошеево и Старая Пикова. Пегматиты слагают согласные полосы или линзы неправильной формы, нередко встречаются «слепые» тела пегматоидных гранитов, не выходящие за контуры карьеров или обнажений. Их мощность обычно не превышает 20 м, длина 50-70 м. Зональность выражена нечетко. Преобладают пегматоидная и мелкоблоковая структуры с размером зерен от 5-10 мм до 3-5 см, письменные срастания кварца и полевою шпата чрезвычайно редки. Минеральный состав пегматитов и пегматоидных гранитов сходен: калишпат 40-60 %, плагиоклаз (№ 10-20) 10-30 %, кварц 15-30 %, биотита обычно менее 5 %, присутствуют кордиерит, гранат, мусковит. Монацит и циркон слагают отдельные зерна размерами 0,1-0,4 мм. Вторичные минералы представлены хлоритом, магнетитом, серицитом.

Е.М. Лазько с соавт., рассматривая петрологические особенности бердичевских гранитоидов, пришли к выводу, что эти породы образовались в результате перекристаллизации вмещающих биотит-гранатовых гнейсов и богатых кальцием кристаллосланцев. Они считали, что процесс шел при относительно низких давлениях (1300 атм) и высоких температурах (690-720 °С), сопровождаясь небольшим привносом щелочей и выносом кремнезема.

Наиболее полная характеристика пегматитов и аплит-пегматоидных гранитов побужского комплекса получена при изучении обнажений и буровых скважин в Верхнем Побужье. Здесь выделены два типа пород: 1) пегматиты и пегматоидные граниты с наложенной альбитизацией и биотитизацией, контролируемые зонами контактов чарнокитов и биотит-гранатовых мигматитов, и 2) секущие жилы пегматитов. Первые изучены наиболее подробно. Они залегают группами в виде параллельных или кулисообразно расположенных тел с нечеткими контактами. Относительно мощные тела могут разветвляться на серию тонких прожилков. Колебания мощности — от сантиметров до 30-40 м, а протяженность жил — до нескольких сотен метров. Секущие пегматитовые тела встречаются чаще и находятся преимущественно среди чарнокитов. Они имеют сложную морфологию, резкие контакты и невыдержанность по простиранию. На небольшом расстоянии мощность тел может резко меняться, но обычно не превышает 15-20 м. Протяженность жил относительно невелика — не более 100 м.

Пегматиты обоих типов, как правило, незональны, их преобладающая структура — мелкоблоковая, очень редко проявлена графическая структура. Обычное содержание калишпата 40-50 %, плагиоклаза № 23-24 от 10 до 35 %, кварца 25-35 %. Кроме того, встречаются биотит (его содержание крайне непостоянно, иногда 10-20 %), гранат (от отсутствия до 5 %), апатит (до 3 %), монацит (до 2 %), циркон (единичные зерна).

В пегматитах с наложенной минерализацией наблюдаются альбитизация (по калишпату), образование биотита (часто вместе с монацитом), мелкозернистого кварца, иногда милонитизация. В отдельных случаях по трещинам в зернах калишпата и биотита развивается мусковит.

Наибольший интерес представляет редкоземельная минерализация. В сингенетических пегматитах и пегматоидных гранитах бердичевского комплекса количество монацита в 3-4 раза больше, чем во вмещающих гранитах и биотит-гранатовых мигматитах. Повышенные концентрации акцессорного монацита наблюдаются и в пегматитах побужского комплекса — здесь он находится преимущественно в составе относительно мелкозернистых структур. Любопытно, что соотношение содержаний урана и тория в монацитах двух комплексов обнаруживает резкую разницу. В среднем в монацитах бердичевского комплекса 0,72 % U3O8 и 3,6-7,4 % ThO2, а в монацитах побужского комплекса 0,11-0,24 % U3O8 и 12-13 % ThO2.

В цирконах двух комплексов содержания суммы РЗЭ довольно близки: от 0,16 до 0,40 % TR2O3. Невысокие содержания РЗЭ фиксируются и в апатитах: 0,36-0,44 % TR2O3. Отмечается обратная зависимость между количествами апатита и монацита, особенно в гранитах бердичевского комплекса. Титанит, содержащий от 0,45 до 2,3 % TR2O3, в гранитах и пегматитах очень редок. Иногда вместе с ним отмечается алланит, но, как отметил еще М.Н. Ивантишин с соавт., алланит (ортит) и монацит в гранитоидах Украинского щита являются антагонистами и вместе никогда не встречаются.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru ©
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!