Общие сведения о затворах гидротехнических сооружений

10.07.2016

Затворами называют конструкции, закрывающие и открывающие в гидротехнических сооружениях отверстия для пропуска воды, а также судов, плотов, льда и других плавающих тел.
Бывают затворы постоянно действующие (рабочие, основные) и временно действующие (ремонтные, аварийные и строительные).
В зависимости от положения по отношению к горизонту воды в верхнем бьефе различают затворы поверхностные, которые расположены на пороге плотины и возвышаются верхней кромкой над уровнем воды, и глубинные, полностью погруженные в воду.
В строительстве применяют разнообразные типы затворов. Для классификации их существует несколько систем.
По конструктивному признаку различают затворы плоские, сегментные, секторные, вальцовые и др.
Выбор типа затвора — сложная комплексная задача гидротехнического строительства. Например, для поверхностного водосливного затвора этот выбор связан с очертанием и размерами гребня водослива, с расположением, размерами и количеством промежуточных опор (быков), с типами мостов, с режимом работы и с многими другими факторами.
В современном строительстве наиболее часто применяют плоские и сегментные затворы.
Общие сведения о затворах гидротехнических сооружений
Общие сведения о затворах гидротехнических сооружений

На рисунках VII—1, 2 и 3 показано механическое оборудование погруженных отверстий шириной 7 м и высотой 12 м при напоре 27,5 м в эксплуатационном состоянии. Отверстия могут быть перекрыты плоскими трехсекционными колесными затворами 1, обслуживаемыми стационарными подъемными механизмами 2. Перед затворами расположены сороудерживающие решетки 3. Пазы решеток 4 используют для установки в случае надобности ремонтных шандорных заграждений. Перед решетками устроены пазы 5 для направляющей балки грейфера 6, который удаляет мусор, накапливающийся перед решетками. Козловый кран 7 с тележкой 8 обслуживает решетки, грейфер и ремонтное заграждение.
На рисунке VII—4,а показан общий вид гребня водосливной плотины с плоскими затворами, а на рисунке VII— 4,б — плоский затвор в поднятом состоянии.
Плоские затворы применяют на плотинах, водосбросах, гидростанциях, шлюзах, каналах и др.
Общие сведения о затворах гидротехнических сооружений
Общие сведения о затворах гидротехнических сооружений

Обычно для открытия отверстия эти затворы поднимают вверх. В некоторых случаях, главным образом для создания большого свободного пространства над уровнем воды, затворы в нерабочем положении опускают вниз (затворы судоходных шлюзов, временные заграждения на каналах). В редких случаях затворы могут немного опускаться (например, для сброса льда и шуги) и полностью подниматься или, наоборот, частично подниматься и полностью опускаться. Такие устройства сложны и не всегда надежны в действии.
Шириной (пролетом) отверстия называют его горизонтальный размер в свету между боковыми вертикальными гранями опор (быков). Высотой поверхностного отверстия называют вертикальное расстояние от порога до нормального подпорного уровня воды; высотой погруженного отверстия называют вертикальное расстояние от порога до верхней грани отверстия.
Размеры отверстий, перекрываемых затворами, надлежит назначать в соответствии со строительными нормами (CH 149—60) «Размеры водопропускных отверстий в гидротехнических сооружениях, перекрываемых затворами». Они изменяются в поверхностных затворах по ширине от 0,4 до 30 м и по высоте от 0,3 до 20 м, а в погруженных — по ширине от 0,3 до 18 м и по высоте от 0,5 до 10 м.
Элементы плоских затворов

Плоский затвор состоит из подвижной части (щита) и неподвижных (закладных) частей. Перемещают затвор подъемными механизмами. Над затворами для их обслуживания обычно устраивают подкрановые и служебные мосты.
Подвижную часть плоского затвора составляют следующие элементы (рис. VII—5 и 6).
Обшивка, располагаемая обычно с напорной стороны затвора, препятствует течению воды, воспринимает ее давление и передает последнее на вспомогательные балки, стойки и ригели. Обшивку делают из листовой стали.
Общие сведения о затворах гидротехнических сооружений
Общие сведения о затворах гидротехнических сооружений

Балочная клетка состоит из стоек (диафрагм) и вспомогательных балок (стрингеров), которые обычно располагают горизонтально. Балочная клетка передает давление воды от обшивки на ригели.
Ригели затвора передают давление воды на опорно-концевые стойки. В зависимости от величины пролета затвора и высоты напора воды ригели изготавливают из прокатных или составных балок или из ферм.
Опорно-концевые стойки передают горизонтальные и вертикальные давления от ригелей и продольных связевых ферм на опорно-ходовые части и подвесные устройства. Опорно-концевые стойки обеспeчивают неизменное взаимное расположение концов ригелей и служат для закрепления всех опорно-ходовых и подъемных устройств. Подъемные устройства иногда крепят к промежуточным диафрагмам.
Продольные связи между ригелями, расположенные в плоскостях их сжатых и растянутых поясов, образуют совместно с этими поясами вертикальные фермы. Они воспринимают собственный вес затвора и другие вертикально действующие нагрузки, передавая их на опорно-концевые стойки. Поэтому продольные связевые фермы иногда называют весовыми или подъемными. Благодаря им сохраняется неизменное взаимное расположение ригелей и устойчивость сжатых поясов; они также уменьшают вертикальные деформации (провисание) горизонтальных ригелей.
Стальная обшивка совместно со стойками и вспомогательными балками образует жесткий диск, который обеспечивает неизменное положение главных ригелей по вертикали, устойчивость их сжатых поясов и совместную работу на восприятие вертикальных сил. По этой причине в затворах со стальной обшивкой, наложенной на пояса ригелей, со стороны расположения последней продольных связей между ригелями не устраивают.
Поперечные связи — вертикальные фермы, поясами которых служат с одной стороны стойки балочной клетки, а с другой — стойки продольной связевой фермы. Решетка ферм бывает разнообразного очертания. При малых расстояниях между ригелями решетку поперечных связей заменяют сплошным листом — диафрагмой.
Поперечные связи должны сохранять пространственную неизменяемость сквозного параллелепипеда, образованного ригелями и продольными связями, и препятствовать его скручиванию. Поперечные и продольные связи должны обеспечивать работу затвора как пространственной конструкции.
В случаях неравномерного загружения отдельных ригелей поперечные связи выравнивают нагрузки между ними. Это выравнивание происходит тем интенсивнее, чем больше жесткость поперечных связей. При средних и больших напорах поперечные связевые фермы (диафрагмы) принимают на себя нагрузку вспомогательных балок и передают ее на ригели.
Опорно-ходовые и направляющие устройства (см. рис. VII—5 и VII—6) служат для передачи давления воды на неподвижные (закладные) части затвора и далее на массу бетона сооружения, а также для передвижения затвора.
Чаще применяют колесные опоры и скользящие опоры из древеснослоистого пластика (ДСП—Б), реже — скользящие в виде деревянных брусьев или металлических полос, расположенных по всей высоте затвора. Катковые и гусеничные опоры в нашем строительстве почти не используют.
Для ограничения боковых перемещений и перекосов щита в процессе маневрирования им, а также для уменьшения вибрации при неполном открытии затвора служат направляющие устройства в виде боковых и обратных колес.
Уплотнения перекрывают зазоры между обшивкой и закладными частями затвора, препятствуя утечке воды в обход обшивки. В зависимости от расположения уплотнений различают вертикальные (боковые) и горизонтальные уплотнения. Горизонтальные уплотнения, расположенные внизу подвижной части затвора, называют донными; расположенные между секциями или между клапаном и основной частью щита — промежуточными, а уплотнения между забральной балкой и верхом глубинного затвора — верхними.
Подвесные устройства соединяют подвижную часть затвора с тягами подъемных механизмов, а также с подхватами в период ее временной подвески.
Неподвижные части затвора состоят из следующих элементов (рис. VII—6):
- опорно-ходовые закладные части для рабочих колес, катков, полозьев и т. п. (рабочие пути);
- опорно-ходовые закладные части для обратных и боковых колес (обратные и боковые пути);
- закладные части вертикальных и горизонтальных уплотнений;
- армировка углов бетонной кладки и забральных стен;
- устройства для обогрева затвора.
Подъемные механизмы могут быть подвижными — тельферы, козловые (рис. VII—I и VII—4), портальные, мостовые и другие краны или неподвижными — лебедки и винтовые подъемники. Неподвижные механизмы целесообразны при малом числе затворов, при быстродействующих затворах и в ряде других случаев. Подвижную часть затвора с подъемным механизмом соединяют посредством тросов, штанг, цепей и т. п.
Типы плоских затворов и области применения их

Наиболее простой тип плоских затворов представлен на рисунке VII—7. Они состоят из щита и закладной рамы. Такие затворы широко применяют на мелких мелиоративных каналах. Конструкция подвижной части (щита) состоит из обвязки (двух стоек и одной или двух балок) и обшивки.
При малой высоте отверстия и сравнительно большой длине его между горизонтальными обвязками можно поместить несколько промежуточных стоек. Такие затворы называют стоечными.
Общие сведения о затворах гидротехнических сооружений

Область применения многоригельных затворов — малые и средние пролеты, при которых можно обойтись ригелями из прокатных балок. В затворах средних пролетов при большом напоре для ригелей целесообразно применять однотипные сварные балки с переменной шириной поясов по высоте затвора. Многоригельными затворами часто пользуются для перекрытия глубинных отверстий.
По высоте затвора ригели следует располагать так, чтобы в нормальном рабочем положении они были одинаково загружены. В этом случае получается наибольшая повторяемость элементов основных несущих конструкций и относительно равномерное загружение опорно-концевых стоек.
Двухригельные затворы (рис. VII—5) в нашем строительстве применяют наиболее часто.
Концентрация усилий, а следовательно, и материалов в двух мощных ригелях приводит к простоте конструкции, ясности ее статической работы, а также к уменьшению трудоемкости изготовления и монтажа. Целесообразность использования двухригельных затворов возрастает с увеличением пролета.
Необходимость сброса льда (шуги) и других плавающих тел без значительной потери воды, а также точности регулирования подпорного горизонта создают потребность сбрасывать воду поверху затвора, то есть опускать его верхнюю кромку. Частичное опускание затвора в нишу флютбета не получило распространения в строительстве из-за сложности устройства и маневрирования такими затворами. Устройство ниши в водосливном пороге ухудшает гидравлические качества водослива и затрудняет осуществление уплотнений по порогу. Поэтому указанные выше задачи решают при помощи затворов с клапаном и, реже, сдвоенных затворов.
Общие сведения о затворах гидротехнических сооружений

Расположение клапанов по отношению к обшивке и очертание их верхних поверхностей в открытом положении должны обеспечивать плавную (по возможности безвакуумную) поверхность для слива воды (рис. VII—8). Клапан должен обладать большой жесткостью, чтобы выдерживать значительные изгибающие и крутящие моменты, а также возможные удары плавающих тел. Элемент жесткости (обычно трубу) не следует объединять с осью вращения (рис, VII—8,б), так как это усложняет и удорожает устройство подшипников и уплотнений. Элемент жесткости нужно располагать в средней части клапана (рис. VII—8,е). Для сброса льда по верху затвора высоту клапана назначают не менее 1,5 м.
Общие сведения о затворах гидротехнических сооружений

Схемы сдвоенных плоских затворов даны на рисунке VII—9. Сдвоенные затворы целесообразны при высоте напора не менее 5 м. Части затворов, представленные на рисунке VII—9, а, б, могут перемещаться независимо одна от другой. Однако это требует устройства лишней пары комплектов закладных ходовых частей. В схеме рисунка VII—9, а при опускании верхнего затвора отсутствует плавная поверхность для переливающейся воды и плавающих тел. Последние, ударяясь о части нижнего затвора, вызывают их вибрацию и повреждения.
Подъем нижнего затвора по схеме VII—9,б при обшивке с напорной стороны затруднен давлением столба воды, а при обшивке с низовой стороны — льдом и плавающими предметами, которые могут застрять среди элементов конструкции.
Эти недостатки устранены в схемах с консолями (рис. VII—9,в,г). Устройство консоли во втором случае из-за невозможности постановки подкосов труднее, чем в первом, где консоль верхней части затвора опирается на ходовые колеса, которые катятся по вертикальным путям, устроенным на нижней части затвора. Такое Г-образное устройство верхней части затвора позволяет опускать его до 0,4 полной высоты затвора и получать высоту слоя переливающейся воды значительно большую, чем в других сдвоенных затворах или в затворах с клапаном.
Недостатки сдвоенных затворов (и затворов с клапанами) по сравнению с одиночными заключаются в увеличении на 15—20% расхода стали и в повышении стоимости на 10—20%, в усложнении подъемных механизмов и в увеличении затруднений при маневрировании зимой (вследствие обмерзания). Применение сдвоенных затворов и затворов с клапаном несколько уменьшает требуемую высоту быков, что отчасти компенсирует удорожание подвижной части затвора.
Для перекрытия отверстий с большим напором применяют плоские секционные затворы, составленные по высоте из нескольких секций (рис. VII—10).
Широкое распространение плоских затворов в гидротехническом строительстве обусловлено следующими достоинствами:
- возможностью применения на водосливе любого очертания (без дополнительного уширения гребня); плоские затворы требуют наименьших размеров сооружения вдоль потока;
- возможностью перекрывать отверстия больших пролетов и при больших напорах;
- быстротой действия затвора; простотой и безопасностью маневрирования; легкостью обслуживания (передвижными кранами); удовлетворительной работой, даже при наличии наносов (за исключением опускных затворов);
- возможностью деления затвора по высоте на части, что облегчает маневрирование затвором, сброса льда и точностью регулирования подпорного горизонта (затворы с клапаном, сдвоенные и секционные);
- небольшими потерями воды вследствие фильтрации;
- простотой конструкции, относительной легкостью и скоростью изготовления и монтажа; монтаж особенно упрощается при небольших размерах затворов или их секций, допускающих доставку с завода в собранном виде;
- доступностью всех элементов подвижной части затвора для осмотра и ремонта после подъема;
- возможностью использования основного затвора в качестве строительного, ремонтного и аварийного;
- большой экономичностью как по строительным, так и по эксплуатационным затратам.
К недостаткам плоских затворов следует отнести:
- затрудненность безотказной работы их в суровых зимних условиях и в период пропуска ледохода (применение искусственного обогрева смягчает этот недостаток);
- относительно большая высота и толщина быков; большие подъемные усилия и в связи с этим потребность в подъемных механизмах большой мощности.
Для гашения скорости потока воду иногда пропускают одновременно сверху и снизу затвора. В этом случае, несмотря на подачу воздуха со стороны быков для уменьшения влияния вакуума, затвор работает в тяжелых условиях резко меняющейся гидродинамической нагрузки, принимающей иногда характер ударной. Конструкция затвора получается тяжелой, а грузоподъемность механизмов очень большой. Применение таких затворов не рекомендуется.
Вертикальная нагрузка при подъеме одной секции с истечением воды сверху и снизу может получиться больше усилия, требуемого для подъема всего затвора (без расцепления секций).
Затворы погруженных отверстий располагают или впереди забральной стены, или за ней. В первом случае вертикальное давление воды способствует опусканию затвора, а при подъеме увеличивает подъемное усилие. Во втором случае наблюдается обратное явление, и необходимую силу для опускания затвора создают балластом или механизмом с дожимом. При горизонте нижнего бьефа выше отверстия в обоих случаях необходима подача воздуха за щит.
Конструктивные указания

Конструкции затворов должны удовлетворять предъявляемым к ним эксплуатационным требованиям и технической безопасности, быть надежными и возможно более простыми при маневрировании.
Требования экономии металла при проектировании затворов важны не только сами по себе. Они приобретают особо важное значение, так как уменьшение расхода стали на подвижную часть затвора облегчает вес ее и обеспечивает возможность уменьшения мощности подъемных механизмов, тяг, подкрановых мостов и других подобных устройств.
При проектировании затворов следует принимать все возможные меры к уменьшению трудоемкости и ускорению процессов изготовления и монтажа конструкций. Необходимо, чтобы конструкции затворов были доступны для осмотра и удобны для ремонта и смены элементов, наиболее подверженных износу и повреждениям.
При проектировании закладных частей необходимо предусматривать большую жесткость их и неизменное положение при бетонировании.
Затворы следует защищать от коррозии, кавитации и износа (выбором основного материала, устройством различных покрытий и т. п.). Увеличивать толщину металла в конструкциях затворов на коррозию не разрешается.
При разбивке затворов на отправочные марки нужно учитывать грузоподъемность и габарит транспортных средств и удобство транспортирования. При этом следует стремиться к тому, чтобы максимум работ был выполнен на заводе.
Конструкция монтажных стыков должна обеспечивать возможность легкой заводки собираемых частей, простоту закрепления и быстроту выверки.
Разбивку стыков следует назначать так, чтобы возможно шире использовать сталь в заказных длинах, с наименьшими отходами и потерями.
В затворах вследствие неопределенности работы их элементов при вибрации не следует устраивать стыки элементов с фрезерованными торцами.
На рабочих чертежах нужно указывать порядок наложения сварных швов в монтажных стыках. Если часть монтажных стыков выполняют при помощи сварки, а часть — при помощи клепки или болтов, то в первую очередь должны быть выполнены все сварные соединения. Монтажные стыки основных элементов затворов, особенно работающих при вибрационных воздействиях, целесообразно выполнять на высокопрочных болтах, передающих усилия за счет сил трения.
Элементы конструкций затворов следует проектировать, как правило, из жестких профилей, прокатных уголков, двутавров, швеллеров, сварных тавров, гнутых профилей и т. п. Гнутые профили дают особенно большой эффект в закладных деталях. Гнутые профили для гидротехнических сооружений следует делать с большими радиусами закруглений, чтобы вызывать меньшие нарушения в структуре стали, так как последние способствуют развитию наиболее опасной коррозии — межкристаллитной. Все элементы конструкций следует проектировать из наименьшего числа частей.
Для несущих нагрузку элементов стальных конструкций, за исключением настилов и перил, допускается применение:
Общие сведения о затворах гидротехнических сооружений

В затворах пролетом более 10 м толщина обшивки допустима не менее 10 мм.
Для затворов пролетом не более 2 м при напорах не более 6 м можно применять листовую сталь и профили толщиной не менее 4 мм.
В закладных частях затворов толщина элементов должна быть не менее 12 мм.
Сварные соединения следует осуществлять доступными с обеих сторон для сварки и последующего контроля, преимущественно в стык без усилительных накладок.
Высота расчетных угловых сварных швов должна быть не менее 6 мм, а уплотнительных — не менее 4 мм. Прерывистые сварные швы применять не следует.
Сварные швы нужно располагать так, чтобы в конструкции при сварке возникали возможно меньшие усадочные напряжения и деформации. Наложение швов в потолочном положении не допускается.
Нужно стремиться к таким типам конструкций и к такому расположению сварных швов, при которых в процессе сварки потребуется наименьшее количество кантовок.
Высадку и гнутье профильной (прокатной) стали не рекомендуется применять.
Диаметр болтов или заклепок в расчетных соединениях должен быть не менее 12 мм; наибольшее расстояние между центрами болтов и заклепок в крайних рядах водонепроницаемых сооружений не более пяти диаметров отверстий или восьми толщин наименьшего из соединяемых листов.
При работе болтов на растяжение следует применять болты нормальной точности, при работе болтов на срез — болты для отверстий из-под развертки.
Для разъемных соединений, находящихся в воде или в условиях повышенной влажности, применим крепеж из нержавеющего материала, например из стали марки 2X13.
Форма и расположение элементов, составляющих затворы, а также способы соединения их в узлах должны по возможности исключать застой воды и накопление грязи. В корытообразных поверхностях с закраинами и ребрами, повернутыми вверх, следует делать водоспускные отверстия диаметром не менее 50 мм\ недопустимы узкие щели и пустоты, недоступные для очистки и окраски.
Верхняя кромка поверхностного затвора (при закрытом отверстии) должна быть расположена не менее чем на 200 мм выше поддерживаемого затвором наивысшего подпорного уровня (включая ветровой нагон воды), если по условиям эксплуатации не требуется перелива воды через затвор.
Очертание нижней части затвора, а в случае перелива воды поверху и верхней части должно обеспечивать протекание воды без образования вакуума и срыва струи. При переливе воды поверх затвора необходимо принимать меры для устранения возможности повреждения частей затвора плавающими телами. Отгон струи при узких затворах можно создать соответствующим криволинейным очертанием верха обшивки, выполненным в виде козырька. Пример плоского затвора, перекрытого сплошным криволинейным лотком, показан на рисунке VII—11.
При наличии вакуума в зону пониженных давлений следует подводить воздух.
В плоских и сегментных затворах, предназначенных для маневрирования под напором, при обшивке, расположенной с напорной стороны, нижний ригель должен быть расположен так, чтобы линия, соединяющая низовые кромки нижнего горизонтального уплотнения и пояса нижнего ригеля, имела наклон к горизонту не менее 30° (см. угол α на рисунке VII—11). Если требование относительно расположения нижнего ригеля не может быть конструктивно осуществлено, то стенку нижнего ригеля следует делать решетчатой или снабжать отверстиями общей площадью не менее 20% всей ее площади.
Общие сведения о затворах гидротехнических сооружений

Донные уплотнения должны быть расположены возможно ближе к обшивке и иметь удобообтекаемую форму.
В часто работающих глубинных затворах забральную стенку следует облицовывать листовой сталью на всю высоту рабочего подъема затвора, увеличенную на 25—40 см. Это необходимо для плотного соприкосновения с забральной стенкой верхнего горизонтального уплотнения затвора во все время его движения. Таким путем устраняют возможность перелива воды через затвор, что вызывает его вибрацию, способствует засасыванию посторонних тел между забральной стенкой и уплотнением и значительно увеличивает подъемное усилие.
В затворах, предназначенных для маневрирования при отрицательных температурах, нужно предусматривать специальные меры для гарантирования их бесперебойной работы:
- расположение обшивки с напорной стороны и обеспечение наибольшей водонепроницаемости уплотнений (в ряде случаев целесообразно устраивать двухрядные уплотнения в надлежащей комбинации с обогревающими устройствами);
- уменьшение поверхностей, по которым возможно примерзание подвижных частей затвора к неподвижным;
- изготовление пазов затворов с такими размерами и устройствами, которые позволяли бы легко очищать лед;
- снабжение обогревающими устройствами закладных или подвижных частей у мест возможного смерзания.
При сбросе льда поверху затвора ледосбросные устройства должны предохранять части затвора и пазы от повреждения сбрасываемым льдом.
Если в воде много наносов и крупных плавающих предметов, необходимо принимать специальные меры для предохранения частей затвора от засорения, заедания, чрезмерного износа и т. п. Особое внимание в этих случаях следует обращать на защиту опорно-ходовых частей.
Возможность отложения наносов на пороге плотины у затвора должна быть учтена при расчете его частей и подъемных механизмов.
У затворов, маневрирование которыми производят в текущей воде, обшивку следует располагать с напорной стороны. В случае необходимости при опускании глубинных затворов в добавочном давлении водяного балласта можно верхнюю часть обшивки таких затворов располагать с низовой стороны.
Стоимость металлических конструкций и механического оборудования доходит до 10% всей стоимости сооружения гидроэлектростанции. В весовом отношении расход стали составляет от 30 до 45 кг на 1 квт мощности станции (меньше в деривационных и больше в приплотинных станциях). Значительная доля стоимости и веса стали падает на затворы. Поэтому вопросы снижения стоимости затворов и их оборудования и уменьшения трудоемкости, ускорения изготовления и монтажа требуют особенного внимания. Стальные конструкции гидротехнических сооружений относятся к группе наиболее трудоемких и дорогих как по изготовлению, так и по монтажу.
Повышенная стоимость изготовления и монтажа стальных конструкций гидротехнического назначения объясняется сложностью конструкций, занимающих промежуточное положение между собственно строительными конструкциями и механизмами; наличием механических деталей (иногда литых), требующих тщательной пригонки; повышенными требованиями к точности изготовления и монтажа; особенностями условий монтажа.
При решении вопроса о применении сплошной или сквозной конструкции в затворе необходимо учитывать следующие недостатки сквозных конструкций по сравнению со сплошными: более высокую трудоемкость изготовления; необходимость использования главным образом ручной сварки (тогда как в сплошных конструкциях главную массу сварных соединений можно выполнять автоматом или полуавтоматом); большую чувствительность к динамическим воздействиям; более высокую чувствительность к дефектам сварных соединений; относительную легкость повреждения отдельных элементов конструкций.
К достоинствам сквозных конструкций можно отнести: меньший вес; некоторое улучшение гидравлических условий работы затвора (например, при малом расстоянии от нижнего ригеля до порога); меньшую подверженность застою воды и накоплению грязи и др.
Достоинства и недостатки сплошностенчатых конструкций прямо противоположны перечисленным выше характеристикам сквозных конструкций. Кроме того, сплошностенчатые конструкции ближе к основным положениям принятых прогрессивных методов расчета пролетных строений плоских затворов как пространственных конструкций. Наконец, сплошностенчатые конструкции не только менее повреждаемы, чем сквозные конструкции, но и, будучи значительно повреждены, далеко не сразу теряют свою несущую способность. Известно немало случаев продолжительной работы сварных подкрановых балок при большом числе трещин большой длины в поясных швах и стенках. Сплошностенчатые конструкции лучше работают при динамических и вибрационных воздействиях. Они легче приспосабливаются к проявлениям различных силовых воздействий, не учтенных или не полностью учтенных при расчетах (например, гидродинамические воздействия).
По этим многочисленным причинам сплошностенчатые конструкции получают в послевоенном строительстве все большее распространение, в том числе и в области механического оборудования гидротехнических сооружений.
Снижение стоимости, ускорение изготовления и монтажа стальных конструкций и механического оборудования может быть получено в результате изготовления на заводе габаритных затворов полностью, включая установку механических деталей и уплотнений. Негабаритные затворы следует изготовлять на заводе максимально крупными пространственными блоками, учитывая все возрастающую мощность грузоподъемного оборудования строек. Большими преимуществами в этом отношении обладают секционные затворы, отдельные секции которых вписываются в габарит подвижного состава железных дорог.
Монтаж затворов весьма эффективно выполняют при помощи эксплуатационных кранов.
Необходимо, чтобы проектировщики с начала своей работы знали, какой завод будет изготовлять запроектированные ими конструкции, знали его производственные возможости и т. д. Проектировщики должны учитывать в своей работе особенности производства монтажа, требования, вытекающие из этих особенностей, и иметь сведения о технической оснащенности организации, которой предстоит монтировать проектируемые ими конструкции.