Контроль качества изготовления и сборки металлоконструкций

23.11.2019

Качество изготовленных металлоконструкций в первую очередь зависит от соответствия металла проектным требованиям. Вторым важным фактором является качество применяемой сварочной проволоки, флюса, углекислого газа и других материалов, используемых при изготовлении металлоконструкций. Эти материалы должны проверяться работниками отдела технического контроля завода. Все материалы должны иметь сертификаты завода-изготовителя.

Контроль за качеством при изготовлении и монтаже металлоконструкций осуществляется на всех стадиях при изготовлении деталей, сборке элементов и конструкций под клепку, сварку или сболчивание, клепке, сварке и постановке болтов, общей или контрольной сборке, предварительном напряжении конструкций, подготовке поверхностей под грунтовку, подготовке поверхности под окраску, грунтовании и окраске, укрупнительной сборке установке, испытании конструкций.

Контроль должен осуществляться отделом технического контроля (OTK) завода-изготовителя, а при монтаже — линейным инженерно-техническим персоналом.

Металлоконструкции должны собираться в кондукторах, манипуляторах, кантователях, роликовых стендах или на стеллажах. Они должны обеспечивать безопасное ведение работ.

Прихватки, накладываемое на соединяемые детали, следует размещать в местах будущего расположения сварных швов.

Сварка конструкций должна выполняться высокопроизводительными способами: автоматическим и полуавтоматическим под флюсом, в среде защитных газов и т. д.

В некоторых конструкциях содержится много разных деталей, поэтому контроль изготовленных деталей производят выборочно. Контролю подвергают обычно детали сложной геометрической формы или из стали другой марки. На бракованные детали составляют рекламационный акт.

При изготовлении и сборке металлоконструкций проверяют соответствие сечений проекту. Центрирование элементов решеток надо производить в точку, расцентровка не допускается.

Отклонения действительных размеров изготовленных конструкций от проектных не должны превышать предусмотренных СНиП Ш-18-75.

Отверстия под болты или заклепки целесообразно продавливать или сверлить на проектный диаметр либо на меньший диаметр с последующей рассверловкой в соответствии с рабочими чертежами конструкций КМД.

Монтажные отверстия в элементах на проектный диаметр образуют одним из следующих способов: сверлением по плоским или объемлющим кондукторам с впрессованными втулками; рассверливанием отверстий при общей сборке всей или части конструкции; групповым продавливанием отверстий на проектный диаметр. При этом сверление или рассверливание монтажных отверстий выполняют после полной выклепки или сварки элементов. Рассверливают отверстия при общей сборке после ее окончания и проверки всех размеров, включая строительный подъем.

Заводские отверстия для заклепок и болтов нормальной точности, включая высокопрочные, образованные в деталях на проектный диаметр, должны удовлетворять в собранной конструкции следующим требованиям:

- калибр диаметром на 1,5 мм меньше номинального диаметра отверстия до прочистки отверстий должен пройти не менее чем в 75% отверстий каждой группы, в противном случае конструкция должна быть разобрана и собрана вновь с последующей проверкой всех отверстий калибром;

- если и при повторной сборке число отверстий, в которые пройдет калибр, будет менее 75% числа отверстий в группе, с разрешения главного инженера или конструкторского отдела предприятия, изготовляющего стальные конструкции, забракованные отверстия рассверливают на следующий больший диаметр;

- число отверстий в группе, которое разрешается рассверливать на больший диаметр, не ограничивают, если величины шагов болтов, расстояния между их рядами, величины обрезов вдоль и поперек усилия после рассверливания будут соответствовать нормам проектирования для большего диаметра болтов. В противном случае допускают рассверливание не более 25% общего числа отверстий в группе и не более 50% отверстий в одном поперечном сечении элемента; при большем числе дефектных отверстий рассверливание на больший диаметр должно быть согласовано с организацией, разработавшей чертежи КМ.

При сборке и рассверливании клепаных и болтовых конструкций значительное внимание должно быть уделено контролю чистоты отверстий под заклепки, и болты в соответствии со СНиП III-18-75 (табл. 10).

Клепку конструкций производят при помощи клепальных машин и пневматических клепальных молотков.

При контроле качества клепальных работ следят за тем, чтобы после клепки стержень заклепки полностью заполнял отверстие, заклепочные головки были посажены центрально относительно оси стержня, плотно прилегали к поверхности склепываемой конструкции, имели правильную форму и размеры, указанные в ГОСТе. Качество и размеры поставленных заклепок проверяют остукиванием их молотком, осмотром и проверкой заклепочных головок шаблоном.

Поставленные заклепки с отклонениями размеров и формы, превышающими допустимые, должны быть забракованы и заменены.

Для контроля качества и расположения монтажных отверстий, просверленных в элементах конструкций по кондукторам, после контрольной сборки с выверкой строительного подъема проверяют все монтажные отверстия калибром диаметром на 1 мм меньше проектного диаметра отверстия. При этом калибр должен пройти не менее чем в 85% отверстий каждой группы. Если калибр проходит менее чем в 85% отверстий каждой группы, а также при несоблюдении требований табл. 10 производится повторная контрольная сборка из других элементов данной конструкции. Если при повторной контрольной сборке качество отверстий не будет удовлетворять требованиям, кондукторы, по которым обрабатывались эти монтажные отверстия, подлежат исправлению, а все конструкции, изготовленные с применением этих кондукторов, подвергаются общей сборке для исправления дефектных отверстий способами, предусмотренными для заводских отверстий. Конструкции, в которых монтажные отверстия исправлены, должны иметь индивидуальную маркировку отправочных элементов.

Кроме того, для контроля качества монтажные отверстия проверяют сборочными кондукторами, приспособлениями (фиксаторами) или специальными контрольными шаблонами, позволяющими контролировать взаимное положение отверстий одновременно в нескольких монтажных узлах.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru © 2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на сайт обязательна