Монтаж резервуаров

23.11.2019

Резервуары — это листовые конструкции, служащие для хранения газа и жидкостей. Поэтому как при изготовлении, так и при монтаже к ним предъявляют требования по непроницаемости. На рис. 95 показаны смонтированные шаровые резервуары.

Монтаж шаровых резервуаров производят отдельными листами (лепестками) или укрупненными блоками. В обоих случаях лепестки поступают с завода подготовленными под сварку; все кромки имеют соответствующую V-образную или U-образную обработку, причем лепестки нижних поясов резервуара имеют разделку с внутренней стороны, а верхних поясов — с внешней, что исключает необходимость потолочной сварки.

При монтаже резервуара отдельными лепестками вначале устанавливают на бетонное основание опорное кольцо, которое до закрепления выверяют, а затем закрепляют. После того как бетон затвердел, устанавливают нижнее дно. На нижнее дно устанавливают лепестки поясов.

Для более точного монтажа к смонтированным поясам приваривают стойки из швеллеров. Во время сборки шаровых резервуаров лепестки между собой соединяют на электроприхватках. Сварку производят после окончания всей сборки и выверки.

В связи с большим числом сварных швов резервуары целесообразно сваривать автоматической сваркой. Для выполнения сварных швов в удобных условиях используют различные вращатели. В последнее время для сварки полностью собранного резервуара применяют стенды, которые позволяют вращать резервуар в любом направлении.

Монтаж шарового резервуара полусферами (рис. 96) осуществляют двумя мачтами. Для сварки горизонтального шва на смонтированной части устроены подмости. После окончания монтажа шарового резервуара производят его гидравлическое испытание давлением, превышающим в 1,5 раза рабочее давление.

Шаровые резервуары, используемые для хранения газа, носят название газгольдеры. Их монтаж принципиально не отличается от описанных способов.

Вначале в цехе из каждых 3-х поступивших с завода сферических лепестков сваривают один монтажный блок массой около 16 т. На монтажной площадке монтируют стойки со связями и одновременно приваривают опорные стойки к блокам экваториального пояса. Первые блоки с опорными стойками расчаливают (рис. 97,а). После установки, сборки и выверки всех блоков экваториального пояса расчалки снимают. Монтаж газгольдеров в данном случае производят при помощи козлового крана. Затем на временные опоры устанавливают донышко газгольдера (рис. 97,б). После этого между донышком и экваториальным поясом устанавливают блоки нижней части (рис. 97,е). Между собой блоки соединяют при помощи стяжных планок с клиньями для выдерживания проектного зазора между блоками 4 мм. После сборки всех блоков нижней части н соединения их с экваториальным блоком и донышком устанавливают временную стойку с закрепленной на ней крышкой газгольдера (рис. 97,г). На стойке, имеются лестница и площадки для сборки блоков верхней части. Стойка расчаливается. Блоки верхней части опираются на крышку, но к ней не крепятся. После установки и закрепления блоков верхней части между собой и с экваториальным блоком (рис. 97,д) демонтируют временную стойку вместе с крышкой и монтируют постоянную лестницу (рис. 97,е). После этого устанавливают крышку (рис. 97,ж), и сваривают весь газгольдер. Сварку, как правило, производят одновременно несколько сварщиков по специальной технологии.

Каплевидные резервуары монтируют из отдельных лепестков, поступающих свальцованными с завода. На песчаное основание укладывают днище. После этого собирают опорное кольцо, которое имеет ребра жесткости. Затем монтируют два нижних пояса из отдельных лепестков и устанавливают полуфермы каркаса, которые нижним концом крепят к ребрам жесткости, а верхним — к верхнему кольцу. Полуфермы из плоскости развязываются связями. По полуфермам собирают остальные пояса резервуара.

Для хранения жидких продуктов используют различные сварные цилиндрические резервуары. До недавнего времени применялись два способа монтажа таких резервуаров: полистовая сборка наращиванием и подращиванием поясов. В настоящее время в связи с применением нового прогрессивного способа монтажа из рулонной заготовки два предыдущих способа почти не применяются.

Монтаж резервуаров из рулонной заготовки значительно сократил работы на площадке, так как почти все изготовление резервуара перешло на завод. Изготовление рулонов заключается в заготовке полотнищ, которые сваривают на стенде автоматической сваркой. Сварку проводят встык, что позволяет значительно экономить металл.

Сваривают корпус резервуара н отдельно днище. Днище заготавливают из одной или двух половинок и наматывают на центральную опору. Кровлю также заготавливают в виде полотнища или щитов. Все заготовленные полотнища сворачивают в рулоны, которые отправляют на монтажную площадку. Диаметр рулонов 2—3 м, длина до 18 м. Рулоны, прибывшие на монтажную площадку, разгружают с железнодорожных платформ и подают к месту монтажа.

Резервуары монтируют на песчаном основании, которое имеет форму конуса с уклоном 2% от центра к краям. Сверху песчаной подушки укладывают изоляционный слой, предохраняющий днище от влаги. Днище разворачивают непосредственно на подготовленном основании или в стороне от него с последующим натаскиванием. Затем на днище укладывают подготовленное основание. Перед разворачиванием рулон обматывают несколькими витками каната, который натягивают при помощи трактора или лебедки. После натяжения каната соединительные планки, которые удерживали рулон в свернутом положении, срезают. Затем, постепенно ослабляя натяжение каната, разворачивают рулон. Если рулон не разворачивается самостоятельно, прибегают к помощи трактора или лебедки.

Если днище поступило на монтажную площадку в виде двух половинок, то его соединяют, выверяют и сваривают автоматической или полуавтоматической сваркой. В центре днища приваривают стальной штырь, от которого реечным шаблоном с резцом-чертилкой наносят риску внешней окружности корпуса резервуара. Вдоль риски на расстоянии приблизительно 500 мм приваривают ограничители из уголков, фиксирующие положение корпуса при его разворачивании. Когда разворачивание заканчивается, уголки срезают.

Монтаж корпуса резервуара начинают с подготовки рулона к подъему в вертикальное положение. Для этого рулон закатывают на днище. Нижнюю часть рулона устанавливают на поворотный шарнир, соединенный с шевром, которым затем поднимают рулои.

На то место, куда будет установлен рулои, кладут поддон из металлического листа толщиной 8 мм. Перед подъемом рулон должен лежать так, чтобы его замыкающая кромка находилась сверху. На кромку для придания корпусу жесткости укладывают временную мачту с лестницей. После окончания подготовительных работ выверяют правильность расположения шевра, оснастки и шарнира. Шарнир привдривают к листам днища. Затем с помощью тракторов или лебедок поднимают рулон полиспастом шевра в вертикальное положение.

После окончания подъема и установки рулона в вертикальное положение всю такелажную оснастку, необходимую для подъема, снимают. В центре днища устанавливают постоянную или временную центральную опору. Если кровля щитовая, то на центральной опоре устанавливают оголовок для опирания щитов кровли. Основание стойки приваривают к днищу.

Для предотвращения внезапного раскручивания рулон обвязывают несколькими витками каната. Временную мачту, установленную у кровли корпуса, расчаливают в двух направлениях так, чтобы угол между проектным положением корпуса и расчалками составлял в плане 120°. После окончания подготовительных работ соединительные планки на рулоне разрезают. Резку начинают сверху и заканчивают снизу. Затем, ослабляя натяжение каната, рулон разворачивают, подтягивают к краю днища, устанавливают по риске и закрепляют приваркой.

К корпусу на высоте 400—600 мм приваривают скобы, к которым крепится канат, закрепленный вторым концом к трактору. С помощью трактора рулон корпуса разворачивают и подтягивают к уголковым упорам. Для предохранения сворачивания между стенкой корпуса и рулоном устанавливают клиновой упор. После этого прихватывают развернутый корпус резервуара к днищу. Затем приваривают следующую скобу и повторяют операцию разворачивания.

Когда корпус резервуара развернут на 6—7 м (рис. 98), приступают к монтажу конструкций покрытия. Монтаж кровельных щитов производят автомобильным, пнев-моколесным или гусеничным краном. Кровельный щит устанавливают одним концом на центральную стойку, а вторым — на верх корпуса. К центральной стойке кровельный щит крепят болтами, а к корпусу — с помощью временных «ловителей». После подгонки и выверки кровельный щит приваривают.

Вертикальный шов обоих концов к.орпуса резервуара сваривают внахлестку. Листы подгоняют друг к другу с помощью различных приспособлений.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru © 2020
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на сайт обязательна