Длительный опыт применения магнитного метода при решении различных геологических задач доказал его высокую эффективность при геологической съемке различных масштабов. Ho при съемке крупных площадей возможность его использования в наземных вариантах ограничивалась низкой производительностью, особенно в труднопроходимой местности. Положение резко изменилось в результате разработки и серийного производства магнитометров для измерения напряженности магнитного поля с самолета. На используемых в настоящее время для аэромагнитной съемки самолетах одним прибором можно выполнить измерения в один полет на маршрутах общей длиной до 1000 км, стоимость работ при средних масштабах съемки уменьшилась по сравнению с наземными в десятки раз. Наземные съемки в настоящее время выполняются только при масштабах 1 : 10 000 и крупнее.
Математическая теория поля намагниченных тел разработана применительно к вертикальной и горизонтальной составляющим полного вектора. При наземной съемке преимущественно измеряется вертикальная составляющая. Естественно, что первые опыты по созданию прибора для съемки с самолета имели целью создание магнитометра для измерения той же составляющей.
На основании известной теории индукционного инклинатора в 1936 г. А.А. Логачевым был иснытан первый Z-аэромагнитометр. Серийный выпуск был осуществлен заводом «Геологоразведка». Магнитометрами этого типа произведена съемка на площади в несколько миллионов квадратных километров преимущественно в масштабе 1 : 200 000, открыты новые месторождения магнетитовых руд, карты магнитного поля использованы при геологической съемке и составлении геологических карт.
Многолетний опыт применения Z-магнитометра показал, что погрешность полевых измерений колеблется около ±100γ, в высоких широтах — меньше. Это вполне согласуется с теорией. Для измерения Z ось вращения индукционной рамки должна быть горизонтальной; если она наклонена на угол α к горизонту, то измеряется вертикальная составляющая Z' в другой системе координат, повернутой на угол α, т. е.
Z' = Z cos α ± H sin α.
Отсюда определяется абсолютная погрешность измерения Z
δZ = Z — Z cos α ± H sin α = 2Z sin2 α/2 ± H sin α.
При малых углах α первый член погрешности ничтожно мал, второй член зависит от величины горизонтальной составляющей Н. Очевидно, что при равных условиях погрешность в высоких широтах будет меньше, чем в средних. Полагая, например, α = 30' и H = 0,15 э, получим δZ = 120γ. Чтобы снизить погрешность, например, до 10γ, нужно обеспечить устойчивость оси вращения рамки с точностью до 2—3', чего на движущемся самолете достичь не удалось.
Требования к установке прибора резко снижаются, если измерять изменения модуля полного вектора Т. При отклонении прибора от заданного направления на тот же угол величина вектора в новой системе координат будет T cos а, она будет отличаться от измеряемой на δТ = T — T cos α = 2Т sin2 α/2. При α = 30' и T = 0,5’э погрешность δT = 6γ, т. е. в 20 раз меньше, чем при измерении Z. По этим причинам все современные магнитометры для воздушной съемки при геологических исследованиях изготовляются для измерения ΔT.
В нашей стране аэромагнитометры изготовляет завод «Геологоразведка». Выпускаемые в настоящее время приборы являются феррозондовыми. Имеются опытные образцы протонных аэромагнитометров, разрабатываются конструкции, основанные на методе «оптической накачки» атомов в парах щелочных металлов — натрия, рубидия, цезия.
Аналитические выражения поля ΔT гораздо сложнее, чем выражения Z и H. Однако очевидные преимущества Т-аэромагнитометра по точности и достаточно широкие возможности пользования приближенными аналитическими выражениями ΔT обеспечили им широкое применение.
В последние годы Т-магнитометры в благоприятных условиях применяются для непрерывных измерений при движении на автомобиле. С большим успехом такие работы выполняются геофизическими организациями КазССР.