Г-аэромагнитометры типа второй гармоники

12.01.2017

Конструкция Г-аэромагнитометра высокой чувствительности и точности на основе использования второй гармоники разработана ОКБ МГ России. Первая серия этих магнитометров изготовлена заводом «Геологоразведка» в 1961 г. Использование второй гармоники дает возможность в большей мере освободиться от влияния э. д. с. небаланса, поскольку последняя в основном состоит из нечетных гармоник. Выделение полезного сигнала второй гармоники осуществляется при помощи избирательного усилителя и синхронного детектора. Как и в магнитометрах пик-типа, полезный сигнал на выходе преобразуется в ток управления сервомотором, приводящим в действие механизм компенсации аномального поля. Измерительный феррозонд монтируется на общей платформе с двумя ориентирующими феррозондами точно так же, как в магнитометрах пик-типа. Блок-схема магнитометра изображена на рис. 46. Магнитометр АМ-13 может работать при цене деления магнитограммы 2 или 10 γ/мм. В первом случае пределы автоматической записи 440γ, во втором 2200γ. Если аномалия превышает указанные пределы компенсации, автоматически включаются новые секции по 400γ Для первой цены деления и по 2000γ для второй. Скорость записи при различной цене деления — 100 и 500 γ/сек. Скорость развертки ленты может быть 1,6; 3,2 и 8 м/ч. Порог чувствительности магнитометра около 4γ, смещение нуля при постоянной температуре не более 5 γ/ч, температурный коэффициент не более 3 γ/1° С.
Г-аэромагнитометры типа второй гармоники

На ленте кроме напряженности поля записываются высота полета по радиовысотомеру, марки времени, сигналы о прохождении ориентиров, о производстве фотоснимков для привязки.
Площадка с тремя феррозондами и механизмами ориентации помещается в гондолу, буксируемую на тросе с кабелем; вес гондолы с помещенным в ней блоком 32 кг, вес аппаратуры, установленной в самолете, около 250 кг.
Общее питание аэромагнитометра осуществляется от бортсети самолета. Частота переменного поля возбуждения — 500 гц, частота используемой для измерения выходной э. д. с. — 1000 гц. Аэромагнитометры AM-13 и особенно АММ-13 в производственных условиях зарекомендовали себя как приборы высокой чувствительности и точности сравнительно с ранее применяемыми аэромагнитометрами.
На самолете АН-2 аэромагнитометр АММ-13 укрепляется на верхней кромке киля с дополнительным устройством для компенсации магнитных помех, создаваемых самолетом.