Пассажиропотоки и их особенности

09.06.2016

Пассажиропотоки города принято изображать в виде диаграмм (рис. 2 и 3). При определении расчетных значений пассажиропотоков на отдельных участках линий необходимо учитывать следующие их неравномерности.
Участковая неравномерность объясняется тем, что некоторые участки сети имеют большую нагрузку, чем средняя АгL/S, другие меньшую, причем по мере удаления линии от центра нагрузка уменьшается. Коэффициент неравномерности по длине сети λ переменный. На рис. 4, а представлена диаграмма пассажиропотока по линии, пересекающей центр города, к которому тяготеет население прилегающих районов, благодаря чему создается постепенное нарастание потока. На рис. 4, б линия проходит по малонаселенному району и служит главным образом для связи поселка и завода с городом.
Пассажиропотоки и их особенности

Сезонная неравномерность пассажиропотока или неравномерность по дням объясняется разными периодами года, состоянием погоды, праздничными или рабочими днями и др. Для расчетов принимают средний пассажирооборот в сутки в наиболее напряженные дни с коэффициентом μ = 1,2.
Часовая неравномерность пассажиропотоков (рис. 5) зависит от резкого колебания загрузки транспорта по часам суток. В часы «пик», когда пассажиры едут на работу или с работы, максимальный часовой пассажиропоток превышает среднечасовой поток в 3—4 раза.
Максимальную расчетную величину часового пассажиропотока в двух направлениях определяют по формуле
Пч = φПс,

где φ — коэффициент часового максимума (φ = 0,08/0,25, иногда и выше);
Пс — расчетный суточный пассажиропоток в двух направлениях.
Неравномерность пассажиропотока по направлениям определяется характером размещения жилых районов, фабрик, заводов, учреждений, театров, кино, стадионов и др. Особо наглядно представляется эта неравномерность движения в дни футбольных матчей. Для расчетов принимается коэффициент распределения пассажиропотоков по направлениям η = 0,6.
Пассажиропотоки и их особенности

В результате при годовом пассажирообороте города Aг пассажиров/год работа пассажирского транспорта города с учетом указанных неравномерностей может быть характеризована следующими величинами:
- работа сети в целом в пассажиро-км/год AгL;
- нагрузка отдельных участков сети в пассажиро-км/км*год
Пассажиропотоки и их особенности

Наибольшая расчетная суточная нагрузка в пассажиро-км/км*сутки на тех же участках сети в обе стороны составляет
Пассажиропотоки и их особенности

где μ = 1,1/1,2 и более.
Наибольшая расчетная часовая нагрузка в пассажиро-км/км*ч на тех же участках сети в обе стороны
Пассажиропотоки и их особенности

где φ = 0,08/0,25.
Наибольшая расчетная часовая нагрузка в пассажиро-км/км*ч на тех же участках сети в одну сторону
Пассажиропотоки и их особенности

где η = 0,6.
Для суждения о характере пассажирского движения на отдельных магистралях, а также для установления наиболее рациональных маршрутов на этих участках города необходимо знать не только количественные показатели, но и структурные особенности пассажиропотоков.
Структура пассажиропотока любой магистрали или части ее между отдельными остановками может быть расчленена на следующие составные элементы:
1) внутренние перевозки на магистрали, т. е. число пассажиров, вошедших и вышедших на остановках данной магистрали и проехавших между этими остановками;
2) прибытие на магистраль, т. е. число пассажиров, прибывших с концов обеих направлений магистрали или въехавших на магистраль по маршрутам, вливающимся в магистраль на промежуточных остановках и вышедших на остановках данной магистрали;
3) отправление с магистрали, т. е. число пассажиров, вошедших на всех остановках данной магистрали и проехавших до концов магистрали в обоих направлениях, либо выехавших по ответвляющимся от магистрали маршрутам;
4) транзит через магистраль, т. е. число пассажиров, проехавших транзитом через всю магистраль в обоих направлениях, либо проехавших транзитом часть магистрали между промежуточными остановками, где вливаются и выходят боковые маршруты.
Изучая структуру пассажиропотоков по результатам фактических обследований наиболее загруженных магистралей города, можно более рационально организовать движение городского транспорта, создать лучшее обслуживание населения транспортом и повысить эффективность его использования. Так например, если в результате анализа структуры пассажиропотоков на какой-либо напряженной магистрали города выявлено преобладание транзитных пассажиров, то в этом случае целесообразно выделить транзитный маршрут в обход магистрали, улучшив таким образом условия внутренних перевозок.
Если выявлен какой-либо другой характер структуры пассажиропотоков на магистрали, то в соответствии с их особенностями могут быть найдены и другие решения. Лишь обстоятельный анализ пассажиропотоков может привести к установлению рациональной транспортной схемы на отдельных магистралях города.
Данные по пассажиропотокам получают:
- фактическим обследованием пассажирского движения и корректировкой данных обследований применительно к возможным изменениям конъюнктуры на ближайший период;
- теоретическими расчетами и определением пассажиропотоков на перспективу.
Исходными данными при определении пассажиропотоков на перспективу служат:
1) фактические отчетные статистические данные о работе городского пассажирского транспорта за длительный период;
2) материалы фактических обследований пассажирского транспорта (талонное обследование или другие способы);
3) материалы из проекта планировки города на перспективу, касающиеся общего количества населения города и его разбивки по отдельным районам и по категориям, а также размещения на плане города отдельных промышленных, культурно-бытовых, торговых и общественных предприятий.
Один из распространенных методов определения пассажиропотоков на перспективу заключается в том, что город разбивают на ряд отдельных участков — микрорайонов; в зависимости от числа жителей микрорайона, подвижности населения, направления передвижений и их дальности определяется картина перспективных пассажиропотоков города.
В соответствии с расположением трассы метрополитена на плане города, полученными значениями пассажиропотоков на перспективу, коэффициентами неравномерности пассажиропотоков, а также принятым распределением пассажиропотоков по отдельным видам городского пассажирского транспорта определяют проектные значения пассажиропотоков линий метрополитена на перспективу и пассажирооборот отдельных станций метрополитена.