Внеуличный пассажирский транспорт

09.06.2016

По мере увеличения населения городов возрастает поверхностная плотность пассажиропотоков в больших городах.
Возникает необходимость во внеуличном массовом пассажирском скоростном транспорте. Лучшим разрешением проблемы является строительство метрополитена.
Метрополитеном называется скоростная городская внеуличная железная дорога, разделенная на блок-участки и оборудованная автостопами, с курсирующими на ней маршрутными поездами. В этом и заключается основное различие между метрополитеном и городским подземным трамваем, поезда которого курсируют так же, как и по улице, т. е. в пределах прямой видимости или же с применением системы автоблокировки, но без автостопов.
Как указывалось ранее, городской пассажирский транспорт считается работающим удовлетворительно, если пассажир попадает из периферии в центр за 30 мин, считая и ожидание на остановках транспорта.
Исходя из этих условий применение метрополитена становится целесообразным в городах с населением свыше 1 млн. чел. В известной степени подтверждением этого положения является то обстоятельство, что из всех 65 городов мира, имеющих население свыше миллиона жителей, метрополитены существуют в 38 городах (табл. 6).
Это положение становится более убедительным на примере Европы и Северной Америки, где процентное отношение городов, имеющих метрополитены, значительно выше, чем в других частях сорта.
Внеуличный пассажирский транспорт

Следует, однако, отметить, что в некоторых быстроразвивающихся городах с населением менее 1 млн. чел. также либо существуют либо строятся метрополитены. Это обстоятельство позволяет высказать мысль о том, что в таких городах при решении вопроса о строительстве метрополитенов следует учитывать перспективу их дальнейшего развития. В связи с бурным ростом многих крупных городов по существу пропадает граница между собственно городом и пригородами, а если иметь в виду создание вокруг таких городов городов-спутников, то необходимость комплексного решения транспортной проблемы таких городов становится очевидной.
Практически находят применение следующие виды внеуличных связей крупных городов с пригородами:
а) непосредственные выходы линий метрополитена в пригородную зону (вылетные линии метрополитена);
б) введение пригородных электрифицированных железных дорог глубоко на территорию города в виде так называемых глубоких вводов, или железнодорожных диаметров, в случае пересечения территории города. На территории города эти железнодорожные линии располагаются либо над улицей, либо под улицей и имеют частые остановочные пункты;
в) связь линий пригородных железных дорог с линиями метрополитена путем устройства совмещенных пересадочных метрополитенно-железнодорожных станций;
г) устройство монорельсовых дорог;
д) организация воздушного транспорта (перевозка пассажиров вертолетами).
Рассмотрим виды этих связей городов с пригородами.
Вылетные линии представляют собой участки линий метрополитена, продленные за пределы города на поверхности и на собственном полотне до наиболее важных пригородных пунктов. Вылетные линии широко распространены в Лондоне, имеются в Париже и других городах.
Однако такая связь города с пригородами создает ряд затруднений технико-экономического характера, вытекающих из особенностей работы линий метрополитена относительно большого протяжения в этих условиях, из различной системы токосъема и других обстоятельств.
Немаловажное значение имеют и климатические условия.
Глубокие вводы или диаметры, соединяя два железнодорожных вокзала путем организации двустороннего движения, обеспечивают переход поездов с одной дороги на другую. В этом случае для транспорта дальнего следования и для городского транспорта выделяются самостоятельные пути.
Несмотря на некоторое кажущееся сходство в устройстве глубоких вводов с метрополитенами, между ними имеются и существенные различия, не способствующие объединению их на одном полотне. Основные различия заключаются в условиях эксплуатации этих видов транспорта, габаритах подвижного состава, длине, различного типа вагонов и их планировочных решений и др.
Следующим видом транспортной связи пригородов с большими городами является устройство в их окраинных районах на поверхности земли объединенных пересадочных станций метрополитена с пригородными железными дорогами.
При таком решении не линии железных дорог глубоко входят в территорию города и там имеют объединенные с метрополитеном пересадочные станции, а, наоборот, линии метрополитена за пределами города выходят на поверхность земли и здесь примыкают к платформам станций электрифицированных железных дорог, образуя объединенную пересадочную станцию. Такой метод организации транспортной связи города с пригородами обеспечивает достаточные удобства для пассажиров, не требуя больших капитальных затрат.
Подобное решение увязки городского и пригородного транспорта осуществлено в ряде городов и, в частности, достаточно удачно применено в Лондоне.
Этот принцип положен в основу организации взаимосвязи между пригородными железными дорогами и линиями метрополитена в ряде городов России.
Монорельсовые пассажирские дороги, являющиеся особым видом внеуличного транспорта с высокими скоростями движения, могут служить весьма эффективным дополнением к другим видам массового городского пассажирского транспорта.
К видам городского внеуличного транспорта можно также причислить и вертолетное сообщение, отличающееся высокой скоростью (170—220 км/ч), абсолютной маневренностью, несложностью и относительно малой стоимостью постоянных устройств; при этом не требуется занимать площадь уличных магистралей.
Все перечисленные виды внеуличного городского транспорта имеют свои особенности, излагаемые в специальной литературе.
Первая линия метрополитена была построена в Лондоне и открыта для эксплуатации в 1863 г. Однако дальнейшее строительство метрополитенов продолжалось лишь начиная с 90-х годов прошлого столетия, после введения на транспорте электротяги, значительно облегчившей условия эксплуатации железнодорожных тоннелей.
Наиболее интенсивно строительство метрополитенов началось в XX веке и продолжается по настоящее время. За этот период построены метрополитены в 32 городах мира.