Типы метрополитенов

09.06.2016

Линии метрополитенов могут быть подземными — в тоннелях мелкого или глубокого заложения и надземными — на эстакадах или на собственном полотне вне пределов уличных магистралей.
Наземные линии метрополитенов, проходящие по насыпям или выемкам (рис. 7) в окраинных районах городов, устраивают преимущественно при удлинении существующих линий (например, участок Арбатского радиуса Московского метрополитена от ст. Киевская до ст. Moлодежная), а за пределами города прокладывают в качестве вылетных линий, как это практикуется на Лондонском и Парижском метрополитенах. Наземные участки метрополитена встречаются также и в пределах города, когда такое решение вызывается топографическими или другими условиями, например, при подходе к мостам, наземным станциям пригородных электрифицированных дорог. Во всех этих случаях наземные линии обязательно изолируют от уличных магистралей специально ограждающими устройствами (Стокгольмский метрополитен).
Типы метрополитенов

Участки подземных линий метрополитена мелкого заложения располагают возможно ближе к поверхности земли (в пределах 6—12 м от головки рельсов) с тем, чтобы вести строительство открытым способом без устройства глубоких котлованов или траншей. Конструкция тоннельных обделок, возводимых открытым способом работ, применяется прямоугольного сечения под два пути как однопролетной, так и с опорами посередине междупутья (рис. 8, а). В некоторых случаях при сооружении тоннелей мелкого заложения щитовым способом или в местах примыкания к станциям с островной платформой принимают обделки под один путь.
Участки подземных линий метрополитена глубокого заложения с обделкой круглого сечения (рис. 8, б) проектируют в виде двух однопутных тоннелей. При возведении обделок коробового внутреннего очертания в некоторых метрополитенах (первая очередь Московского метрополитена, Парижский метрополитен) тоннели устраивают двухпутными. Глубина заложения тоннелей на этих участках устанавливается в соответствии с инженерно-геологическими условиями трассы метрополитена и принимается такой, которая обеспечивала бы их расположение преимущественно в коренных породах. В этом случае кровля коренных пород над шелыгой свода тоннелей должна быть достаточно надежной для сооружения этих тоннелей закрытым способом без необходимости применения специальных методов работ.
Участки надземных линий метрополитенов в виде эстакад, широко применявшиеся в первые годы строительства метрополитенов, в настоящее время заменяют подземными линиями.
В исключительных случаях надземные линии строят за пределами центральных районов городов.
Типы метрополитенов

Эстакады выполняются обычно из металла, железобетона, а опоры в некоторых случаях из монолитной кладки. Учитывая стесненность городской территории, отводимой под надземную линию метрополитена, эстакады устраивают либо в виде металлических сквозных рам с пролетом до 12 м (Берлин), либо балочной системы пролетами до 20 м с металлическими башенными опорами (Нью-Йорк). Для обеспечения проезда наземного транспорта под эстакадами свободную высоту от низа их конструкции до проезжей части уличных магистралей принимают не менее 4,25 м, а в некоторых случаях увеличивают ее до 6 м. При пересечении эстакадами улиц пролет их увеличивают до необходимых размеров.
Надземные линии метрополитена, несмотря на их меньшую стоимость по сравнению с линиями метрополитенов подземного типа, имеют ряд существенных недостатков, в значительной степени ограничивающих их применение:
- расположение эстакад на территории городов в значительной степени препятствует движению и снижает пропускную способность улиц; даже удачно внешне оформленные эстакады нарушают существующие архитектурные ансамбли районов города, в которых они проходят, нарушают видимость и загораживают собой городскую перспективу;
- непрерывный в течение 20 ч в сутки грохот, создаваемый проходящими поездами, не отвечает современным требованиям по борьбе с шумом в больших городах;
- поднимаемая поездами пыль с проезжей части эстакад приводит к недопустимому загрязнению воздуха в районах расположения надземных линий метрополитена.
Указанные недостатки в значительной степени ограничивают масштабы применения надземных линий метрополитенов и приводят к необходимости в настоящее время замены существующих эстакадных участков метрополитена подземными линиями (Нью-Йорк).
Надземные линии метрополитенов в России строятся лишь в исключительных случаях при пересечении водотоков, в сложных топографических условиях, на выходах в депо, окраинных и малозастроенных районах городов.
В настоящее время метрополитены 38 городов мира имеют протяженность свыше 2 тыс. км. Согласно приведенным в приложении 5 характеристикам метрополитенов двадцати наиболее крупных городов из общей протяженности их линий, равной 1 924 км, 1 197 км проходят в тоннелях, т. е. 62%; 38% линий метрополитена проходят на эстакадах и на обычном железнодорожном полотне.