Общие сведения о станциях метрополитенов

10.06.2016

Станции метрополитенов предназначены для посадки, высадки и пересадки пассажиров, а также для производства необходимых операций по обслуживанию пассажиров и организации движения поездов.
Вся работа, выполняемая на станциях, может быть подразделена на следующие операции: прием, стоянка, отправление и пропуск поездов в соответствии с графиком движения; удобная и безопасная высадка пассажиров из вагонов прибывшего на станцию поезда и посадка пассажиров в эти вагоны; удобная пересадка пассажиров на пересадочных станциях и узлах с четкой организацией их перемещений по переходным коридорам и мостикам; бесперебойная организация удобного подъема и спуска пассажиров по эскалаторам, лифтам и лестницам; продажа пассажирам билетов или получение разменных монет и последующий пропуск их через контрольный пункт при входе на станцию; культурное обслуживание пассажиров во время их пребывания на станции; обеспечение должного санитарно-технического состояния станции; строгое соблюдение правил безопасности движения поездов в пределах станции, особенно при большом скоплении пассажиров на посадочных платформах; организация четкого оборота подвижного состава на конечных или зонных станциях; производство периодического осмотра подвижного состава и устранение обнаруженных мелких неисправностей на конечных станциях; организация ночного отстоя подвижного состава на конечных и зонных станциях.
Станции следует располагать на генеральной схеме линий метрополитена в соответствии с существующей и перспективной планировкой города, увязкой их с остановочными пунктами других видов пассажирского транспорта и обеспечением высоких скоростей подвижного состава.
Станции на плане города необходимо располагать в пассажирообразующих местах: на площадях, пересечениях уличных магистралей, у торговых и культурно-массовых центров, у железнодорожных, морских, речных авто- и авиавокзалов, стадионов, парков, крупных промышленных предприятий, на пересечениях линий метрополитена, а также у пересечений линий метрополитена с линиями пригородных железных дорог. При установлении местоположения станций необходимо исходить из комплексного решения транспортной сети. Каждое пересечение или касание линий метрополитена с пригородной железной дорогой должно решаться как комплексный пересадочный узел, без лишних переходов, лестниц и потерянных подъемов с устройством удобной пересадки в пределах одной платформы.
Столь же важно совмещение подземных пешеходных переходов под улицами или площадями с входами на станции метрополитена. В отдельных крупных транспортных узлах возможно строить не переходы-коридоры к станциям метрополитена, а просторные подземные залы-площади с входами и выходами ко всем посадочным платформам городского транспорта, важнейшим зданиям и уличным перекресткам. Такие подземные залы должны соединяться эскалаторами с платформами станций метрополитена. Расстояние между станциями, как уже было отмечено выше, устанавливают в зависимости от особенностей пересекаемых линией метрополитена районов города, характера принятого движения поездов и скорости сообщения на этой линии.
В соответствии со СНиП 11-Д.3-68 расстояние между станциями, как правило, должно быть от 1000 до 2000 м; уменьшение или увеличение расстояния между станциями может быть допущено при соответствующем технико-экономическом обосновании.