Комплекс станционных устройств и определение их основных размеров

10.06.2016

Одной из основных задач при проектировании линий метрополитена является определение местоположения станций, выбор их типа, установление взаимного расположения их устройств и размеров.
В комплекс станций метрополитена входят:
- станционные тоннели или наземные сооружения с расположенными в них путями метрополитена, пассажирскими платформами, распределительными залами, переходными мостиками, лестницами и другими внутристанционными подъемными устройствами, вентиляционными, санитарно-техническими, электротехническими устройствами, а также служебными помещениями, предназначенными для обслуживающего персонала;
- наклонные тоннели или другие конструкции с эскалаторами, натяжными устройствами и машинным помещением, а также лифтовые пассажирские подъемники;
- подземные и наземные вестибюли, входы с поверхности земли, соединительные и переходные коридоры;
- тягово-понизительные подстанции;
- вентиляционные киоски, шахты, тоннели и камеры;
- санитарные узлы и дренажные перекачки;
- оборотные устройства для подвижного состава на конечных и зонных станциях метрополитена, а также тупики, оборудованные смотровыми канавами и необходимыми помещениями для размещения пунктов линейного осмотра.
Комплекс станционных устройств проектируют с учетом расположения станции на генеральной схеме линий метриполитена и на плане города, густоты застройки, эксплуатационных особенностей работы станции, расчетных значений пассажирооборота и пропускной способности станки и, а также с учетом способов производства работ по возведению станционных устройств.
При проектирований конструкций станций в местах пересечений и касаний строящейся линии метрополитена с другими линиями или пригородными железнодорожными магистралями должна предусматриваться возможность устройства удобных пересадок для пассажиров без необходимости выхода их на поверхность земли. Для станций, расположенных у вокзалов, должна быть учтена возможность устройства непосредственного сообщения станции метрополитена с пассажирскими платформами или вокзальными помещениями железной дороги.
Основными и определяющими размерами станционных помещений для посадки и высадки пассажиров являются длина и ширина пассажирских платформ, устанавливаемые соответствующими расчетами.
Длину станционной платформы назначают в зависимости от расчетной длины состава поезда, которая в свою очередь зависит от наибольшего перспективного значения пассажиропотока на всей проектируемой линии метрополитена (при неизменном числе вагонов в составе, т. е. без отцепки вагонов на малонапряженных участках линии).
Расчетная длина состава поезда кратна длине вагона. Расчетное число вагонов в поезде на перспективу может быть определено по формуле
Комплекс станционных устройств и определение их основных размеров

где Пч — наибольшее расчетное значение пассажиропотока в час в одном направлении на рассматриваемой линии метрополитена;
N — пропускная способность линии метрополитена, выраженная числом поездов в час в одном направлении;
Ωв — вместимость вагона (число пассажиров).
Общая длина платформы определяется по формуле
Комплекс станционных устройств и определение их основных размеров

где l — длина вагона между центрами сцепных приборов;
n — число вагонов в поезде;
а — необходимый запас длины платформы, принимаемый обычно около 5 м.
Для метрополитена Москвы при l = 19,2 м, n = 8 и а = 4,4 м
Lпл = 19,2*8 + 4,4 = 158 м.

Минимальная длина станции допускается 100 м, что обеспечивает пропуск пятивагонных составов.
Расчетная ширина В посадочных пассажирских платформ в боковых тоннелях станции пилонного типа определяется по формуле
Комплекс станционных устройств и определение их основных размеров

где Аст.ч — наибольшее расчетное значение часового пассажирооборота станции, пассажиров/ч;
η — коэффициент неравномерности по направлениям, принимаемый равным около 0,6;
f — потребная для одного пассажира площадь платформы при смешанном движении, принимаемая в расчетах равной 0,75 м2;
N — пропускная способность линии метрополитена, выраженная числом поездов в час в одном направлении;
Lпл — принятая длина платформы станции в м;
k — коэффициент неравномерности движения поездов, принимаемый равным 0,5—1;
b — ширина полоски безопасности вдоль борта платформы, принимаемая около 0,4 м.
Расчетная ширина платформ, на которых предусматривается не только ожидание пассажирами поездов, их посадка и высадка, но и продольное передвижение пассажиров по платформе к месту примыкания эскалаторов, лифтов или лестниц, должна быть уширена на величину Bпр. Это уширение платформы определяют в метрах, исходя из расчетной величины местного пассажиропотока в час в одном или двух направлениях в рассматриваемом сечении пассажирской платформы Пч.м и норм пропускной способности переходов Рпр на 1 м ширины в час:
Комплекс станционных устройств и определение их основных размеров

Значения Pпр будут разными — для одно- и двустороннего движения, В соответствии с полученным расчетным значением ширины пассажирской платформы, устраиваемой в тоннелях кругового поперечного сечения, внутренний диаметр последних при ширине платформы до 3 м принимается равным 7,8 м, а при ширине платформ от 3 до 4 м — 8,8 м. СНиПом рекомендуются следующие нормы пропускной способности элементов станций и вестибюлей:
Комплекс станционных устройств и определение их основных размеров

Размеры основных элементов станции и эскалаторного тоннеля следует принимать в соответствии со СНиПП-Д. 3II-68:
Комплекс станционных устройств и определение их основных размеров

Число проходов из распределительного зала на посадочные платформы станции глубокого заложения следует определять с учетом развития движения в перспективе.
При этом необходимо проверять пропускную способность платформ в беспроемной части.
Станции необходимо оборудовать эскалаторами: при высоте лестницы до 7 м — только для подъема, при высоте 7 м и более — для подъема и спуска пассажиров. Число эскалаторов, так же как и ширину лестниц, следует назначать из условия пропуска максимального 15-минутного потока пассажиров в час «пик». В каждом наклонном тоннеле станции глубокого заложения, где эскалаторы предназначаются для подъема и спуска пассажиров, следует предусматривать не менее трех лент эскалаторов.
Станции мелкого заложения нужно сооружать с двумя входами в концах платформы.
Станция глубокого заложения в зависимости от величины пассажирских потоков может иметь один или два входа в концах распределительного зала; в первом случае проектом следует предусматривать возможность сооружения второго входа.
При разработке планировочного решения станции и вестибюлей следует предусматривать использование подходных подземных коридоров в качестве подуличных переходов. Если необходимости в таких переходах нет, вестибюли станций проектируют, как правило, наземными.
Пропускную способность вестибюля при количестве вестибюлей на станции более одного определяют с учетом коэффициента неравномерности пассажиропотоков 1,25.
Переходный коридор, соединяющий две станции, следует проектировать по кратчайшему направлению.
Архитектурное решение станций и вестибюлей должно быть простым, отвечающим градостроительным требованиям и условиям эксплуатации.
Архитектурное решение должно отвечать конструктивной сущности и назначению сооружения, при этом элементы архитектурной отделки следует максимально приблизить к строительным конструкциям.
Для отделки помещений должны применяться долговечные, экономичные и удобные в эксплуатации материалы. He следует применять скульптуры, барельефы, панно, мозаики из ценных материалов, тяжелые люстры и решетки.
Освещение пассажирских помещений станций и вестибюлей следует предусматривать, как правило, люминесцентными лампами.
Ступени лестниц внутри станций и вестибюлей, а также в переходах должны иметь, как правило, размеры 40x12 см.
В отдельных случаях допускается применение ступеней размерами 34x13 и 34x14 см.
Лестничные марши следует ограждать перилами или стеной с поручнями.
На станциях метрополитена должно предусматриваться устройство служебных помещений по номенклатуре и площадям в соответствии с условиями их эксплуатации.