21.06.2017
Гидроизоляция в комнате, где будет устанавливаться ванна или душ, должна быть качественной, ведь именно здесь возможны постоянные...


21.06.2017
Мрамор появляется в результате соединения известняка и доломита под воздействием перекристаллизации различных осадочных пород в...


21.06.2017
Трактор - это техника, без которой сложно представить выполнение дорожно-строительных, землеройных и других работ. Именно поэтому...


20.06.2017
При монтаже пластиковых окон немаловажным пунктом является оформление ее откосов. Для отделки проемов используется материал, из...


20.06.2017
Первые недели жизни малышу требуется на сон не менее 18 часов в сутки. Поэтому очень важно правильно организовать место для сна....


20.06.2017
Утепление или же преобразование лоджии собственными силами, как и при работе профессионалов, всегда начинается с робот по ее...


Комплекс станционных устройств и определение их основных размеров

10.06.2016

Одной из основных задач при проектировании линий метрополитена является определение местоположения станций, выбор их типа, установление взаимного расположения их устройств и размеров.
В комплекс станций метрополитена входят:
- станционные тоннели или наземные сооружения с расположенными в них путями метрополитена, пассажирскими платформами, распределительными залами, переходными мостиками, лестницами и другими внутристанционными подъемными устройствами, вентиляционными, санитарно-техническими, электротехническими устройствами, а также служебными помещениями, предназначенными для обслуживающего персонала;
- наклонные тоннели или другие конструкции с эскалаторами, натяжными устройствами и машинным помещением, а также лифтовые пассажирские подъемники;
- подземные и наземные вестибюли, входы с поверхности земли, соединительные и переходные коридоры;
- тягово-понизительные подстанции;
- вентиляционные киоски, шахты, тоннели и камеры;
- санитарные узлы и дренажные перекачки;
- оборотные устройства для подвижного состава на конечных и зонных станциях метрополитена, а также тупики, оборудованные смотровыми канавами и необходимыми помещениями для размещения пунктов линейного осмотра.
Комплекс станционных устройств проектируют с учетом расположения станции на генеральной схеме линий метриполитена и на плане города, густоты застройки, эксплуатационных особенностей работы станции, расчетных значений пассажирооборота и пропускной способности станки и, а также с учетом способов производства работ по возведению станционных устройств.
При проектирований конструкций станций в местах пересечений и касаний строящейся линии метрополитена с другими линиями или пригородными железнодорожными магистралями должна предусматриваться возможность устройства удобных пересадок для пассажиров без необходимости выхода их на поверхность земли. Для станций, расположенных у вокзалов, должна быть учтена возможность устройства непосредственного сообщения станции метрополитена с пассажирскими платформами или вокзальными помещениями железной дороги.
Основными и определяющими размерами станционных помещений для посадки и высадки пассажиров являются длина и ширина пассажирских платформ, устанавливаемые соответствующими расчетами.
Длину станционной платформы назначают в зависимости от расчетной длины состава поезда, которая в свою очередь зависит от наибольшего перспективного значения пассажиропотока на всей проектируемой линии метрополитена (при неизменном числе вагонов в составе, т. е. без отцепки вагонов на малонапряженных участках линии).
Расчетная длина состава поезда кратна длине вагона. Расчетное число вагонов в поезде на перспективу может быть определено по формуле
Комплекс станционных устройств и определение их основных размеров

где Пч — наибольшее расчетное значение пассажиропотока в час в одном направлении на рассматриваемой линии метрополитена;
N — пропускная способность линии метрополитена, выраженная числом поездов в час в одном направлении;
Ωв — вместимость вагона (число пассажиров).
Общая длина платформы определяется по формуле
Комплекс станционных устройств и определение их основных размеров

где l — длина вагона между центрами сцепных приборов;
n — число вагонов в поезде;
а — необходимый запас длины платформы, принимаемый обычно около 5 м.
Для метрополитена Москвы при l = 19,2 м, n = 8 и а = 4,4 м
Lпл = 19,2*8 + 4,4 = 158 м.

Минимальная длина станции допускается 100 м, что обеспечивает пропуск пятивагонных составов.
Расчетная ширина В посадочных пассажирских платформ в боковых тоннелях станции пилонного типа определяется по формуле
Комплекс станционных устройств и определение их основных размеров

где Аст.ч — наибольшее расчетное значение часового пассажирооборота станции, пассажиров/ч;
η — коэффициент неравномерности по направлениям, принимаемый равным около 0,6;
f — потребная для одного пассажира площадь платформы при смешанном движении, принимаемая в расчетах равной 0,75 м2;
N — пропускная способность линии метрополитена, выраженная числом поездов в час в одном направлении;
Lпл — принятая длина платформы станции в м;
k — коэффициент неравномерности движения поездов, принимаемый равным 0,5—1;
b — ширина полоски безопасности вдоль борта платформы, принимаемая около 0,4 м.
Расчетная ширина платформ, на которых предусматривается не только ожидание пассажирами поездов, их посадка и высадка, но и продольное передвижение пассажиров по платформе к месту примыкания эскалаторов, лифтов или лестниц, должна быть уширена на величину Bпр. Это уширение платформы определяют в метрах, исходя из расчетной величины местного пассажиропотока в час в одном или двух направлениях в рассматриваемом сечении пассажирской платформы Пч.м и норм пропускной способности переходов Рпр на 1 м ширины в час:
Комплекс станционных устройств и определение их основных размеров

Значения Pпр будут разными — для одно- и двустороннего движения, В соответствии с полученным расчетным значением ширины пассажирской платформы, устраиваемой в тоннелях кругового поперечного сечения, внутренний диаметр последних при ширине платформы до 3 м принимается равным 7,8 м, а при ширине платформ от 3 до 4 м — 8,8 м. СНиПом рекомендуются следующие нормы пропускной способности элементов станций и вестибюлей:
Комплекс станционных устройств и определение их основных размеров

Размеры основных элементов станции и эскалаторного тоннеля следует принимать в соответствии со СНиПП-Д. 3II-68:
Комплекс станционных устройств и определение их основных размеров

Число проходов из распределительного зала на посадочные платформы станции глубокого заложения следует определять с учетом развития движения в перспективе.
При этом необходимо проверять пропускную способность платформ в беспроемной части.
Станции необходимо оборудовать эскалаторами: при высоте лестницы до 7 м — только для подъема, при высоте 7 м и более — для подъема и спуска пассажиров. Число эскалаторов, так же как и ширину лестниц, следует назначать из условия пропуска максимального 15-минутного потока пассажиров в час «пик». В каждом наклонном тоннеле станции глубокого заложения, где эскалаторы предназначаются для подъема и спуска пассажиров, следует предусматривать не менее трех лент эскалаторов.
Станции мелкого заложения нужно сооружать с двумя входами в концах платформы.
Станция глубокого заложения в зависимости от величины пассажирских потоков может иметь один или два входа в концах распределительного зала; в первом случае проектом следует предусматривать возможность сооружения второго входа.
При разработке планировочного решения станции и вестибюлей следует предусматривать использование подходных подземных коридоров в качестве подуличных переходов. Если необходимости в таких переходах нет, вестибюли станций проектируют, как правило, наземными.
Пропускную способность вестибюля при количестве вестибюлей на станции более одного определяют с учетом коэффициента неравномерности пассажиропотоков 1,25.
Переходный коридор, соединяющий две станции, следует проектировать по кратчайшему направлению.
Архитектурное решение станций и вестибюлей должно быть простым, отвечающим градостроительным требованиям и условиям эксплуатации.
Архитектурное решение должно отвечать конструктивной сущности и назначению сооружения, при этом элементы архитектурной отделки следует максимально приблизить к строительным конструкциям.
Для отделки помещений должны применяться долговечные, экономичные и удобные в эксплуатации материалы. He следует применять скульптуры, барельефы, панно, мозаики из ценных материалов, тяжелые люстры и решетки.
Освещение пассажирских помещений станций и вестибюлей следует предусматривать, как правило, люминесцентными лампами.
Ступени лестниц внутри станций и вестибюлей, а также в переходах должны иметь, как правило, размеры 40x12 см.
В отдельных случаях допускается применение ступеней размерами 34x13 и 34x14 см.
Лестничные марши следует ограждать перилами или стеной с поручнями.
На станциях метрополитена должно предусматриваться устройство служебных помещений по номенклатуре и площадям в соответствии с условиями их эксплуатации.