Эскалаторы

10.06.2016

Впервые патент на «движущуюся лестницу для транспорта людей» был заявлен в 3892 г. Д. Рено в Нью-Йорке. Эта конструкция представляла собой транспортное устройство непрерывного действия, напоминающее собой обычный ленточный транспортер. Практическое применение эскалаторов со ступенчатым полотном началось в начале XX века.
В бывш. СССР первые эскалаторы установлены в 1935 г. на станциях первой очереди Московского метрополитена. Весьма важной особенностью советских эскалаторов является их большая высота подъема, достигающая 60 м. В зарубежной практике метростроения высота подъема эскалаторов до последнего времени не превышала 27 м.
Наибольшее распространение получили такие конструкции эскалаторов, у которых одна ветвь лестничного полотна непосредственно загружается пассажирами, а другая остается порожней. Однако имеются и другие типы эскалаторов. Так, например, существует эскалатор системы Оккара, у которого обе ветви лестничного полотна предназначены для перемещения пассажиров. Верхняя ветвь используется для подъема, а нижняя для спуска пассажиров.
Для того чтобы пассажиры могли пользоваться полотном нижней ветви, на концевых ее участках располагаются механизмы поворота ступеней.
Благодаря наличию в этой схеме дополнительных звездочек для изменения направления движения полотна и отнесения главного вала эскалаторов на значительное расстояние от входных площадок увеличено расстояние между верхней и нижней ветвями полотна до 3,43 м и получена возможность устройства более удобного примыкания эскалатора к входному вестибюлю.
В зависимости от высоты подъема эскалаторы подразделяются на три типа:
1) эскалаторы легкого типа, малоопорные, с высотой подъема от 3,5 до 10 м;
2) эскалаторы среднего типа, многоопорные, с высотой подъема от 10 до 40 м;
3) эскалаторы тяжелого типа с высотой подъема свыше 40 м.
Эскалаторы первого типа устанавливаются обычно в магазинах, вокзалах и других зданиях, где сосредоточиваются большие массы людей и требуется устройство вертикальных подъемников большой производительности. Конструкция этих эскалаторов принимается облегченной с двумя, тремя и максимум четырьмя точками опоры при уменьшенной ширине лестничного полотна и небольшой скорости его движения. Так, например, эскалатор Перовского завода высотой подъема 5,1 м, предназначенный для установки в зданиях, имеет ширину ступеней 0,626 м и скорость полотна 0,5 м/сек.
При установке таких эскалаторов в зданиях широко применяются схемы многомаршевых установок. На рис. 213 представлена простейшая схема такой установки, состоящей из четырех эскалаторов. Крайние эскалаторы соединяют первый этаж со вторым, а средний эскалатор — второй с третьим этажом. Привод эскалатора нижнего марша расположен на втором этаже, рядом с натяжной станцией эскалаторов верхнего марша, а привод последних размещен на третьем этаже.
Эскалаторы

Эскалаторы легкого типа применяются также и на станциях метрополитена при преодолении пассажирами небольших подъемов — свыше 5—7 м и при спусках свыше 7 м. Такие эскалаторы широко распространены в подземных вестибюлях и пересадочных узлах.
К эскалаторам, предназначенным для установки на станциях метрополитена, спроектированным и изготовленным отечественными заводами, относятся следующие типы:
1) эскалаторы Э-1 высотой подъема до 10 м, изготовленные Московским заводом «Подъемник» и установленные на станциях первой очереди Московского метрополитена;
2) эскалаторы Н-30 высотой подъема до 30 м, изготовленные Санкт-Петербургским заводом «Красный металлист» и установленные также на первой очереди Московского метрополитена;
3) эскалаторы H-10 высотой до 12 м и Н-40 высотой подъема до 40 м, изготовленные заводом «Красный металлист» для второй очереди Московского метрополитена;
4) эскалаторы ЭМ-1 высотой подъема до 14 м и ЭМ-4 и ЭМ-5 высотой подъема до 40 м, изготовленные в послевоенный период Перовским машиностроительным заводом;
5) эскалатор ЛT-1, изготовленный заводом «Красный металлист»;
6) эскалаторы среднего и тяжелого типов ЛТ-2, ЛТ-3 и ЛТ-4, изготовленные в последнее десятилетие головным заводом по эскалаторостроению им. Котлякова в Санкт-Петербурге. Эти эскалаторы предназначены для установки их в наклонных тоннелях уменьшенного габарита;
7) эскалаторы ЛП-6, ЛП-6А легкого типа, изготовленные заводом им. Котлякова.
Все перечисленные эскалаторы, предназначенные для установки на станциях метрополитена, имеют ширину ступеней, равную 1 м, и скорость полотна 0,75 м/сек. В последние годы ряд эскалаторов переведен на скорость 0,94 м/сек.
Эскалаторы

В большинстве случаев на станциях метрополитенов устанавливаются одномаршевые эскалаторы. Лишь в отдельных случаях по условиям планировки либо глубины заложения станций метрополитена применяются двухмаршевые эскалаторы с раздельной конструктивной их компоновкой (рис. 214).
Конструкция эскалаторов состоит из следующих основных элементов: полотна, трассы полотна, поручневых установок, привода, металлоконструкций и устройств управления, описание которых приводится в специальной литературе.
Провозная способность одной ленты эскалатора, измеряемая количеством пассажиров в час, в общем виде может быть представлена формулой
Эскалаторы

Для определения провозной способности эскалатора эти величины принимаются следующими: n = 2; v = 0,9 м/сек; tст = 0,40 м; φ = 0,5.
Провозная способность эскалатора в этом случае составляет
Эскалаторы

Эта величина и установлена СНиПом для расчета числа эскалаторных лент эскалаторов на станциях метрополитенов.
Из формулы (60) следует, что провозная способность эскалаторов не зависит от высоты подъема в отличие от лифтов и остается постоянной для любой высоты подъема.
В соответствии со СНиП II-Д.3-68 на проектирование метрополитенов число эскалаторных лент также, как и ширину лестниц, следует назначать из условия пропуска максимального 15-минутного потока пассажиров в час «пик», т. е. по наибольшему расчетному значению пассажирообарота станции. Число эскалаторных лент должно быть не менее трех. В этом случае одна лента эскалатора работает на подъем, вторая — на спуск, а третья находится в резерве и включается в работу лишь в часы «пик» либо на подъем, либо на спуск в зависимости от направления максимального пассажиропотока.
При необходимости подъема эскалаторами большого числа пассажиров сооружается наклонный ход с четырьмя лентами или же два наклонных хода с тремя эскалаторными лентами в каждом из них.
На станциях, где предусматривается только один наклонный тоннель и в последующем сооружение дополнительных входов не планируется, расчетное число эскалаторов увеличивается на единицу.
В отличие от лифтовых подъемников мощность эскалаторов возрастает при увеличении высоты подъема. Г.М. Бовин дает следующую формулу для определения мощности привода эскалатора в квт:
Эскалаторы