18.08.2017
В последние несколько лет весьма распространенными стали пластиковые двери. Объясняется это их практичностью, эстетичным внешним...


18.08.2017
Эффективное автономное отопление для коттеджей и дач является головной болью их владельцев. Централизованная подача тепла нередко...


18.08.2017
Ещё пару десятков лет назад традиционное культивирование приусадебных участков происходило с использованием некоторых подручных...


18.08.2017
Инженерная защита территорий и населения - это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию последствий...


18.08.2017
Кухня – то место где происходит процесс приготовления пищи, и где хозяйка дома проводит большую часть своего времени. Кроме того,...


17.08.2017
Щитовые двери – конструкции, в которых основу составляют облицованные с двух сторон пустотелые или сплошные щиты. Толщина полотна...


Эскалаторные тоннели

10.06.2016

Эскалаторы, обслуживающие станции метрополитенов глубокого заложения, размещаются в специальных, так называемых эскалаторных тоннелях или наклонных ходах.
В экскалаторных тоннелях, соединяющих станционные платформы с вестибюлями, размещаются эскалаторы главного подъема, число лент которых в тоннеле не должно быть менее трех. Эскалаторы же, которые обслуживают пересадочный узел или соединяют подземный вестибюль с земной поверхностью, могут иметь по две ленты в каждом наклонном тоннеле. Эскалаторы на станциях мелкого заложения обычно располагаются в специальных железобетонных конструкциях, составляющих единый комплекс со станционными сооружениями.
Эскалаторные тоннели, как правило, должны соединять станционные платформы непосредственно с наземным вестибюлем.
При проектировании эскалаторных подъемников необходимо иметь в виду, что высота подъема одномаршевых эскалаторов обычно не превышает 60 м. Увеличение этой высоты подъема более 60 м должно быть согласовано с заводом-изготовителем эскалаторов.
В отдельных случаях устраивают промежуточные подземные вестибюли, позволяющие осуществить двухмаршевые эскалаторные подъемники. В этом случае площадь промежуточной площадки двухмаршевого эскалатора, не имеющей дополнительных выходов, должна быть достаточной для нормальной работы всего эскалаторного подъема.
Переходя к рассмотрению эскалаторных тоннелей, примыкающих к станциям глубокого заложения, следует отметить, что конструкция их и методы возведения отличаются большой сложностью. Проходка эскалаторных тоннелей обычно связана с пересечением разнообразных по инженерно-геологическим свойствам горных пород. В условиях строительства Московского и Санкт-Петербургского метрополитенов эскалаторные тоннели пересекают мощную толщу водоносных неустойчивых пород. Конструкция этих тоннелей должна быть водонепроницаемой, а методы работ — надежными, не допускающими выпусков и переборов породы.
В этих условиях наиболее приемлемыми являются обделки эскалаторных тоннелей из чугунных тюбингов.
В зависимости от требуемого числа размещаемых в одном тоннеле эскалаторных лент (при их ширине 1 м) были установлены следующие наружные диаметры этих обделок: для двух лент 6 м, трех лент 8,5 м и четырех лент 11,5 м.
Эскалаторные тоннели

Для этих тоннелей, в которые устанавливались в послевоенное время эскалаторы ЭМ-1, ЭМ-4 и ЭМ-5, наибольшее распространение получила обделка диаметром 8,5 м (рис. 215), в которой размещаются три ленты эскалаторов. Каждое кольцо такой обделки имеет ширину 0,75 м и состоит из 16 тюбингов (рис, 216): 13 нормальных (ЭН), двух смежных (ЭС) и одного ключевого (ЭК).
Число болтовых отверстий принято: по кольцевому шву — 91, по радиальному — 4, диаметр отверстий 41 мм при диаметре болтов 36 мм. Общий вес одного кольца 12,93 т, вес скреплений и пробок 0,36 т.
Эскалаторные тоннели

В связи с необходимостью в некоторых случаях размещать в эскалаторном тоннеле вентиляционный канал обделку тоннелей увеличивают за счет устройства на уровне горизонтального диаметра вертикальной вставки 0,7 м посредством применения дополнительно двух специальных тюбингов (ЭВ), В этом случае вес кольца увеличивается на 0,45 т.
В последнее десятилетие в связи с изготовлением эскалаторов новых типов ЛТ-2, ЛТ-3 и ЛТ-4 расстояние между осями эскалаторных лент представилось возможным сократить с 2,5 до 2,1 м.
Вследствие этого при сохранении ширины ступени в 1 м для размещения трех эскалаторов достаточно иметь внутренний диаметр обделки тоннеля 7 м, а для четырех эскалаторов — 8,8 м (рис. 217).
Эскалаторные тоннели

В связи с широким внедрением сборного железобетона в строительство подземных сооружений в настоящее время применяются также обделки эскалаторных тоннелей из железобетонных тюбингов. При сохранении наружного диаметра обделки 8,5 м и ширины колец 0,75 м высота ребер тюбингов принята 35 см, толщина ребер 14 см и толщина оболочки 12 см. Каждое кольцо состоит из 12 тюбингов 8,5НБ, двух смежных 8,5СБ и одного ключевого 8,5КБ. Число болтов по кольцевому шву принято равным 58, а по радиальному — 2. Диаметр отверстий равен 36 мм, а болтов — 30 мм. Объем железобетона на одно кольцо равен — 4,8 м3. Увеличение вертикального диаметра на 0,7 м для размещения в тоннеле вентиляционного канала достигается постановкой двух дополнительных тюбингов 8,5ВБ.
Гидроизоляция эскалаторных тоннелей достигается путем зачеканки расширяющимся цементом швов между тюбингами и применения специальных асбестобитумных шайб в болтовых скреплениях.
Чтобы предотвратить порчу дорогостоящей внутренней отделки станционных тоннелей грунтовыми водами, которые могут просочиться через гидроизоляцию обделки эскалаторного тоннеля, внутри тоннеля на расстоянии 100 мм от основной конструкции подвешивают водозащитный зонт. Этот зонт преграждает поступление подземных вод к внутренней отделке тоннелей и системой дренажей отводит воду в дренажную перекачку. Конструкция этого водозащитного зонта (рис, 218) состоит из асбестоцементных «картин» толщиной 12 мм, которые прикрепляются к тюбинговой обделке посредством металлических шпилек диаметром 22 мм, ввинчиваемых в специальные отверстия в бортах тюбингов. Стыки отдельных картин перекрываются асбестоцементными накладками на металлических шайбах. Концы нижних картин примыкают к продольным асбестоцементным желобам, подвешенным с боков тоннеля и отводящим воду в натяжную камеру. При гладкой внутренней поверхности зонта на ней делают насечку и ее оштукатуривают. Применяются также и бесштунатурные зонты с архитектурно оформленной поверхностью отдельных картин и накладок.
Эскалаторные тоннели

В этом отношении представляют значительный интерес армоцементные зонты, образующие форму внутренней поверхности либо в виде «вспарушенных» сводов (рис. 219), конструкция которых приведена в главе IV, либо волнообразную. Такой волнообразный зонт (рис. 220), состоящий из двух элементов шириной по оси тоннеля 2 м, позволяет значительно увеличить размеры «картин», упростить монтаж, исключить стальные подвески и штукатурку видимых поверхностей. Элементы армоцементного зонта армируют одной проволочной сеткой и стержнями диаметром 4,5 мм. Крепление зонта 1 к тюбинговой обделке эскалаторного тоннеля 2 внутренним диаметром 7 м осуществляется опиранием его краев на железобетонные консоли 3 (узел А), устраиваемые на уровне горизонтального диаметра тоннеля через 2 м друг от друга по его длине. Верхние концы полуарок зонта не имеют соединений с обделкой тоннеля и крепятся лишь друг к другу болтами с системой накладок и прокладок. В статическом отношении зонт представляет собой трехшарнирную арку, несущую только собственный вес, исключающую вредное воздействие каких-либо деформаций наклонного хода на ее водонепроницаемость.
Эскалаторные тоннели

Устойчивость арок от сжимающих напряжений обеспечивается формой зонта в поперечном направлении. Оболочка зонта толщиной 15 мм представляет собой волнистую кривую с шагом волны 50 см при высоте 9 CM. По одной кромке полуарки устраивают высадки, перекрывающие швы на стыках смежных элементов по всему периметру.
Нижний конец арок крепится к железобетонным консолям стальной Г-образной скобой. На эти же консоли устанавливают армоцементные водоотводные лотки.
Сборка, транспортировка и установка арок из крупных элементов в проектное положение производятся посредством специальных монтажных тележек на рельсовом ходу.
Наклонный ход вверху примыкает к наземному или в некоторых случаях к подземному вестибюлю, внизу — к пассажирскому залу станции метрополитена.
Наиболее сложным в конструктивном отношении и ответственным узлом является примыкание эскалаторного тоннеля к среднему тоннелю станции. При обделке наклонного тоннеля из чугунных тюбингов их примыкание к среднему станционному тоннелю может быть выполнено либо в бетоне, либо в металле.
Эскалаторные тоннели

На Московском и Санкт-Петербургском метрополитенах некоторое применение получила конструкция узла примыкания наклонного тоннеля к среднему станционному тоннелю из специальных чугунных тюбингов (рис. 221 и 222). При этой конструкции в конце среднего станционного тоннеля на протяжении около 8,25—10,5 м устраивают натяжную камеру эскалаторов с обделкой из тюбинговых колец овального очертания с наружными размерами по вертикальной оси 11 м, а по горизонтальной — 9,5 м (рис. 223). Обделка состоит из 10 нормальных станционных тюбингов CH, четырех смежных CC, двух ключевых CK и четырех тюбингов HКУ, устанавливаемых на уровне горизонтального диаметра. Увеличение вертикального диаметра обделки до 11 м позволяет разместить внизу камеры натяжную станцию эскалаторов. Общий вес одного кольца чугунной обделки натяжной станции составляет 21,37 т, скреплений и пробок — 0,58 т.
Эскалаторные тоннели

Обделка эскалаторного тоннеля наружным диаметром 8,5 м сопрягается с обделкой станционного тоннеля наружным диаметром 9,5 м посредством так называемых конических (раструбных) колец. Поворот на 30° к горизонту оси наклонного хода осуществляется благодаря применению трех так называемых веерных колец тюбинговой обделки с наружным диаметром 9,5 м. Каждое веерное кольцо имеет угол поворота 10° благодаря переменной ширине этих колец. Ширина кольца в шелыге свода принята 348,6 мм, а в лотковой части — 2 004, 6 мм. Просвет, образованный в нижней части колец натяжной станции при их сопряжении с обделкой тоннелей станции и наклонного хода, заделывается металлическими листами и бетонной стеночкой.
Эскалаторные тоннели

Следует также отметить, что взамен конического и веерных колец из чугунных тюбингов применяется бетонное сопряжение, выполняемое в виде монолитного бетонного кольца толщиной 1,2 м (рис, 224), которое обеспечивает примыкание чугунной обделки наклонного хода наружным диаметром 8,5 м к чугунной обделке натяжной станции под углом 30°. Кольца чугунных тюбингов заделывают в бетонную часть сопряжения на 0,5 м.
В пределах бетонной конструкции сопряжения при расположении в водоносных породах ее внутренняя поверхность покрывается окле-ечной гидроизоляцией, которая примыкает к бортам чугунных тюбингов и поддерживается железобетонной оболочкой.
Эскалаторные тоннели

Примыкание эскалаторного тоннеля наружным горизонтальным диаметром 7,5 м и вертикальным 8,1 м к натяжной камере станции без боковых посадочных платформ осуществляется также из монолитного бетона (рис. 225). В этом случае местная дренажная перекачка выносится за пределы натяжной станции в подплатформенное помещение и соединена с ней специальной перепускной трубой. В торце станции, примыкающей к натяжной камере, располагаются помещения дежурного по станции (ДСП) и диктора, а также лестничные спуски в служебные помещения и путевые тоннели.
Эскалаторные тоннели

Сопряжения эскалаторных тоннелей со станционными пассажирскими платформами осуществляется не только непосредственно с обделкой среднего тоннеля. В ряде случаев такое примыкание происходит к щитовым камерам поперечного типа. В этом случае примыкание эскалаторного тоннеля к щитовым камерам позволяет располагать ось эскалаторного тоннеля в плане либо совпадающей с осью среднего зала станции (см. рис. 221), либо под углом к ней. В последнем случае примыкание эскалаторного тоннеля осуществляется на повышенном уровне и, располагаясь на 3—3,3 м выше уровня чистого поля платформы станции, позволяет в пределах щитовой камеры устроить перекрытие над одним из путей. Соединение с платформой станции осуществляется в этом случае лестничными маршами. При боковом примыкании эскалатора между ним и щитовой камерой возможно устроить подходной коридор и таким образом более свободно выбирать место расположения наземных вестибюлей.
В случае примыкания эскалаторного тоннеля на повышенном уровне к торцу поперечной камеры, внутренняя ширина последней должна быть достаточной для такого сопряжения и принимается около 6 — 7 м.
Эскалаторные тоннели

В станциях пиленного типа в случае бокового примыкания к ним эскалаторов приходится средний тоннель сооружать несимметрично относительно оси станции, а смещать его к одному из торцов. Co стороны этого торца возводят щитовую камеру поперечного типа, к которой и примыкает наклонный ход.
Конструкции примыкания эскалаторных тоннелей к наземным или подземным вестибюлям также имеют весьма разнообразные решения. Для размещения в верхней части эскалаторных подъемов приводных станций устраивают специальное машинное помещение, под которое отводится обычно нижний этаж вестибюля.
Кольцевая сборная обделка эскалаторных тоннелей, доходя до уровня земной поверхности, заканчивается оголовником, соединяемым с монолитной обделкой вестибюля (рис. 226).
Эскалаторные тоннели

В некоторых случаях выступающую над земной поверхностью часть наклонного хода оформляют вертикальными стенками или включают в общий объем наземного вестибюля.
В качестве примера на рис. 226 приведена схема конструкции надземного вестибюля с примыканием к нему эскалаторного тоннеля. В этом случае машинное помещение в нижнем этаже вестибюля имеет в плане круглую форму внутренним диаметром 18 м и высотой в свету 3,3 м и предусматривает возможность размещения в нем трех подъемных машин (рис, 227). Над машинным помещением размещен также круглой формы эскалаторный зал, к которому примыкают сбоку кассовый зал и служебные помещения, В стенке вестибюля со стороны эскалаторов устроен проем, к которому примыкает раструбная часть. Сопряжение раструбной части с обделкой наклонного хода осуществлено с учетом надежного присоединения наружной оклеечной гидроизоляции вестибюля к бортам сборной обделки эскалаторного тоннеля.
Эскалаторные тоннели

Если в конструкции эскалаторного тоннеля размещен вентиляционный канал, в нижней части вестибюля приходится возводить дополнительную выработку для устройства кабельно-вентиляционного коллектора.
При наличии в основании вестибюля и верхней части наклонного хода слабых водоносных неустойчивых пород, вызывающих появление неравномерных осадок, в сопряжении эскалаторного тоннеля с вестибюлем следует предусматривать специальные устройства, допускающие их относительное перемещение. В этом случае жесткое сопряжение вестибюля с наклонным ходом, очевидно, можно осуществить лишь после затухания осадок. В противном случае применяют специальные конструкции сопряжений, допускающих некоторые деформации отдельных элементов относительно друг друга. В качестве примера на рис. 228 приведена конструкция примыкания эскалаторного тоннеля к наземному вестибюлю и деталь «телескопического» сопряжения (рис. 229), которое позволяет обделке наклонного хода вдвигаться в раструбную часть вестибюля без нарушения целостности оклеечной гидроизоляции узла этого сопряжения.
Эскалаторные тоннели

При благоприятных инженерно-геологических условиях после затухания осадок конструкции тоннеля и вестибюля возможно осуществить конструкцию жесткого их сопряжения. Как уже отмечалось, форма и размеры поперечного сечения эскалаторного тоннеля зависят от числа размещенных в тоннеле эскалаторных лент лестничного полотна. В случае размещения в наклонном ходе вентиляционного канала размеры этого тоннеля соответственно увеличиваются в зависимости от требуемой для вентиляции площади. Опыт проектирования и строительства свидетельствует о том, что применение в обделке эскалаторного тоннеля наружным диаметром 8,5 м прямой вставки длиной 0,7 м на уровне горизонтального диаметра, увеличивающей вертикальный диаметр этой обделки до 9,2 м, обеспечивает размещение в нижней части сечения тоннеля необходимых размеров вентиляционного канала. В этом случае должно быть обращено особое внимание на герметичность этого канала и недопустимость загрязнения поступающего по каналу воздуха. Тоннель с обделкой увеличенного поперечного сечения устраивают на участке от наземного вестибюля до вертикальной выработки, соединяющей вентиляционный канал с вентиляционной камерой. Вентиляционная камера (см. рис. 222) располагается обычно под эскалаторным тоннелем на уровне станционных тоннелей. Из вентиляционной камеры чистый воздух нагнетается вентиляторами в вентиляционные каналы, расположенные под пассажирскими платформами в боковых станционных тоннелях. Вентиляционные камеры устраивают либо из сборного железобетона, либо из монолитного бетона.
Эскалаторные тоннели

Конструкция эскалаторного тоннеля на участке от места примыкания к нему вертикальной вентиляционной выработки до натяжной станции принимается круглого сечения и ничем не отличается от таковой в случае вентиляции станции метрополитена через шахтный ствол и отдельно расположенный вентиляционный тоннель.
Для размещения в наклонном ходе опор под металлические конструкции эскалаторов применяются различные типы конструктивных решений. Раньше отдельные металлические фермы эскалаторов опирались преимущественно на ленточные фундаменты из монолитного бетона и железобетона. В настоящее время опоры под металлоконструкции сооружаются из сборного железобетона (рис. 230).
Эскалаторные тоннели

На рис. 230 изображены внутренние конструкции типового участка эскалаторного тоннеля, которые состоят из следующих отдельных элементов: 1) фундаментных блоков (501); 2) фундаментных блоков (503), (504) и (505) и 3) лестничных блоков (508), (509) и (510). Нижнюю часть обделки эскалаторного тоннеля с внутренней стороны покрывают слоем бетона, чтобы образовать гладкую поверхность. В верхней части обделки наклонного хода устраивают водозащитный зонт гладкой конструкции, как и в станционных тоннелях. Размеры этого зонта и отдельных его «картин» принимают в соответствии с внутренними размерами обделки эскалаторного тоннеля.
В качестве другого варианта приведена несколько иная схема расположения отдельных элементов сборных железобетонных внутри-тоннельных конструкций наклонного хода (см. рис. 224). В нижней лотковой части сечения тоннеля ячейки тюбингов заполняются бетоном марки 75. Выше лотковой части из монолитного бетона марки 150 выполнены опоры балок перекрытия и основания боковых лестниц, а также осуществлено заполнение ячеек тюбингов выше опор. Балки перекрытия (БЭ-1) и (БЭ-2) выполнены из предварительно напряженной арматуры и бетона марки 400. На балках перекрытия установлены железобетонные опоры (БЭ-3, БЭ-4 и БЭ-5) из бетона марки 200, служащие фундаментами эскалаторных ферм. Лестница в лотковой части тоннеля также выполнена из сборного железобетона. Под балками перекрытия расположен кабельный коллектор, для чего в перекрытии даны выпуски арматуры для подвесок кабельных кронштейнов. Отсутствие в лотковой части промежуточных опор для балок перекрытия позволяет этот вариант конструкции применять в том случае, когда нижняя часть сечения обделки наклонного хода отводится под вентиляционный канал. Подобного типа внутритоннельные конструкции эскалаторных тоннелей, в которых ступенчатая наружная поверхность перекрытия заменена плоской, приведены на рис. 219.