21.06.2017
Гидроизоляция в комнате, где будет устанавливаться ванна или душ, должна быть качественной, ведь именно здесь возможны постоянные...


21.06.2017
Мрамор появляется в результате соединения известняка и доломита под воздействием перекристаллизации различных осадочных пород в...


21.06.2017
Трактор - это техника, без которой сложно представить выполнение дорожно-строительных, землеройных и других работ. Именно поэтому...


20.06.2017
При монтаже пластиковых окон немаловажным пунктом является оформление ее откосов. Для отделки проемов используется материал, из...


20.06.2017
Первые недели жизни малышу требуется на сон не менее 18 часов в сутки. Поэтому очень важно правильно организовать место для сна....


20.06.2017
Утепление или же преобразование лоджии собственными силами, как и при работе профессионалов, всегда начинается с робот по ее...


Лифтовые подъемники

10.06.2016

На станциях метрополитенов с относительно небольшим пассажи-рооборотом наряду с эскалаторными установками применяются также и лифтовые подъемники.
При больших пассажирооборотах станций лифтовые подъемники при глубине заложения метрополитенов до 50—60 м по основным эксплуатационным показателям уступают эскалаторам. Поэтому в советской практике метростроения в настоящее время лифтовые установки не получили распространения. Однако в зарубежных метрополитенах лифты встречаются достаточно часто. Например, в лондонском метрополитене, оборудованном 174 эскалаторами с максимальной высотой подъема до 26 м, имеются 106 лифтовых подъемников с высотой подъема от 17 до 60 м.
Нью-Йорский метрополитен, кроме 69 эскалаторов с высотой подъема до 17 м, оборудован 28 лифтами с высотой подъема от 12 до 15 м.
Относительно меньший процент применения лифтовых установок по сравнению с эскалаторными установками находит известное объяснение, если произвести некоторое сравнение достоинств и недостатков этого вида подъемников.
Известно, что эскалаторы обладают весьма высокой производительностью (8—10 тыс. пассажиров одной ленты эскалатора в час), что в условиях станций метрополитена с большим пассажирооборотом имеет исключительно важное значение. Кроме того, производительность эскалаторных подъемников не зависит от высоты подъема, чего нельзя сказать про лифтовые подъемники. Затем, в случае неисправности, эскалатором можно пользоваться как неподвижной лестницей, что также в отдельных случаях может иметь некоторое значение.
Однако эскалаторные установки дороже и сложнее лифтов и поэтому могут находить применение главным образом на станциях метрополитенов с большим пассажирооборотом. Следует также иметь в виду го обстоятельство, что с возрастанием высоты подъема стоимость лифтовых установок увеличивается медленнее, чем эскалаторных установок, а поэтому на станциях с большой глубиной заложения относительно земной поверхности и с малым пассажирооборотом применение лифтовых подъемников может быть более рациональным, нежели эскалаторных подъемников, особенно при необходимости сооружения двухмаршевых эскалаторов и промежуточного подземного вестибюля.
Переходя к более детальному рассмотрению лифтовых подъемников, следует вначале отметить их основные особенности.
Электрические лифты имеют подъемный механизм, который приводится в действие электродвигателем, непосредственно или через редуктор связанным с ним жесткой или упругой муфтой.
Лифты, устанавливаемые в высотных зданиях, имеют обычно скорость движения до 3,5 м/сек и ускорение 2,5 м/сек2.
Лифты, устанавливаемые на станциях метрополитенов, не имеют промежуточных остановок и позволяют увеличить скорости движения до 5 м/сeк и уменьшить ускорение движения кабин до 1 м/сек2. При таких скоростях подъема при глубине заложения станции 60 м пассажиры затрачивают на спуск или подъем при пользовании лифтом всего 42 сек, а при пользовании эскалатором 160 сек. Таким образом, при пользовании в этих условиях эскалатором пассажир затрачивает почти в четыре раза больше времени, чем при пользовании лифтовыми подъемниками.
Основными элементами лифтового подъемника являются: подъемный механизм с редукторным или безредукторным приводом; пассажирская кабина с подвесками и предохранительными устройствами; противовес, уравновешивающий вес кабины и часть веса полезной нагрузки; шахта с зумпфом, направляющими для кабины и противовеса, буферными устройствами и машинным помещением и электрооборудованием.
He останавливаясь на описании отдельных элементов лифтового подъемника, которое приводится в специальных курсах, следует отметить, что на станциях метрополитенов применяются кабины большой вместимости — 30—60 пассажиров и более.
При современном состоянии техники лифтовые подъемники оборудуются надежными устройствами, обеспечивающими удобства и безопасность пассажиров, и полностью удовлетворяют требованиям нормальной эксплуатации метрополитена. Подтверждением высоких качеств этих устройств служит практика работы модернизированных установок Лондонского метрополитена, в частности станции Хемпстед Северной линии, введенной в эксплуатацию в 1954 г.
Оборудование управления работой лифтов дает возможность осуществить автоматическую непрерывную работу лифтов без обслуживающего персонала; изменения в необходимом режиме их работы осуществляются путем регулирования времени стоянки лифтовых кабин на посадочных площадках. Однако наряду с автоматическим регулированием предусматривается и ручное управление работой лифтов обслуживающим персоналом при помощи кнопок, смонтированных в коробках (обычно запертых) на обеих площадках и внутри кабины. Световые сигналы показывают положение каждой кабины в шахте, а также указывают очередной подходящий лифт.
При работе на автоматическом режиме зажигаются специальные сигналы, предупреждающие пассажиров за 6 сек до закрытия дверей; это предупреждение дополняется другими, передаваемыми через громкоговоритель за 3 сек до закрытия дверей. Имеется предохранительная блокировка, не допускающая движение лифта до тех пор, пока не будут закрыты двери как кабины, так и шахты.
Каждая кабина снабжается предохранительной системой, которая останавливает ее в случае обрыва подъемного каната или в случае, если нормальная скорость кабины при максимальной нагрузке увеличится более чем на 20%. В тех редких случаях, когда кабина останавливается в шахте лифта, тревожный звонок и указатель положения предупреждают персонал станции. В этом случае пассажир теряет лишь несколько минут, которые необходимы для того, чтобы к остановившейся кабине была подведена соседняя кабина, в которую можно перейти через специальные двери и доехать до лифтового зала.
Персонал, осуществляющий профилактическое обслуживание и текущий ремонт, может проникнуть в головную часть каждой кабины через закрытый сеткой проход над верхней дверью шахты. В сетке имеются двери, которые, будучи блокированы с системой управления, не могут быть открыты, пока кабина не станет в заданное положение; точно так же кабина не может быть передвинута из этого положения до тех пор, пока двери в сетке не заперты.
Лифтовые подъемники устраивают в вертикальных стволах шахт с внутренним диаметром 5,5—7 м. Стволы шахт в нижней своей части сопрягаются на станциях метрополитена с подземным лифтовым аванзалом, а на земной поверхности — с наземным вестибюлем.
Ствол шахты может быть расположен либо в междупутье, либо в стороне от станционных тоннелей.
Во всех случаях наземный вестибюль имеет относительно несложную конструкцию, состоящую из предлифтового и кассового залов, расположенных на уровне тротуаров или первого этажа зданий, и машинного помещения, находящегося над стволом шахты во втором этаже вестибюля. Кроме подъемной машины лифтов с необходимым оборудованием, во втором этаже располагаются и служебные помещения.
Подземный лифтовый аванзал размещается в возводимой горным способом камере, имеющей обычно монолитную бетонную обделку. Стволы шахт сопрягаются со сводчатой частью камеры, а в лотке камеры устраивают зумпфы этих стволов.
При расположении подземного предлифтового вестибюля в междупутье между станционными тоннелями пол вестибюля принимается на уровне платформы станции. Входы и выходы в этот подземный аванзал оформляются по аналогии с конструкцией проходов между смежными станционными тоннелями. Применительно к этому случаю на рис. 231 изображена схема планировки станции глубокого заложения Лондонского метрополитена с лифтовыми пассажирскими подъемниками. При расстоянии между двумя стволами шахт 16—18 м общая длина аванзала составляет по направлению оси станции 35—40 м. В каждом стволе размещены по две проходные кабины. Вход в кабины принят с наружной стороны стволов, а выход на платформы — со стороны средней части зала.
Лифтовые подъемники

В случае расположения стволов шахт за пределами станционных платформ сопряжение подземного вестибюля с платформенной станции осуществляется посредством подходного коридора, примыкающего к одной из торцовых стен среднего зала станции. Ширина прохода принята 5,5 м.
При расположении подземного лифтового аванзала в стороне от станции пол этого зала устраивают на повышенном уровне, позволяющем пассажирам пересекать пути метрополитена по переходным мостикам (рис. 232). Лифтовый подъем в данном случае размещен в двух шахтных стволах, объединенных общим аванзалом (рис. 233).
Лифтовые подъемники

В каждом стволе шахт с внутренним диаметром 5,6 м допускают размещение двух кабин емкостью 50 пассажиров (рис. 234, а) или трех кабин емкостью по 35 пассажиров (рис. 234, б).
Каждая кабина имеет две двери шириной по 1,8 м для двухкабинной лифтовой установки в стволе шахты или по 1,4 м при размещении в стволе трех кабин.
В эксплуатационном отношении следует отдать предпочтение размещению двух кабин, при котором с одной стороны располагаются входные двери, а с другой — выходные, что обеспечивает сквозное движение пассажиров в кабине. При двухкабинных лифтовых установках в стволе шахт обеспечивается наиболее простое и удобное обслуживание лифтовых кабин в предлифтовом зале. В случае размещения в каждом стволе по три кабины приходится для регулировки движения пассажиров в лифтовом вестибюле пользоваться переносными ограждениями, что в некоторой степени усложняет обслуживание этих лифтовых подъемников.
Лифтовые подъемники