25.07.2017
Дорожное строительство – непростой многоступенчатый процесс. Положительный результат достигается только тогда, когда на каждом...


25.07.2017
Шелковая штукатурка – одно из самых популярных покрытий, которое наносится на стены или потолок. Свою популярность шелковая...


25.07.2017
Работа в коллективе важна и определена тем, что она повышает уровень предприятия или компании, а также конкурентоспособность,...


25.07.2017
Металлические ключницы настенного размещения представляют собой изделие в виде шкафчика или ящика и предназначены для хранения...


25.07.2017
В модульных картинах воплотились древние традиции и современные технологии, что позволило получить совершенно новые оригинальные...


25.07.2017
Современные оконные конструкции обещают высокий уровень комфорта, но и требуют соответствующих капиталовложений. Чтобы покупка...


Вентиляция тоннелей метрополитенов

11.06.2016

Вентиляция предназначается для создания нормальных условий пребывания людей в тоннелях метрополитена. Вентиляционные устройства должны обеспечивать необходимый воздухообмен для поддержания требуемой чистоты, температуры и влажности воздуха, а также предусмотренные нормами скорости движения воздуха.
Объем воздуха, необходимого для вентиляции тоннелей метрополитенов, определяется по нормам, регламентирующим относительную влажность, температуру, содержание углекислоты и пыли в воздухе. При этом за расчетный объем принимается наибольшее количество воздуха, подсчитанное по одному из перечисленных факторов.
Расчет количества воздуха по теплоизбыткам. Теплоизбытки в тоннелях определяются как разность между тепловыделением и теплоуходом через обделку в окружающие тоннель породы.
За расчетную длину вентилируемого участка трассы принимается длина перегона (в км), т. е. расстояние между осями двух смежных станций l,
Одним из источников тепловыделения являются поезда метрополитена, которые выделяют следующее количество тепла (в ккал/ч):
Вентиляция тоннелей метрополитенов

Количество тепла (в ккал/ч), выделяемое людьми, составляет:
Вентиляция тоннелей метрополитенов
Вентиляция тоннелей метрополитенов

Значение q при относительной влажности воздуха в пределах 60—80% возможно принимать:
Вентиляция тоннелей метрополитенов

Количество тепла (в ккал/ч), выделяемое электроосвещением и оборудованием, составит:
а) в период движения поездов
Вентиляция тоннелей метрополитенов

б) в период прекращения движения
Вентиляция тоннелей метрополитенов

Суммарное часовое максимальное тепловыделение (в ккал/ч) на расчетном участке трассы составит:
Вентиляция тоннелей метрополитенов

То же минимальное при перерыве движения поездов
Вентиляция тоннелей метрополитенов

Суммарное среднечасовое тепловыделение за сутки (в ккал/ч)
Вентиляция тоннелей метрополитенов

Среднечасовой уход тепла (в ккал/ч) в окружающую тоннель породу на расчетном участке определяется по формуле
Вентиляция тоннелей метрополитенов

Коэффициент теплоотдачи k можно весьма ориентировочно принять: для тоннелей с обделкой из чугунных тюбингов 7 ккал/мг*ч*град; для тоннелей с обделкой из бетона и железобетона. 5 ккал/м2*ч*град.
Среднюю температуру воздуха в тоннеле можно принять как среднюю между температурой приточного воздуха tпр и вытяжного воздуха tвыт:
Вентиляция тоннелей метрополитенов

Среднюю температуру пород для расчета вентиляции тоннелей метрополитена инж. В.Я. Цодиков рекомендует принимать: в Москве + 9° С, Ленинграде + 12° С, Киеве + 13° С, Тбилиси + 17° С, Баку + 18° С, Харькове + 12° С.
Теплоизбытки на расчетном участке трассы для теплого периода года (который и следует принимать во внимание при расчете вентиляции по теплоизбыткам) составляет (в ккал/ч):
Вентиляция тоннелей метрополитенов

Воздухообмен в тоннелях метрополитена определяется количеством теплоизбытков, а также условиями движения воздуха в тоннелях и принятой схемой вентиляции.
Применительно к условиям расположения вытяжных шахт в конце расчетных участков необходимое количество наружного воздуха (в кг/ч), которое нужно подать в тоннели для вентиляции двух путей метрополитена, на всем расчетном участке в теплый период года будет:
Вентиляция тоннелей метрополитенов

Необходимый объем наружного воздуха Q1 (в м3/ч) для вентиляции расчетного участка
Вентиляция тоннелей метрополитенов

Расчет количества воздуха по влаговыделению. Определение потребного объема воздуха при расчете вентиляции тоннелей по условиям влаговыделения необходимо начать с установления количества влаги, поступающей в тоннель.
Источниками влаговыделения являются: водяные пары, выделяемые людьми и испаряющиеся с одежды пассажиров, а также влага, испаряющаяся с частично мокрых стенок тоннелей, если последние имеют плохую гидроизоляцию и проходят в водоносных породах.
Для примерного расчета вентиляции можно принять, что каждый человек выделяет влаги 75 г/ч, а испарение влаги с поверхности обделки из чугунных тюбингов с внутренним диаметром 5,6 м, расположенной в водоносных породах, можно считать в летнее время равным 40 г/ч на 1 пог. м тоннеля.
Необходимое количество воздуха Q2 (в м3/ч) по избытку влаги подсчитывают по формуле
Вентиляция тоннелей метрополитенов

Таким образом, знаменатель этой формулы представляет собой влагоемкость приточного воздуха.
Расчет количества воздуха по содержанию углекислоты. Определение потребного для вентиляции объема воздуха по углекислоте производится на основании подсчета количества углекислоты в тоннелях и существующих норм содержания углекислоты в приточном и вытяжном воздухе. Углекислый газ выдыхается главным образом людьми, находящимися в тоннелях, и частично выделяется из воды, проникающей через обделку тоннелей.
Необходимое количество воздуха (в м3/ч) определяется по формуле
Вентиляция тоннелей метрополитенов

При наличии углекислоты, выделяющейся из просачивающихся в тоннель подземных вод, это количество воздуха увеличивается на 20—40% в зависимости от интенсивности выделения газа.
Пыль, загрязняющая воздух в тоннелях метрополитена, возникает главным образом в процессе эксплуатации метрополитена. Эта производственная пыль, являющаяся наиболее вредной, появляется от износа тормозных колодок, колесных бандажей, путевых рельсов, от выветривания основания пути и бетонной обделки, а также значительную вредность представляют собой пыль и грязь, заносимые людьми, входящими в метрополитен.
Удаление пыли производится как пылесосными установками, главным образом на станциях, так и в процессе постоянного проветривания тоннелей. Кроме того, для борьбы с пылью тоннели метрополитена систематически в ночное время промывают водой.
Окончательное определение потребного количества воздуха для вентиляции тоннелей метрополитена обычно в летний период приходится производить по теплоизбыткам, поскольку этот фактор летом оказывается решающим. В зимний период потребное количество воз духа, определяемое по теплоизбыткам, примерно в 2—3 раза меньше, чем летом, и потому решающим фактором зимой обычно оказывается углекислота. Кроме того, следует иметь в виду, что количество свежего приточного вентиляционного воздуха на одного человека, находящегося в тоннелях метрополитена, должно быть не менее 40 м3/ч.
Следует также иметь в виду, что на основании опыта проектирования и эксплуатации отечественных метрополитенов минимальная кратность воздухообмена К по наружному воздуху на 1 пог. м трассы в двухпутном исчислении должна быть:
Вентиляция тоннелей метрополитенов

В соответствии со СНиП вентиляция подземных станций должна обеспечить температуру, влажность воздуха и содержание в нем углекислого газа не выше величин, указанных ниже:
Вентиляция тоннелей метрополитенов

Температура воздуха в зимнее время на подземных станциях должна быть, как правило, не ниже 5° С.