Енисейская россыпная провинция


Складчатая система байкалид Енисейского кряжа, пространственно тесно сопряженная с Восточно-Сибирской платформой и образующая вместе с ней область относительно длительного умеренного воздымания с развитием денудационного рельефа, рассматривается нами в качестве самостоятельной россыпной провинции в рамках Восточно-Сибирской мегапровинции. Россыпная металлоносность провинции, в состав которой входят собственно Енисейский кряж и примыкающее с юга Чадобецкое поднятие, имеет отчетливый золотой профиль при подчиненном значении редкометалльной минерализации и обусловлена пространственным совмещением нескольких разновозрастных и разнотипных россыпеобразующих формаций. В строении территории принимает участие рифейский структурно-формационный комплекс, представленный карбонатно-терригенными образованиями, метавулканитами и эффузивами основного состава, высокоуглеродистыми сланцевыми толщами, которые прорваны ранними амфиболитами, пироксенитами и габбро-диабазами (1150-950 млн. лет), а также синорогенными мигматит-гранитами и позднеорогенными гранитами. С последними связано становление золоторудной минерализации, возраст которой оценивается в интервале 850-600 млн. лет.

Золоторудная минерализация провинции, в том числе крупнейшие месторождения Советское и Олимпиада, относится к золото-кварцевой и золото-мышьяковисто-сульфидной рудным формациям, соответственно, и локализована в подвергшихся регрессивному метаморфизму сланцах хлорит-серицит-кварцевого состава, содержания золота в которых в среднем составляют 17-20, до 40 мг/т. С золоторудными проявлениями и месторождениями связаны многочисленные россыпные месторождения и проявления, общее число которых приближается к 80. Большинство россыпей этого, одного из старейших в Сибири района золотодобычи, представляли собой объекты мелкого и среднего масштаба и в настоящее время в значительной степени отработаны; за их счет сформировались обширные техногенные россыпи, в свою очередь являющиеся объектами повторной переработки.

По данным Е.Я. Синюгиной, большинство россыпей было представлено долинными, реже террасовыми объектами, сравнительно бедными по всей своей длине, но со довольно короткими (3-5 км) очень богатыми участками с крупным золотом, занимавшими около 30% общей протяженности россыпей. Золотоносный аллювий характерен также для неогеновых палеодолин, фрагменты которых сохранились, например, на водоразделе руч. Бол. Мурожная и Удерей; установлена также золотоносность палеоцен-эоценовых и верхнемеловых образований. Последние сопряжены с двумя ярусами поверхностей выравнивания, в пределах которых обнаружены переотложенные бокситы и аллювиальные отложения, в том числе залегающие в карстовых понижениях и воронках. На примере россыпей золота рассматриваемой провинции хорошо видно, что большинство из них образовано не столько за счет коренных источников, расположенных на водоразделах, сколько за счет рудоносных зон, вскрываемых непосредственно в бортах и днище долин; именно они дают начало наиболее богатым россыпям с крупным, плохо окатанным золотом. Таковы россыпи рек Удерей, Талая, Бол. Мурожная, Боровая, руч. Благодатный, Аннинский и др. Противоположным примером может служить Васильевское золоторудное месторождение, расположенное на междуречье и не сопровождаемое сколько-либо значительными россыпями.

Россыпи золота группируются в пределах двух россыпных районов - Северо-Енисейском, собственно золотоносном (россыпи бассейна р. Енашимо, россыпи Олимпиадненской группы и др., общим числом более 50), и Центрально-Енисейском, в долинах которого, наряду с богатыми промышленными золотоносными россыпями (Мамон, Удерей, Мурожная, Боровая и др., общим числом 27), установлены также монацитовые россыпи и россыпные проявления.

Монацитовые россыпи Центрально-Енисейского района, т.н. Таракские россыпи, расположены по правобережью нижнего течения р. Кан и правобережью р. Енисей. Их источниками послужили позднеархейские гранито-гнейсы Таракской интрузии, инъекционные гнейсы, мигматиты и пегматиты Посольской интрузии, микроклиновые граниты Нижне-Канского массива и ряд более мелких массивов. Всего в пределах района выявлено 49 мелких монацитовых россыпей, по которым в 1950-е годы был произведен подсчет запасов, и целая серия россыпных проявлений. Пространственно все они делятся на 7 групп: Казачинская группа (где сосредоточено более 40% общих запасов монацита в россыпях района), Богунаевское месторождение, Таракская группа, россыпи рек Курыш, Таранчет, Веснянка, Немкинская группа (около 30% запасов). Среди россыпей известны долинные (которые в 1950-е годы были оценены как промышленные), террасовые и россыпи древней долинной сети. Среднее содержание монацита в этих россыпях составляет 600-700 г/м3, а в отдельных пробах до 2300-3000 г/м3. В северном направлении продуктивность россыпей убывает. Обычно монацит и ксенотим являются сопутствующими минералами в золотоносных россыпях, что позволяет рассматривать последние как комплексные редкоземельно-золотоносные россыпные месторождения, а весь Центрально-Енисейский россыпной район как комплексный редкометалльно-золотоносный.

Особый тип россыпной минерализации района представляют также остаточные элювиальные и элювиально-склоновые редкометалльные россыпи Южно-Енисейского района, в связи с карбонатитами, представленные непромышленными залежами, развитыми в контуре двух месторождений - зонально-построенного Кийского ийолит-сиенит-карбонатитового массива и линейных щелочных метасоматитов и карбонатитов Татарского месторождения. Наибольший интерес представляют склоново-ложковые россыпи Татарского месторождения, тесно ассоциирующие с линейно-площадными корами выветривания. Карбонатный состав вмещающих протерозойских пород определяет также возможность возникновения карстовых полостей, заполненных переотложенным рудным материалом. Россыпеобразующими минералами являются пирохлор и колумбит, крупность зерен которых варьирует от долей мм до 4-5, иногда до 8-10 мм. Предполагается, что при отработке месторождения эти россыпи будут отрабатываться вместе с корой выветривания, мощность которой в пределах месторождения колеблется от 15 до 40-50 м.

Таким образом, россыпная минерагения Восточно-Сибирской мегапровинции, в состав которой, как было указано выше, включены, помимо собственно Восточно-Сибирской платформы, примыкающие байкалиды Енисейского Кряжа и Таймыра, с входящим а состав последнего южным флангом Карского палеоконтинента, характеризуется отчетливым полиминеральным профилем, который определяют алмазы, МПГ, редкие металлы, золото, отчасти титан и ювелирно-поделочные сырье. Этот профиль отражает результат наложения и пространственного совмещения разновозрастных, разнотипных и разноглубинных россылеобразующих коренных источников, сформированных на разных этапах развития территории, однако, в отличие от рассмотренных выше Восточно-Европейской и Северо-Американской платформ, важнейшая роль в формировании минерагенического профиля россыпной мегапровинции принадлежит протекавшим в несколько этапов процессам тектоно-магматической активизации платформы. Именно с ними связано формирование важнейших типов россыпеобразующих формаций - алмазоносных кимберлитов, редкометалльных карбонатитов, концентрически-зональных ультраосновных-щелочных массивов с платиновометалльной минерализацией, золотоносных щелочно-гранитных комплексов, в то время как с доплатформенным этапом развития территории связана лишь ограниченная часть россыпеобразующего оруденения (например, редкоземельного в связи с архейскими плагиогранитами и гранито-гнейсами Анабарского щита),

Широкий временной диапазон россыпеобразующего оруденения - от неопротерозоя до мезозоя - и разновременность его эрозионного вскрытия определили широкий возрастной диапазон промышленной россыпной минерализации, приуроченной к нескольким стратиграфическим уровням палеозоя, мезозоя и кайнозоя, развитие ископаемых россыпей, в том числе залегающих в базальном горизонте осадочного чехла. Именно с ними связаны важнейшие перспективы расширения россыпного потенциала мегапровинции.

Следует подчеркнуть, что территория Восточно-Сибирской россыпной мегапровинции, за исключением ее северо-восточного фланга, не подвергалась воздействию покровного четвертичного оледенения, что способствовало сохранности древних россыпей и исключило широкий площадной разнос россыпеобразующих минералов. С другой стороны, важнейшее влияние на формирование позднекайнозойских россыпей и на условия залегания и горногеологические условия отработки всех без исключения россыпных месторождений оказало развитие в пределах мегапровинции мощной многолетней мерзлоты и установившиеся с начала плейстоцена обстановки перигляциального (криогенного) литогенеза со специфическими условиями высвобождения и транспортировки обломочного материала.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru ©
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!