Россыпная мегапровинция Южно-Американских Кордильер


Орогенно-складчатый пояс Южно-Американских Кордильер (ЮАК) не относится к числу крупнейших россыпных мегапровинций Мира; его россыпной потенциал резко уступает россыпному потенциалу других орогенно-складчатых систем Тихоокеанского кольца, в частности, мезозоидам Северной Америки.

К сожалению, автору неизвестны (недоступны) какие-либо обобщения, затрагивающие этот вопрос, хотя очевидно, что причина этого лежит в особенностях тектоно-геоморфологической эволюции пояса, субаэральное развитие которого началось только в мелу, в арауканскую фазу андского тектогенеза (Патагонская Кордильера). Именно с этого времени началось формирование потенциально россыпеобразующих формаций складчатого пояса.

Аккреционные процессы в северной части пояса начались только в середине мела. В результате произошла сопровождавшаяся мощным метаморфизмом обдукция офиолитовых покровов Центральной Кордильеры, за которой последовало внедрение грамитоидов. Меловой импульс тектонической активности проявился и в Центральных (Перуанско-Чилийский сегмент), и в Южных Андах в виде внедрения в среднем мелу крупнейших гранитных батолитов, таких как Береговой батолит Перу и Патагонский, и накопления у подножья возникших горных хребтов верхнемеловой молассы. Рост горных сооружений и мощный гранитоидный магматизм (батолит Антиохия в Колумбии) имели место и а последующую, инкскую фазу тектогенеза, завершившуюся в конце эоцена.

После локальных деформаций в олигоцене-начале миоцена, одним из проявлений которых было накопление грубообломочной континентальной молассы в грабене Альтиплано (Боливия), в середине миоцена наступил главный этап орогенного развития Анд (собственно андская фаза, или фаза Кечуа) - интенсивное воздымание всей горной системы и мощные надвиговые процессы в Восточной Кордильере, обусловленные продолжающимся спредингом Южно-Американской плиты в восточном направлении. На этом фоне происходит образование грабенов (эпиорогенных рифтов), активизируются сдвиговые процессы и развивается мощный известковисто-щелочной (андезитовый и базальтоидный) вулканизм. Пик указанных процессов пришелся на миоцен, но отголоски их в виде активного вулканизма и высокой сейсмичности продолжаются и поныне, свидетельствуя о незавершенности орогенного этапа развития Анд.

Указанные особенности тектонического строения горной системы находят прямое отражение в ее морфоструктуре и строении поверхности - в чередовании линейных складчато-глыбовых хребтов, разделенных внутригорными депрессиями, в определенных различиях строения трех главных горных цепей Западной, Центральной и Восточной Кордильеры, а также в широком развитии вулканогенного рельефа - вулканических плато и отдельно стоящих вулканов, сохраняющих свою активность до настоящего времени (влк. Котопахи), в развитии форм тектоно-и сейсмогенного рельефа (тектонических швов, сейсмодислокаций, сейсмооползней). Сохраняющаяся тенденция горизонтальных движений обусловила многочисленные перестройки долинной сети, особенно ярко проявившиеся в области береговых хребтов Западной Кордильеры, на их границе с прибрежными денудацонно-аккумулятивными равнинами. К этому следует добавить влияние ледового, аридного и криогенно-аридного морфолитогенеэа в высокогорных районах и на внутренних плато.

В размещении рудных месторождений пояса, в том числе и потенциально россыпеобразующей минерализации, важнейшую роль играет поперечная тектоническая зональность, отражающая сочетание эвгеосинклинального (на западе) и миогесинклинального (на востоке) режимов развития. В отношении потенциально россыпеобразующей минерализации это проявляется в наличии субпаралелльных зон (поясов) базитовых массивов с железистой (титаномагнетитовой) минерализацией, пояса платиноносных офиолитовых ультрабазитов (на севере), пояса медно-порфировых (с золотом) и золото-серебряных месторождений, пояса оловянно-полиметаллических месторождений, которые не только сменяют друг друга в пространстве, но и отражают смену магматизма во времени. На эту картину накладывается продольная неоднородность системы, обуславливающая, в частности, уникальность Боливийского сегмента (Боливийской провинции), в котором сочетаются черты срединного массива, существовавшего в каледонское время, позднепалеозойского сланцевого прогиба и области проявления многоэтапного - раннемезозойского, олигоцен-раннемиоценового и средне-позднемиоценового - магматизма, что обусловило совмещение разнотипного оруденения и полихронность многих уникальных рудных месторождений (например, Потоси, Оруро).

Все это позволяет говорить об отчетливо полиминеральном профиле россыпной минерализации, облик которой определяют россыпи золота, сосредоточенные в субпровинциях (поясах): Перуанской, Чилийской и Боливийской, россыпи олова - в Боливийской субпровинции, платиноидов, хромшпинелидов, часто вместе с золотом - в субпровинции Чоко-Пасифико-Барбокоас (PGE, Au, Cr). Россыпная минерализация ЮПК представлена небольшими россыпями изумруда в Восточно-Колумбийской супровинции (Мосо и др.), которые заметно уступают коренным месторождениям.

Из перечисленных минеральных типов россыпей россыпи золота имеют наибольшее промышленное значение. Основную роль играют золото-носные россыпи, которые группируются в пределах двух минерагенических зон - в области береговых плато и хребтов Западной Кордильеры (Перуанская и Чилийская субпровинции), в осевой части Восточной Кордильеры и на прилегающих плато (Боливийская золото-оловоносная субпровинция). Все они отрабатывались еще во времена инков, а в дальнейшем с различной степенью интенсивности в XIX и XX веках.

С.С. Кальниченко с соавторами указывают, что в качестве источника питания россыпей выступает полихронное оруденение, представленное рудами золото-кварцевого, золото-сульфидно-кварцевого и золото-гематито во го типов, Эпитермальные золоторудные проявления в миоценовых вулканитах также сопровождаются небольшими россыпями с мелким золотом. Наиболее благоприятные условия для формирования россыпей существуют в области низкогорий, денудационных плато и денудационно-аккумулятивной прибрежной равнины, а в высокогорной зоне -в пределах тектонических депрессий либо на высокогорных плато, каковым является Альтиллано, Генетически они представлены аллювиальными россыпями современных и древних долин, как погребенных, так и приподнятой долинной сети на междуречьях, которые особенно характерны для продольных депрессий прибрежной зоны, где активно протекают процессы перестройки долинной сети, В пределах высокогорных хребтов и у их подножья известны флювиогляциальные россыпи, а в холодных пустынях высокогорных плато - делювиально-пролювиальные россыпи и россыпи конусов выноса, иногда заключающие по два-три рудных пласта. На побережье известны также промышленные концентрации золота в отложениях современных пляжей и приподнятых морских террас. Значительными ресурсами обладают техногенные россыпи, особенно отвалы мускульной отработки ранних этапов освоения территорий.

В качестве примера золотоносных россыпей Боливийской субпровинции могут быть охарактеризованы россыпи Северной Боливии, распространенные по обоим склонам Восточной Кордильеры: как по юго-западному, обращенному к Альтиллано, так и по северо-восточному, обращенному к бассейну Амазонки. Многие из россыпей к настоящему времени отработаны, однако в последние два десятилетия проспекторскими работами выявлены новые участки с высокими содержаниями россыпного золота. Был также высказан положительный прогноз в отношении россыпной золотоносности предгорных коллювиальных шлейфов восточного склона хребта.

Как было показано в работе, важнейшие факторы формирования россыпей: экспозиция коренных источников, первичная концентрация золота в служивших промежуточными коллекторами позднекайнозойских конгломератах, ледниковый, водно-ледниковый и флювиальный разнос и дальнейшее латеральное переотложение золота -целиком спровоцированы процессами андийского (начавшегося в раннем триасе и продолжающегося поныне) орогенеза и происходили на фоне мощных надвиговых процессов и тектонического скучивания коры в области Вост. Кордильеры (рис. 4.59).

Основная масса россыпеобразующего оруденения представлена золото-кварцевыми жилами, локализованными в породах нижнего палеозоя. Вскрытие россыпеобразующего оруденения произошло в середине миоцена; на вторую половину миоцена приходится и формирование золотоносных конгломератов формации Коллпана, выполняющих расположенный на высоте 3700-4200 м одноименный седиментационный бассейн протяженностью около 30 км при ширине 3-7 км. Фациально эта золотоносная формация представлена гравийно-галечным материалом, песчаниками и глинами, отлагавшимися реками с блуждающими фуркирующими руслами и аллювиальными конусами выноса. Местами (северо-восточнее г. Оруро) миоценовые конгломераты перекрываются позднемиоценовыми (5.4 млн. лет) дацитами формации Солидад, связанными с формированием кальдеры, выполненной эпитермальными туфогенно-озерными осадками.

Начиная с плиоцена, на фоне тектонического скучивания и активного воздымания хр. Восточной Кордильеры происходило интенсивное поступление золота в аллювиальные россыпи ближнего сноса как непосредственно из коренных источников, так и за счет размыва конгломератов. Четвертичные флювиогляциальные россыпи юго-западного склона, например, россыпи бассейна р. Улла-Улла вблизи границы с Перу, формировались в основном за счет непосредственного размыва первичных источников, без участия промежуточных коллекторов.

Напротив, многократное переотложение золота в условиях "надвигового фронта" в долинах восточного склона способствовало формированию более протяженных и удаленных по латерали аллювиальных русловых, долинных и террасовых россыпей в долинах рек Пеллечуко, Консата, Типуани, Чаллана. Для области пьедмонта характерны также достаточно масштабные россыпные месторождения, связанные с четвертичными золотоносными формациями Кангалли и Тутумо, развитыми в бассейне рек Тилуани-Мапири и в синеклизе Туичи, осадки которых занимают площадь 3000-5000 км2. В составе этих аллювиальных свит, в целом характеризующихся непромышленными концентрациями золота, выделяются промышленные струи, занимающие приплотиковое положение в палеодолинах низкого порядка. Описанные золотоносные свиты предгорьев, в свою очередь, являются промежуточным коллектором для аллювиальных россыпей, расположенных ниже по течению долин среднего-высокого порядков.

Я. Красон, изучавший россыпи золота плато Альтиплано, приводит данные о том, что содержание золота в миоценовых конгломератах формации Коллпана на отдельных участках составляет 8-10 г/м3, достигая 20 и даже 80 г/м3 в отдельных струях и горизонтах при мощности толщи от 50-75 до 100 м. Эти участки являются объектами весьма эффективной малообъемной ручной старательской добычи, возможности расширения которой, однако, лимитированы дефицитом воды на пространствах Альтиплано.

Следует подчеркнуть, что широкий диапазон литогенетических обстановок в пределах россыпной мегапровинции как следствие ее субмерионального простирания на расстояние более, чем 6000 км и значительного вертикального диапазона (от приморских равнин до высокогорной зоны) способствовал тому, что условия для россыпеобразования в "экстремальных" обстановках возникали не только в зоне высокогорных пустынь, но и в областях горно-долинного и даже в краевой зоне покровного четвертичного оледенения. Опираясь на данные, приводимые в ряде работ, можно видеть, что на южном фланге мегапровинции, а частности, на островах арх. Огненная Земля, формирование россыпей золота происходило в непосредственной близости от края двигавшихся в северном направлении ледников Антарктического массива. Как видно из рис. 4.60, выявленные здесь россыпи золота, по-видимому, первоначально флювиогляциального генезиса, претерпевшие затем флювиальную и морскую переработку, располагаются по периферии отдельных ледниковых языков, двигавшихся к северу по Магелланову проливу и зал, Инутиль, в соответствии с положением стадиальных морей фазы дегляциации.

Как известно, Андский (Боливийский) оловоносный пояс в пределах Восточных Анд представляет собой одну из крупнейших оловорудных провинций Мира, Протяженность этого пояса, проходящего через всю Боливию и захватывающего южные районы Перу, составляет около 800 км. Оловянное оруденение пояса полиформационно (от оловоносных пегматитов до касситерит-сульфидной формации) и формировалось в несколько этапов, укладывающихся в возрастной интервал от 200 до 7.5 млн. лет. Оно группируется в пределах двух районов, занимающих осевую часть и склоны хр. Восточной Кордильеры. Северный из них, примыкающий к оз. Титикака и дренируемый верховьями рек бассейна р. Бени, характеризуется развитием оруденения пегматитовой формации в связи с меловыми гранитами (батолит До Сората), прорывающими метаморфические сланцы девона, и месторождений касситерит-кварцевой формации (Круус Рох, Чохия), включая оловоносные грейзены. Там же находятся многочисленные месторождения касситерит-силикатной формации (Ларамкота, Монте-Бланко, Караколес и др.), в том числе ее турмалинового типа. В полях этих месторождений распространены небольшие склоновые, ложковые и аллювиальные оловянные и олово-вольфрамовые россыпи, промышленная значимость которых невелика. На южном фланге оловоносного пояса (провинции), к югу от г. Кочамамба, тип оловянного оруденения меняется: здесь доминирует оловянное оруденение касситерит-сульфидной формации, ассоциирующее с субвулканическими, жерловыми фациями ("трубками взрыва") гранитоидного магматизма (месторождения Потоси и Лялягуа) и характеризующееся широким участием сульфидов и сульфостаннатов, сульфосолей серебра и полиметаллов. Этот тип минерализации, как известно, мало благоприятен для формирования россыпей; ситуация ухудшается также незначительным срезом возможных коренных источников. Имеющиеся россыпи невелики по масштабам и образованы преимущественно мелким касситеритом. Тем не менее, в районе месторождения Каргайкольо, приуроченного к штоку дацитов в поле развития миоценовых лав и туфов, в долине р. Короны, известны коллювиальные и аллювиальные россыпи, образованные колломорфным касситеритом, который встречается в россыпи в виде сростков с халцедоновидным кварцем.

Высокогорное положение оловоносного пояса Боливии и его совпадение с зоной развития четвертичного горно-долинного оледенения определили существенное влияние ледников на транспортировку рудоносного материала и образование концентраций касситерита в моренных и флювиогляциальных образованиях. Во всяком случае, такая точка зрения высказывается в упомянутой выше работе, авторы которой опираются на данные, полученные компанией RGC Exploration Pty. Ltd. по бассейну р. Котани в Кордильере-де-Липес в 200 км к югу от г. Потоси (рис. 4.61).

Среди других типов россыпной минерализации следует назвать также россыпи изумруда, известные в знаменитой изумрудоносной провинции Колумбии в пределах северного фланга Восточной Кордильеры. Они связаны с изумрудоносными кальцитовыми и альбититовыми жилами и представляют собой небольшие по объему, но богатые элювиально-склоновые россыпи, как правило, отрабатываемые на начальной стадии эксплуатации месторождений. В районе Якупи открыты также богатые аллювиальные россыпи изумруда, образованные мелкими кристаллами иногда уникального качества, хотя в целом, как и в других изумрудоносных районах Мира, россыпные месторождения Колумбии значительно уступают по своей распространенности и промышленной значимости уникальным коренным месторождениям. Этот феномен, отличающий изумруд от других ювелирных камней, способных накапливаться в промышленных количествах в россыпях, на наш взгляд, еще не нашел адекватного объяснения. Обычно в качестве главной причины называется неблагоприятный структурно-морфологический тип коренных залежей, представленных маломощными крутопадающими жилами. Это объяснение не выглядит достаточно убедительным, особенно для районов с развитием тропических кор выветривания, обеспечивающих не только практически полное высвобождение устойчивых минералов, но и их эффективное остаточное обогащение в элювиально-склоновых россыпях и дальнейшую концентрацию в аллювии.

Итак, причину достаточной ограниченности россыпного потенциала Южно-Американских Кордильер (Андийской россыпной мегапровинции), по сравнению с другими мезозоидами Тихоокеанского кольца, по-видимому, следует искать в относительной молодости этого орогенного пояса, деструкция поверхности которого и вскрытие возможных коренных источников россыпей начались только в конце мела после арауканской фазы андского тектогенеза.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru ©
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!