Типы шельфовых областей и их россыпная минерагения


Россыпная специализация шельфовых областей определяется структурным типом континентальной окраины и особенностями ее эволюции в кайнозое, с одной стороны, и характером литодинамических процессов, которые в глобальном плане определяются климатической зональностью, особенностями циркуляции водных масс Мирового океана, их физическими свойствами и режимом волнения, с другой. Особенности размещения россыпей шельфовых зон Мирового океана в свое время были подробно охарактеризованы в сводке, к которой мы и отсылаем читателя. Это позволяет нам кратко остановиться на главных отличительных особенностях шельфовых россыпных провинций.

Среди различных классификаций шельфов и рассмотрения их минерагении наиболее "жизненным" является подразделение шельфов по их принадлежности к пассивным континентальным окраинам (окраинам атлантического типа) и активным континентальным окраинам, или окраинам тихоокеанского типа. Шельфы пассивных континентальных окраин, в свою очередь, с учетом особенностей их строения делятся на арктический и атлантический типы, а шельфы активных континентальных окраин - на шельфы островных дуг и шельфы окраин андийского типа. Нетрудно видеть, что шельфы России принадлежат к двум типам - арктическому (весь север и часть Берингова моря) и островодужному (моря Дальнего Востока).

Для целей настоящего исследования весьма важно также понимание различий между шельфом материковых окраин и шельфом внутренних морей с присущими им особенностями циркуляции водных масс, литодинамикой, положением зон выноса, транзита и накопления осадочного материала и, как итог, различиями процессов формирования концентраций минерального сырья. К тому же следует принять во внимание, что по отношению к собственно океанам (без морей) площадь шельфа составляет не более 3%. в то время как во внутренних морях шельфы занимают около 50.6% их площади.

Поскольку состав пород области питания и особенности геологической истории кайнозойской шельфов (пространственно-морфологический фактор цитируемых авторов) играют определяющую роль в формировании минерального спектра россыпей шельфов, главным классификационным признаком шельфовых россыпных провинций как раз и является их принадлежность к шельфам пассивных или активных континентальных окраин со свойственными последним комплексами магматических, метаморфических и осадочных пород и режимом тектонического развития. Типичными примерами шельфов первого типа являются шельфы, окружающие древние платформы (Восточно-Европейскую, Африканскую, Бразильскую, Австралийскую, Индостан), и деструктивные континентальные окраины, сформированные на палеозойском и мезозозойском складчатом основании (Восточно-Арктический шельф Евразии, океаническое обрамление Тасманского складчатого пояса Восточной Австралии, шельфовые области Мезо-Европы). Различия шельфов активных континентальных окраин -островодужного и андийского типов - отчетливо видны при сравнении западного и восточного секторов Тихоокеанского бассейна. Каждому из них свойственен свой набор минеральных, возрастных и морфогенетических типов россыпей, о чем было сказано при описании соответствующих россыпных провинций и мегапровинций континентов.

Напомним, что в геоструктурной классификации шельфов, предложенной Г.С. Ганешиным с соавторами, соответственно различаются: ортошельфы - плитные структуры, сформированные на структурах древней консолидации, парашельфы, основанием которых служат палео- и мезозойские складчатые системы (супертеррейны), и гемишельфы - шельфы кайнозойских складчатых областей, островных дуг и океанических островов. О.К. Леоньев и Д.Е. Гершанович подчеркивают, что с геоморфологической точки зрения, именно шельфы пассивных континентальных окраин (пара- и ортошельфы) являются "классическими" шельфами, т.е, затопленными окраинами материков, или молодыми плитными структурам, и выделяют их как шельфы трансгрессивного типа ("эвстатические шельфы", по А.И. Айнемеру), которым противопоставляются выработанные (абразионные) шельфы молодых горных сооружений и вулканических островов и, как особый тип, выдвижные аккумулятивно-дельтовые шельфы формирующиеся в области выноса крупнейших рек Мира (например, авандельта р. Брамапутры).

Важнейшим фактором, определяющим условия локализации, морфогенетические типы россыпей континентального и морского генезиса и их продуктивность, является тектоно-геоморфологическая эволюция континентальной окраины, в том числе режим ее прогибания, стабилизации и относительного воздымания, а также влияние звстатических колебаний уровня Мирового океана, размах которых только на последнем отрезке четвертичной истории (последний ледниковый цикл) составлял, как известно, более 100 м, т.е. практически от бровки шельфа (-100-110 м) до +5-10 м на суше. Следствиями этого являлось удлинение или сокращение долинных систем -главных поставщиков россылеобразующих минералов на окраину континента, перестройка речных бассейнов, перегруппировка областей питания россыпей, захоронение (или эксгумация) ранее сформированных континентальных и литоральных россыпей, их переработка в ходе последующих трамсгрессивно-регрессивных циклов и, как итог, широкий диапазон морфогенетических типов и возрастных групп россыпей и их различная позиция в разрезе осадочного чехла.

Наконец, важнейшим региональным и локальным фактором россыпеобраэования является литодинамика шельфового бассейна, в особенности его прибрежной зоны. Отсылая читателя к классическим работам В.П. Зенковича, В.В. Лонгинова, А.А. Аксенова, Е.Н. Невесского. А.И. Айнемера и других исследователей, занимавшихся литодинамикой прибрежной зоны, хотим обратить внимание на следующее.

В глобальном плане, т.е. в масштабе россыпных мегапровинций и провинций, литодинамика прибрежной зоны, обуславливающая транспортировку, сепарацию и концентрирование тяжелых россыпеобразующих минералов, определяется процессами циркуляции атмосферы и связанными с ними режимами волнений. Известно, что самые богатые и масштабные прибрежно-морские россыпи тяжелых минералов формируются на открытых океанских побережьях низких широт (см. рис. 7.1), подверженных длиннопериодическим волнениям типа зыби, на выровненных аккумулятивных и выравниваемых абразионно-аккумулятивных отлогих берегах (т.н. "surfing beaches"). При этом условия формирования рудных скоплений на побережьях, подвергающихся воздействию волнения типа зыби западного и восточного направлений, существенно различаются. Менее благоприятны для возникновения аккумулятивных концентраций тяжелых минералов побережья изолированных внутриконтинентальных морей с относительно ослабленным волновым воздействием. Берега, подверженные воздействию устойчивых штормовых волн и характеризующиеся развитием абразионных платформ, в общем случае благоприятны для формирования россыпей ближнего сноса (золота, хромита, касситерита), в том числе остаточных валунных россыпей.

В число зональных факторов, определяющих литодинамику береговой зоны и формирование тех или иных типов россыпей, входит также ледовитость бассейна, которая, ослабляя разгон волн и сокращая продолжительность периода активного волнового воздействия, с одной стороны, препятствует формированию высоко сортированных концентраций, каковыми являются россыпи тяжелых минералов, а с другой - способствует формированию и сохранности россыпей абразионных и абразионно-аккумулятивных платформ,

Среди низкоширотных открытых побережий особое место занимают берега, подверженные муссонам, например, Индия и Шри-Ланка, где возникают специфические условия для сезонного восстановления ранее отработанных пляжевых россыпей.

Катастрофическое цунами 2006 г. в Юго-Восточной Азии позволило выявить влияние еще одного ранее не изучавшегося фактора. Возникающие при цунами катастрофические волны аномальной высоты включают в переработку материал более глубоких частей подводного склона; вынося этот материал в зону пляжа, они вызывают мощную подпитку россыпей и резко повышают их продуктивность.

Перечислим главнейшие шельфовые россыпные мегапровинции и провинции Мира.

К важнейшим по своему россыпному потенциалу россыпным провинциям шельфовых областей пассивных континентальных окраин, приуроченным к обрамлению древних платформ, относятся:

- Восточно-Африканская шельфовая мегапровинция комплексных россыпей тяжелых минералов; генезис россыпей - пляжевые, террасовые и дюнные; возрастной диапазон россыпной минерализации - мел-кайнозой, возраст крупнейших промышленных россыпей - плиоцен-голоцен;

- Западно-Африканская Атлантическая шельфовая мегапровинция с двумя провинциями: Намакваленд-Намибия алмазоносная, с подводными аллювиальными и дельтовыми россыпями и комплексами прибрежно-морских и эоловых россыпей современной и приподнятых береговых линий (миоцен-голоцен) и Атлантического побережья северо-западной Африки, с преимущественным развитием комплексных россыпей тяжелых минералов (пляжевых, дюнных, террасовых);

- Бразильская Атлантическая шельфовая провинция комплексных прибрежно-морских россыпей тяжелых минералов;

- Западно-Южно-Австралийская шельфовая мегапровинция комплексных прибрежно-морских россыпей тяжелых минералов преимущественно в связи с приподнятыми береговыми линиями плейстоценового (Залив Географов), плиоценового (Марри-Бейсин и Энибба) и эоценового возраста (эукла-Бейсин), с преобладанием погребенных пляжевых и сублиторальных, а также террасовых и дюнных россыпей.

- Индийская шельфовая мегапровинция комплексных россыпей тяжелых минералов с двумя провинциями: Западно- и Восточно-Индийской (включая шельф Шри-Ланки), с преобладанием современных пляжевых, в меньшей мере террасовых дюнных россыпей.

В качестве примера россыпных провинций комплексных россыпей тяжелых минералов, приуроченных к шельфам на складчатом палеозойско-мезозойском основании (парашельфах Г.С. Ганешина с соавторами), обладающих наиболее значительным потенциалом, следует назвать:

- Северо-Американскую Атлантическую шельфовую провинцию (возрастной диапазон россыпной минерализации - мел-кайнозой, а промышленных месторождений - плиоцен-голоцен) (унаследована с океана Япетус);

- Восточно-Австралийскую провинцию с преобладанием пляжевых и дюнных россыпей преимущественно позднеплейстоценового-голоценового возраста, на структурах Тасманского складчатого пояса (побережье шт. Квисленд и Новый Южный Уэльс).

Крупнейшие шельфовые россыпные провинции с преимущественно оловянным, а также золотым профилем россыпной минерализации приурочены к парашельфам на мезозойском складчатом основании. К их числу относится оловоносный шельф Юго-Восточной Азии ("шельф Оловянных островов") с его богатейшими затопленными и погребенными россыпями континентального ряда и морскими (донными) россыпями и Восточно-Арктическая шельфовая провинция, россыпной потенциал которой определяют богатейшие месторождения, среди которых Рывеемское золотоносное месторождение-гигант и целая плеяда крупнейших оловянных россыпей Чокурахско-Ляховской зоны, более половины запасов и ресурсов которых сосредоточено ниже уровня моря.

Россыпной потенциал шельфов активных континентальных окраин андийского типа изучен плохо и, во-видимому, ограничен в силу особенностей строения и развития шельфов и узости прилегающих прибрежных равнин. Как следует из рис. 3.38 и рис. 4.40, для них характерны остаточные бенчевые и небольшие пляжевые россыпи хромитов, МПГ, отчасти золота. Более выразителен, как следует из главы 6, стиль россыпной минерализации шельфовой зоны островодужных систем, в пределах которой располагаются все сколько-либо значительные железистые россыпи (россыпи титаномагнетита).

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru ©
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!