Монтаж грузоподъемных механизмов

27.06.2016

Транспортирование большинства тяжелых монтажных механизмов на строительной площадке является сложным процессом, требующим специальных подготовительных работ и соответствующего оборудования. Производят его по проекту производства работ и технической документации крана, входящей в состав документации.
Для монтажа небольших по объему сооружений целесообразно применение мобильных механизмов, перевозка и монтаж Которых не требуют больших затрат и трудоемкости.
Рассмотрим монтаж механизмов, применяемых в монтажной практике, начиная с простых.
Для монтажа мачт, применяемых в отдельных случаях, необходимо предварительно подготовить площадку для сборки мачты в горизонтальном положении и место для ее установки; устроить якоря для крепления расчалок и лебедок подъемного полиспаста и полиспастов расчалок.
Монтаж мачты производят в следующей последовательности: мачту собирают в горизонтальном положении из отдельных секций, на которые она была разобрана для перевозки; расчалки мачты закрепляют к ее оголовку и другим концом крепят к лебедкам у якорей или к якорям; запасовывают грузовой полиспаст мачты.
Подъем мачты проще всего производить гусеничным краном, если он есть на площадке и его грузовая характеристика обеспечивает установку мачты в вертикальное положение. Такой способ подъема не отличается от подъема краном колонн.
При недостаточной грузоподъемности и высоте подъема крюка гусеничного крана монтаж мачты выполняют методом поворота. Мачту в этом случае укладывают так, чтобы ее основание находилось у места опоры в проектном положении, после чего ее поднимают краном путем поворота вокруг нижней опоры. Мачта при этом должна быть расчалена в плоскости, перпендикулярной плоскости подъема. Если высоты подъема крюка крана недостаточно для установки мачты в вертикальное положение, окончательное дотягивание ее до проектного положения производят расчалкой, расположенной в плоскости подъема, или подъемным полиспастом мачты (рис. 4.1).
Монтаж грузоподъемных механизмов

Если краны отсутствуют на площадке, монтаж мачты производят при помощи вспомогательной мачты.
Для монтажа высоких тяжелых мачт применяют падающую стрелу.
Монтаж шевров не отличается от монтажа мачт. Портальные подъемники большой высоты поднимаются обычно двумя падающими стрелами, работающими синхронно.
Поднятые мачты удерживаются в вертикальном положении расчалками. Низ мачты должен быть также расчален от смещения ее при наклоне и от усилий в сбегающей нитке грузового полиспаста.
Мачты во время работы можно перемещать по специальным путям (обычно переносным). Передвижения мачт производят грузовой или специальной лебедкой. При использовании грузовой лебедки в основании мачты крепят отводной ролик, через который пропускают канат, закрепленный одним концом за якорь (располагается в направлении движения мачты), другим — за крюк грузового полиспаста. При сокращении полиспаста мачта передвигается (рис. 4.2). Мачту можно также передвинуть в направлении грузовой лебедки, закрепив ходовую нитку полиспаста в основании мачты. Передвигая мачту, попеременно отпускают и натягивают передние и задние расчалки. Наклон мачты должен быть не более чем на 15°. При этом низ мачты должен удерживаться тормозной расчалкой.
Монтаж грузоподъемных механизмов

Автомобильные краны, применяемые для монтажных работ, перемещаются по площадке и на другие объекты самоходом с опущенной стрелой минимальной длины.
Легкие гусеничные краны перевозят на трейлерах без разборки со стрелой минимальной длины.
Габариты тяжелых гусеничных и рельсовых кранов не позволяют перевозить их без разборки на отдельные части. Краны разбирают обычно на следующие узлы: поворотная часть, которая может быть также с короткой стрелой или с нижней частью стрелы, неповоротная рама, гусеничные или рельсовые тележки и рабочее оборудование. Монтаж, демонтаж, погрузку и разгрузку таких кранов производят с помощью гусеничных кранов меньшей грузоподъемности. Грузоподъемность вспомогательных кранов должна обеспечивать погрузку поворотной части на транспортные средства.
Если необходимо увеличить длину стрелы, ее опускают на козлы и разъединяют один стык. Затем нижнюю часть стрелы подвешивают к двуосной стойке, распускают стреловой полиспаст, после чего кран с нижней частью стрелы отъезжает, а в образовавшийся промежуток вставляют дополнительные секции стрелы.
Монтаж тяжелого гусеничного крана начинают со сборки ходовой части на спланированном и уплотненном участке с основанием, выдерживающим нагрузку 0,5 МПа. Затем вспомогательным оборудованием устанавливают кабину без противовесов, а для кранов СКГ-63 и других — без пульта управления, его устанавливают отдельно. Далее собирают и поднимают рабочее оборудование, регулируют предохранительные тяги и затем крепят противовесы. После этого кран готов для испытания и работы.
Монтаж грузоподъемных механизмов

Монтаж башенно-стрелового оборудования начинают со сборки стрелы необходимой длины. Затем вдоль оси крана, проходящей параллельно расположению гусениц, на клетках собирают маневровый гусек так, чтобы его оголовок находился у крана, а основание — у места соединения гуська с оголовком стрелы. Стрелу предварительно поворачивают на 15-16°. Гусек собирают так, чтобы его нижняя плоскость была сверху. Затем стрелу опускают и гусек закрепляют в оголовке стрелы шарниром, а оголовок гуська грузовым канатом крепят к корню стрелы. Стрелу стреловым полиспастом поднимают до такого положения, чтобы можно было грузовым канатом повернуть гусек до вертикального положения. В этом положении крепят тяги. Дальнейший подъем гуська производят основными полиспастами (рис. 4.3).
Сборку рельсовых кранов типа CKP также начинают с установки ходовых тележек и нижней рамы на заранее подготовленном участке путей. Затем устанавливают вспомогательным краном поворотную часть, кабину управления и часть плит противовеса.
Мобильные башенные краны типа КБ имеют такое же опорно-поворотное устройство, как и стреловые краны. Башня этих кранов закреплена в основании на горизонтальном шарнире, что позволяет при демонтаже опустить ее на подкатную тележку или седло тягача.
Стрелу крана предварительно опускают вдоль башни вниз оголовком. Под опорную ходовую часть крана подводят специальные автомобильные колеса и на них передают нагрузку от кранa. В таком положении кран может быть переброшен на другую площадку.
Из-за больших размеров тяжелых башенных кранов возникает необходимость их разборки на составные части. Монтаж, демонтаж кранов и их перевозка — трудоемкие процессы. Перевозку, монтаж и демонтаж кранов типа КБ производят с минимальной разборкой.
Перед демонтажом крана стреловым полиспастом опускают стрелу вдоль башни. После этого башню, которая внизу опирается на горизонтальный шарнир, поворачивают вокруг него и опирают на тягач. Опорную раму поддомкрачивают и под нее подводят подкатные тележки. Перевозят кран с башней минимальной длины. Для монтажа крана должен быть подготовлен участок, где он будет передвигаться. Кран располагают у места установки, раму поддомкрачивают и выкатывают подкатные тележки. Затем башню крана поворачивают в вертикальное положение и поднимают стрелу крана. Все операции выполняют механизмами крана и инвентарными приспособлениями.
Изменение высоты башни кранов типов КБ-573 и КБ-674, КБ-676 производят без разбора крана путем наращивания секций башни с помощью монтажной стойки (рис. 4.4).
Монтаж грузоподъемных механизмов

Для наращивания башни оголовок крана специальным полиспастом поднимают по монтажной стойке и закрепляют на ней. Затем грузовым полиспастом заводят очередную секцию башни в образовавшийся проем и соединяют секции башни.
Все вытяжные башенные краны собирают способом подращивания секций башни и выдвижения собранной части, используя портал крана в качестве направляющей и удерживающей обоймы.
Все механизмы для выдвижения башни (обычно полиспасты) предусмотрены в конструкциях крана. Место сборки крана должно обеспечить возможность работы гусеничного крана, который будет монтировать башенный кран, и место складирования его элементов,
Монтаж крана выполняют в такой последовательности. Гусеничным краном в центре подготовленного участка путей собирают верхние секции башни (рис. 4.5). Если кран имеет поворотный оголовок, как, например, кран КБ-300, то собирают и верхнюю часть оголовка. На ходовых тележках, закрепленных на путях крана, монтируют конструкции портала с временным расчаливанием отдельных элементов. Устанавливают лебедки крана и запасовывают полиспасты выдвижения башни крана. К низу собранной части башни присоединяют подъемные балки.
Монтаж грузоподъемных механизмов

Грузовыми лебедками, сокращая длину полиспастов, поднимают собранную часть башни на высоту одной секции. Подводят следующую секцию башни под поднятые конструкции и опускают их на эту секцию. После оформления стыков распускают полиспасты и переносят подъемные балки на низ подставленной следующей секции.
Стрелу монтируют после того, как место ее крепления будет выше верха портальной части. Грузовой полиспаст запасовывают до подъема стрелы.
После проектного закрепления консоли поднимают и закрепляют на конце консоли плиты противовеса в количестве, уравновешивающем вес стрелы при выдвижении башни. Остальные плиты поднимают приспособлениями на кране после полного выдвижения башни на проектную высоту. Опорную секцию башни закрепляют в портале.
Рельсовые краны CKP большой грузоподъемности разбирают для транспортирования на достаточно крупные части, что требует применения для их монтажа тяжелых гусеничных кранов. Перевозят стрелу и гусек минимальной длины и в случае необходимости при монтаже до подъема вставляют нужное число секций. Монтаж оборудования аналогичен монтажу гусеничных кранов с башенно-стреловым оборудованием.
Монтажные стыки кранов собирают на болтах повышенной прочности с пружинными шайбами против откручивания.
Монтаж козловых кранов типов К-305 и К-184 на площадке производят одним, или двумя гусеничными кранами.
На подготовленном участке путей устанавливают в проектное положение и расчаливают ноги крана. Одновременно собирают на подкладках ригель крана, расположив его под углом к оси пути, чтобы обойти ноги крана. Тележку собирают на ригеле и крепят к нему. Подъем ригеля и установку его на ноги производят одним или двумя стреловыми кранами в зависимости от массы ригеля.
Возможен и другой порядок монтажа — сборка ригеля по оси будущего крана, а сборка и установка ног рядом с ригелем. После подъема ригеля ноги подводят под него, что требует особо внимательной работы с расчалками ног при их передвижении.
При отсутствии кранов соответствующей грузоподъемности для подъема ригеля используют мачты, установленные сбоку от ригеля с наклоном или по его центру.
Консольные козловые краны типа КК-32 грузоподъемностью 30 т монтируют стягиванием ног (рис. 4.6). Предварительно по оси будущего положения козлового крана на подставках собирают ригель крана, устанавливают на нем грузовую тележку и кабину. По обе стороны от ригеля по осям подкрановых путем выкладывают ноги крана с опиранием одним концом на ходовую тележку, стоящую на рельсе, а другим концом на тележку, шарнирно прикрепленную к ригелю. Под ходовые тележки подкладывают при сборке башмаки. Низ ног соединяют полиспастом, соединенным с лебедкой. При стягивании полиспастом (башмаки предварительно убирают) тележки перемещают по рельсам, сближают, а затем поднимают ригель. После подъема до проектной высоты внизу ног устанавливают жесткую стяжку, а полиспаст демонтируют.
Монтаж грузоподъемных механизмов