Технико-экономические показатели монтажных работ

29.06.2016

Результаты работ монтажных организаций определяют по технико-экономическим показателям: стоимости строительно-монтажных работ, срокам выполнения работ, производительности труда и качества выполнения работ и др.
Результаты разработанных проектов производства работ, которые являются основой работы монтажных организаций, также определяются технико-экономическими показателями. Технико-экономические показатели, полученные в ППР, должны быть лучше нормативных в результате применения прогрессивных решений.
Основными технико-экономическими показателями, определяющими технический уровень проекта, являются себестоимость монтажных работ, а также продолжительность работ и выполнение установленных сроков, производительность монтажных кранов, затраты труда на единицу объема работ (т или м3) при обязательном высоком качестве работы.
Проектная стоимость строительно-монтажных работ складывается из следующих затрат: заработной платы рабочих, стоимости эксплуатации машин, материальных ресурсов. Заработную плату рабочим определяют умножением суммы всех человеко-смен по графику работ на среднюю зарплату рабочего в смену по нормам плюс затраты труда по накладным расходам (0,092 от суммы накладных расходов).
Стоимость эксплуатации машин определяют умножением общего количества занятых на объекте машиносмен механизмов на стоимость монтажа смены каждого крана плюс стоимость монтажа и демонтажа машин, устройства путей и транспортирования.
Материальные затраты — это затраты на изготовление и амортизацию монтажных приспособлений, затраты на капиталовложения. Все это составляет прямые затраты без стоимости конструкций. К ним следует добавить накладные расходы и размере 8,6% для монтажа стальных конструкций и 15% — для сборных железобетонных.
Производительность монтажных кранов определяют делением объема смонтированных каждым краном конструкций на общее число машиносмен его работы: для стальных конструкций — т/маш.-смену, а для сборных железобетонных — м3/маш.-смену.
Трудозатраты находят делением общего количества трудозатрат по графику в чел.-дн. на весь объем работ в физических величинах: для стальных конструкций — т/чел.-дн., а для железобетонных — м3/чел.-дн.
Полученные технико-экономические показатели сопоставляют с нормативными или смеными. Стоимость строи-тельно-монтажных работ без стоимости конструкций сопоставляют со стоимостью по локальной смете с учетом добавок по договору за особые условия монтажа. Продолжительность монтажа сопоставляют с нормами, установленными СНиПом или практикой монтажа подобных сооружений. Производительность монтажа механизмов сравнивают с производительностью, достигнутой в передовых управлениях заказчика.
Трудозатраты, полученные в проекте, сравнивают с полученными из локальной сметы путем суммирования непосредственных затрат с затратами на обслуживание машин, по сооружению приспособлений (конвейерных линий и т.п.), а также затратами на выполнение работ по накладным расходам. Сравнение можно производить также с данными ЕРЕР.
Технический уровень разработанного проекта производства работ определяют, кроме перечисленных показателей, также объемом применения прогрессивных способов выполнения работ, который может быть определен в % к общему объему работ.
Основным показателем, определяющим качество разработанного ППР, является прибыль, т.е. разница между договорной ценой и стоимостью работ по проекту.
Выбор технических решений монтажа производят сопоставляя приведенные затраты на монтаж конструкций разных вариантов. В решениях могут быть приняты разные методы монтажа, технологии, применяемые механизмы, степень укрупнения конструкции и другие факторы, определяющие как стоимость, так и другие показатели проекта.
Фактором, влияющим на снижение трудозатрат и сокращение сроков монтажа, является степень укрупнения конструкций. Укрупнение конструкций сокращает число подъемов на монтаже, но часто требует увеличения грузоподъемности монтажных механизмов и тем самым увеличения стоимости механизации.
Кроме того, укрупнение конструкций на заводе также увеличивает транспортные расходы, так как при этом резко снижается загрузка платформ. Для доставки укрупненных конструкций требуется больше платформ. Укрупнение конструкций на заводе производят за дополнительную оплату.
Укрупнение конструкций на монтажной площадке также требует дополнительных затрат. Необходимо устройство стендов, стеллажей конвейерных линий, а также применение дополнительных механизмов и транспортных средств для перевозки укрупненных элементов и устройство дорог.
Применение конвейерных линий дает значительный экономический эффект при монтаже покрытий больших площадей с конструкциями, отвечающими крупноблочной технологии, но для небольших объемов устройство конвейерных линий приводит к удорожанию монтажных работ. Для небольших объемов и легких конструкций рационально укрупнение конструкций на стендах с помощью легких кранов.
Для выбора рационального варианта следует определить приведенные затраты на монтаж объекта в соответствии со СН-509-78 инструкции по определению технической эффективности использования в строительстве новой техники. Затраты складываются из стоимости конструкций М, стоимости монтажных работ, включая затраты на эксплуатацию механизмов и накладные расходы С, и капитальных вложения К, которые при расчете в ППР принимают в размере 15% расчетной стоимости машин, механизмов, транспортных средств (включая средства на их транспорт) из расчета на год. Длительность монтажных работ T принимают в годовом исчислении.
Затраты П выражают формулой
П = M + С + 0,1 КТ.

Варианты с меньшими затратами более экономичны.
При сокращении срока монтажа конструкций сокращается также стоимость работ за счет сокращения стоимости материалов, эксплуатации и накладных расходов. Если сокращение сроков монтажа приводит к сокращению сроков всего строительства и досрочному пуску в производство работ объекта, это дает дополнительный экономический эффект. Трудоемкость и выработка рабочих зависят от организации труда рабочих, численного и квалификационного состава бригад, их расстановки, организации фронта работ.
Численность рабочих определяют количеством занятых механизмов. Каждый кран в смену обслуживает звено монтажников. Так как кран выполняет только часть монтажных операций, монтажную бригаду составляют из 2—4 звеньев, которые производят подъем, установку, выверку и временное закрепление конструкций, оформление стыков, установку и снятие подмостей и другие вспомогательные работы.
Сварку и замоноличивание монтажных соединений выполняют специализированные звенья, в отдельных случаях сварщика включают в состав монтажной бригады.
Бригада, выполняющая весь комплекс монтажных работ на монтаже и состоящая из нескольких звеньев, называется комплексной.
Численный состав звена монтажников при монтаже стальных конструкций 6—8 человек, в сборных железобетонных конструкций 4—5 человек, остальных звеньев 2—4 человека. Таким образом комплексная бригада при односменной работе состоит из 10—18 человек, а при двухсменной — 20—35 человек.
Технико-экономические показатели монтажных работ

В другие звенья входят рабочие 3—5 разрядов. Наиболее прогрессивной формой организации труда и работ является бригадный подряд, при котором администрация заключает хозрасчетный договор на выполнение полного комплекса работ или определенного объема работ с монтажной бригадой, В договоре указывается расчетная стоимость этих работ, включая затраты на механизацию и материалы, фонд заработной платы, сроки исполнения работы, премиальные выплаты за долгосрочность и экономию средств, сроки предоставления бригаде конструкций, материалов и механизмов. Четкая работа бригады может быть обеспечена только при своевременном выполнении всех подготовительных работ на площадке и материально-техническом обеспечении.
Бригадный подряд дает существенное повышение производительности труда, экономии материалов, сокращении фондов работы, повышение качества и снижение стоимости работ. Бригадный подряд влияет на личную заинтересованность работающих.